Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №7/2005


ЧИТАТЕЛЬ НА ПРИЕМЕ

С НАДЕЖДОЙ...

Самым больным вопросом для педагогов-психологов, работающих в системе образования, является право на досрочное назначение трудовой пенсии. «Школьный психолог» постоянно получает взволнованные письма читателей, в которых задается один и тот же вопрос: когда же педагоги-психологи, работающие в общеобразовательных школах, будут уравнены в правах по досрочному назначению пенсий с другими работниками системы образования? На государственном уровне эта проблема до сих пор не решена, о чем мы неоднократно и с сожалением информировали наших читателей. И все-таки письмо от коллеги из Тульской области в очередной раз не позволило нам остаться равнодушными...

Работая преподавателем в Чернском педагогическом училище, я получила второе высшее образование и диплом практического психолога. По направлению училища я заочно обучалась в Московском открытом педагогическом университете на факультете психологии. В течение трех лет на время сессий оставляла работу, дом, семью, двоих детей и уезжала «учиться на психолога». 1 сентября 1995 года была назначена педагогом-психологом училища, мой педагогический стаж на тот момент составлял 23 года.
Когда я обратилась за назначением мне, как педагогическому работнику, досрочной трудовой пенсии по старости, специалисты Пенсионного фонда отказались включить в педстаж время моей работы в должности педагога-психолога. Таким образом, получив второе высшее образование и проработав 9 лет педагогом-психологом в педколледже, я «наказала» себя как в материальном, так и в моральном плане. Поясните правомерность отказа Пенсионного фонда и подскажите, как защитить свои права.

Людмила Степановна Иванова

Мы советуем Людмиле Степановне набраться терпения и последовать примеру многих коллег, которые в подобной ситуации, собрав все необходимые документы, подавали исковые заявления в суд. И, насколько нам известно, в подавляющем большинстве случаев они выигрывали судебный процесс.
«Школьный психолог» не раз высказывал свою позицию, которая заключается в том, что в реалиях современной жизни «спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Поэтому любая активность читателей, их письма с вопросами и рассказами о возникающих у них проблемах очень важны не только для тех, кто отважился написать нам, но и для всего психологического сообщества.
Каждое ваше письмо — лишний повод напомнить о своих проблемах, а для нас — возможность обсудить их с представителями органов управления образованием. Так, очередное общение с ведущим специалистом отдела общего образования Департамента государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки РФ Т.Ю. Федотовой вселило пусть небольшую, но надежду на то, что положение педагогов-психологов начнет постепенно меняться к лучшему. Вот что сообщила Тамара Юрьевна читателям «Школьного психолога».

Департамент государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации как одно из приоритетных в своей деятельности выделил направление развития службы практической психологии образования. По мнению специалистов департамента, педагогам-психологам образовательных учреждений должна быть отведена значительная роль в реализации «Приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года».
Для реализации этого документа необходима организация психологического сопровождения развития детей старшего дошкольного возраста с целью выравнивания их стартовых возможностей перед поступлением в общеобразовательную школу; психологическое обеспечение предпрофильного и профильного образования в части дальнейшего развития системы профориентационной работы с обучающимися; психологическое сопровождение единых государственных экзаменов как общенациональной системы оценки качества образования.
В свою очередь, Департамент государственной политики в образовании считает, что отдельные нормативные, правовые, организационно-управленческие и научно-методические проблемы в организации профессиональной деятельности педагогов-психологов образовательных учреждений существенно сдерживают развитие службы и решение вопросов социальной защиты работающих в этой сфере специалистов.
Педагоги-психологи и руководители образовательных учреждений могут направлять свои предложения в адрес Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России.

Тел.: (095) 229-16-39, (095) 229-83-15
E-mail: Fedotova@mon.gov.ru

По сложившейся традиции мы попросили Тамару Юрьевну ответить на ряд писем наших читателей.

Я педагог-психолог с двумя высшими образованиями: психологическим и педагогическим. Стаж педагогической деятельности — 20 лет, психологической — 13. Получила II квалификационную категорию в 2004 году.
Можно ли подавать сразу на высшую квалификационную категорию? Действителен ли приказ № 1908 от 14 декабря 1995 года (прил. 2)?

Педагог-психолог, г. Москва

Порядок аттестации педагогических и руководящих работников системы образования определен вступившим в действие с 1 сентября 2000 г. Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (утвержден приказом Министерства образования Российской Федерации от 26 июня 2000 г. № 1908).
В соответствии с указанным Положением, аттестовавшись на вторую квалификационную категорию в 2004 г., коллега, задавшая вопрос, имеет право в 2005 г. аттестоваться на высшую квалификационную категорию. Основанием для проведения аттестации является заявление работника. Представление иных документов не требуется. Заявление по установленной форме (см. приложение к Положению о порядке аттестации) подается работником в соответствующую аттестационную комиссию в срок с 15 апреля до 30 июня текущего года.

С 1 декабря 2004 года должности педагога-психолога сокращены во всех школах района согласно постановлению РОНО Луховицкого района Московской области. В РОНО нам объяснили, что ставка психолога в школах вводится и финансируется по усмотрению местной администрации. 1 октября 2004 года нас оповестили, что должность психолога подлежит сокращению.
Психологи оказались ненужными в образовательном процессе. Хотелось бы точно знать, что говорит «Закон об образовании» о введении и финансировании ставки психолога в школе.

С надеждой
психологи Луховицкого района

Существующий «Закон об образовании» никто не отменял. В нем четко прописано, что «для работников образовательного учреждения работодателем является данное образовательное учреждение, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации». Поэтому, сокращая ставки психологов, администрация района идет на нарушение действующего «Закона об образовании» (см. документ).


ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОБРАЗОВАНИИ

Глава V. СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН НА ОБРАЗОВАНИЕ

Статья 56. Трудовые отношения в системе образования

Для работников образовательного учреждения работодателем является данное образовательное учреждение, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Трудовые отношения работника образовательного учреждения и образовательного учреждения регулируются трудовым договором (контрактом). Условия трудового договора (контракта) не могут противоречить законодательству Российской Федерации о труде.
Помимо оснований прекращения трудового договора по инициативе администрации, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, основаниями для увольнения педагогического работника образовательного учреждения по инициативе администрации этого образовательного учреждения до истечения срока действия трудового договора (контракта) являются:

1. повторное в течение года грубое нарушение устава образовательного учреждения;
2. применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника;
3. появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

Увольнение по настоящим основаниям может осуществляться администрацией без согласия профсоюза.

подготовила
Ольга РЕШЕТНИКОВА