Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №7/2005


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛУБ

Ольга ПАХОМОВА

ПСИХОЛОГИЯ ПОНИМАНИЯ

Продолжение. См. № 1, 2, 3, 4, 6/2004

ЗАНЯТИЕ 6

ВАНЬКА ЖУКОВ
По своему обыкновению я подготовился к заданию заранее – не только прочитал рассказ Чехова, но и придумал несколько образных моделей. Поэтому я чувствовал себя довольно уверенно. Чтобы продемонстрировать свою раскованность и независимость, я даже откинулся на спинку стула и положил ногу на ногу. И тут же получил нагоняй от Ксюши – я, видите ли, задел ее ботинком. Ну никак не удается почувствовать себя свободной личностью!
К этому времени психолог уже закончил свою напутственную речь, и все по очереди стали говорить, какие образы представились им после чтения рассказа. Многие, как и я, предложили сразу несколько вариантов. Да еще психолог прочитал нам примеры, придуманные ребятами из «Донской гимназии». Так что образов у нас получилось много (пересказываю вам только то, что мне самому больше понравилось).
– После чтения рассказа мне представился образ погасшей звезды. Где-то я читала, что если звезда от нас очень далеко, то она может погаснуть, но мы еще долго будем видеть ее свет. Люди смотрят на небо, мечтают, что когда-нибудь полетят к этой звезде, а на самом деле она уже погасла.

– Потерпевший кораблекрушение человек выплыл на необитаемый остров. Он бросает в море бутылку с посланием и надеется, что кто-то прочтет его письмо и придет к нему на помощь. Он продолжает надеяться и не знает, что послание попало в желудок кита и не дойдет до земли.
– Путник, умирающий от жажды в пустыне, вдруг видит вдали дерево и родник. Из последних сил он ползет к роднику, не догадываясь, что это только мираж.
Я подумал о самолете, потерпевшем аварию над джунглями. Самолет падает, загорается двигатель, но пилот сумел выпрыгнуть из самолета за мгновение до взрыва. Еще в воздухе он успел передать сигнал бедствия – «Sos», но не знает, дойдет ли до кого-нибудь этот сигнал, услышат ли его на базе.
– Когда Ванька пишет дедушке письмо, то в его душе наступает рассвет, выглядывает солнце. Но его надеждам не суждено сбыться, поэтому рассвет превращается в закат, а день – в ночь.
– одуванчик пробивается сквозь трещину в асфальте и распускается. Цветок радуется солнцу и теплу, он не знает, что вырос на дороге и что скоро по ней пойдут люди и поедут машины.
– Ваньке было плохо в деревне, дедушка часто бил его, но сейчас ему кажется это раем... Вот так и животные, пойманные для зоопарка, с грустью вспоминают свободу и свежую зелень. Если на свободе они жаловались на жестоких хищников, то сейчас это не кажется им проблемой.
– Послание, не дошедшее до цели, – это раненый почтовый голубь.
– Иногда бывает, что долго ждешь какого-то праздника, заранее радуешься ему. Но праздник не состоялся, и так становится грустно, такую чувствуешь тоску...
– Свеча горит на столе, в пустой комнате. Это Ванькино одиночество.
– Ласточка случайно залетела в комнату и хочет вылететь наружу. Она бросается на стекло все снова и снова, но только ранит себя. Птица не знает, что это стекло, и ей кажется, что она сейчас полетит... У нас на даче было такое, но мама вбежала в комнату и открыла окно.
Затем психолог зачитал нам еще один пример. Он отличался от других, поэтому я запомнил, как зовут мальчика, который его придумал (его зовут Илья Смолицкий). А пример вот какой:
«Прочитав этот рассказ, я представил, как Ванька сидит на полу и усиленно трет пол тряпкой, все руки его в царапинах и мозолях. А тут приходит хозяйка, такая злая, что только и думает, чтобы выместить зло на бедном Ваньке. И бедный Ванька каждый вечер получает бочку ударов и окриков. Как Прометей, к которому каждый вечер прилетал орел и клевал ему печень. Но у Прометея каждый день вырастает печень, так и Ванька послал письмо и думает, что нашел спасение».
Психолог сказал, что сочинение, написанное Ильей, заставляет задуматься: можно себе представить, что, даже не получив ответа, Ванька вскоре снова возьмется за перо, потому что заметит – когда он пишет, ему становится легче. И тогда, быть может, он станет писать дедушке каждый день, но уже не ради того, чтобы его забрали домой, а ради возможности выговориться, выразить на бумаге свои мысли и чувства. Метафора помогла нам увидеть и такой вариант развития событий.
Но вот примеры закончились, мы все немного помолчали, думая о своем. Потом психолог сказал:
– Теперь, наверное, вам будут понятны слова Михаила Михайловича Бахтина: «Истолкование символических структур принуждено уходить в бесконечность символических смыслов...»
Мы согласились, что они нам понятны.

МНОГОГОЛОСИЕ
– Вы, может быть, заметили, – сказал психолог, – что у нас был не просто диалог, но получилась перекличка образов – многоголосие. Наш мир полон голосов, каждое высказывание, кем бы оно ни было произнесено или написано, несет в себе смысл, который, подобно Ванькиному письму, ищет своего адресата. При соприкосновении высказываний рождаются новые смыслы, или, как говорил Бахтин, появляется новое звено в бесконечной смысловой цепи.
И если мы хотим понять глубину и многомерность смысла, то нам нужно сопоставить свою точку зрения с мнениями других людей. Тогда мы сможем увидеть объект с разных сторон, в разных его проявлениях.
– Получится как с теми слепыми, которые с разных сторон щупали слона? – спросил кто-то из ребят.
– Нет, – ответил психолог, – если мы не будем ничего обсуждать, то тогда действительно получится как с теми слепыми. И нам будет понятен только один какой-то маленький кусочек. А вот если мы будем сравнивать свою позицию с услышанным или прочитанным, то тогда нам удастся понять, что слон – это не какие-то отдельные кусочки, а нечто целое. Притом довольно большое.

ЗАКОН ВЛИЯНИЯ СМЫСЛА
– И еще, – продолжал психолог, – есть закон влияния смысла, открытый выдающимся психологом Львом Семеновичем Выготским. Согласно этому закону, слово, проходя сквозь художественное произведение, вбирает в себя многообразие заключенных в нем смыслов. Название произведения приближается по смыслу к самому произведению, оно становится символом, воплощающим идею.
Таким символом стало имя Ваньки Жукова, потому что оно для нас наполнено смыслом: за ним стоит образ одинокого мальчика, пишущего дедушке письмо. А теперь, когда мы с вами обсудили рассказ, за этим именем появились новые образы – одуванчика, пробивающегося сквозь асфальт, ласточки, рвущейся на волю. Заметьте, что ни об одуванчике, ни о ласточке Чехов не писал, но эти образы помогают нам лучше понять его рассказ.
Влияние (или вливание) смысла возможно не только в художественном произведении, но и в жизни. Если, например, человек прошел войну, сражался за какой-то город, там погибли его товарищи, то название города будет наполнено для него глубоким смыслом. И нам этого не понять, потому что для нас тот город – просто точка на географической карте. Но бывают, конечно, и другие символы, полные смысла сразу для многих людей.
– А вот говорят: «Символы и знаки». Это одно и то же или нет? – спросил Игорь.
– Символ многозначен, – объяснил психолог, – мы сами видели, как за одним образом – именем мальчика Ваньки – вдруг открывается целая цепочка образов и смыслов. Знак тоже обозначает, тоже служит представителем чего-то другого, стоящего за ним. Но его значение более определенное. Пример – дорожные знаки. Увидев знак, водитель должен точно понимать, что этот знак означает, иначе он просто попадет в аварию.
– Вот вы говорите, что Ванька – символ, – вступила в разговор Оленька. – Но в таком случае все наши эксперты – Перышкин, Карасев, директор с тетей Полей – просто знаки. Мы ведь точно знаем, что они будут делать.
– По сути дела, так и есть, – сказал психолог. – Только искусство способно передать характер человека во всей его глубине, а наши учебные примеры – просто схемы. И если бы эти персонажи были живыми людьми, то они могли бы на нас обидеться, ведь мы изобразили их очень упрощенно. Можно даже представить, что они пришли бы к нам на занятие и высказали свои претензии.
И мы тут же попытались себе представить, как бы это выглядело.

БУНТ ЭКСПЕРТОВ
– Вы меня выставили каким-то сухарем, который, кроме учебного процесса, ничем не интересуется, – возмутился бы директор. – Но у меня, как и у всякого человека, есть свои увлечения. Я, например, люблю рыбалку и классическую музыку. А по вечерам мы с внуком делаем из спичечных коробков копии старинных замков. И очень, знаете ли, неплохо получается....
– Не умеете сочинять, так не беритесь, – проворчала бы тетя Поля. – А то изобразили меня какой-то старой калошей. Бывает, конечно, что и поворчу – как же без этого? Да и жизнь ведь у меня довольно тяжелая... Но, вообще-то, по характеру я человек веселый – и петь люблю, и пошутить умею. И раз уж начали обо мне писать, вы и об этом тоже напишите.
– А меня представили воображалой, – обиделась бы Белянчикова. – Но это нечестно, и я не согласна. Между прочим, когда я в последний раз собиралась к гномам, то даже в зеркало ни разу не посмотрелась! Гномики меня понимают, потому что они – хорошие психологи. Вот у кого вам нужно поучиться!
– Да, у меня нет каких-то выдающихся способностей, но зачем это все время подчеркивать? – спросил бы Степанов. – Я ведь еще мальчик, у меня все впереди. пока что я не нашел своего дела, но я его обязательно найду.
– Мне, например, очень понравился Степанов, – сказал бы Карасев, – он такой сдержанный, спокойный. Мне бы хотелось быть похожим на него.
– Вы, конечно, очень упростили мой характер, – сказал бы нам Перышкин, – но благодаря этому мне стали видней некоторые мои недостатки. Так что я на вас не в обиде, и даже могу сказать «спасибо».
Когда все эксперты высказали, наконец, свое мнение о нас и покинули клуб, Сеня жизнерадостно сообщил: – А я знаю, зачем они нам нужны! Ведь Перышкин, директор, тетя Поля – все эти персонажи, они же выражают разные точки зрения. И мы всегда можем мысленно представлять себе их, советоваться с ними, и тогда любое событие сможем увидеть с разных сторон.
Психолог был не уверен, что нам всегда нужно советоваться с Перышкиным и Карасевым. «Каждое мнение выражает чью-то позицию и несет в себе смысл, – сказал он. – Но с кем нам лучше советоваться – это особый вопрос».

БУ-БУ-БУ-ПУ-ПУ-КУ
– А можно ли сказать такое, в чем совсем нету никакого смысла? – спросил Алик.
Психолог объяснил, что у любого высказывания есть автор, который хочет что-то выразить и передать. Высказывания бывают глупые и умные, суждения бывают верные или ошибочные, но все, что говорится, имеет какой-то смысл, хотя бы потому, что выражает позицию говорящего.
– А я могу сказать такое высказывание, у которого не будет никакого смысла! – заявил Алик. – Бу-бу-бу-пу-пу-ку! Какой здесь смысл?
– В твоем высказывании тоже есть смысл, – ответил психолог. – Ты ведь хотел удивить нас, верно? И немножко развеселить. По-моему, тебе это удалось. (Ребята, услышав как Алик «бубубукал», конечно же, стали улыбаться.)
– Но если все, что говорится, имеет смысл, и все, что происходит вокруг, имеет смысл тоже, то тогда получается целое море смыслов, – задумчиво произнесла Галя. – И мы в этом море утонем.
– «Море смыслов» – это очень красивый образ, – сказал психолог. – Только нам совсем не обязательно в нем тонуть – лучше мы отправимся в плаванье.
– Итак – решено! – объявил он ребятам. – На следующем занятии мы с вами отправимся в путешествие по морю смыслов.

ЗАДАНИЯ
«Пиктограмма»
Перед вами список слов и словосочетаний:
1. Тяжелая работа
2. Веселый праздник
3. Темная ночь
4. Мальчик – трус
5. Печаль
6. Мечта
7. Разлука
8. Обман
9. Счастье
10. Сомнение

К каждому из них нарисуйте картинку, глядя на которую вы смогли бы вспомнить эти слова.

Рисунки С. Пахомова

Публикация статьи произведена при поддержке фармацевтической компании «Берлин-Хеми/Менарини», представляющей гепатопротекторный препарат «Резолют». Экология, алкоголь, лекарственные препараты – современный напряженный образ жизни может отзываться болями в печени – органе, призванном выводить из организма токсины, участвовать в пищеварении, аккумулировать вещества, необходимые для организма. Таким образом, печень является жизненно важным органом и нуждается в защите и помощи в восстановлении, что достигается ведением здорового образа жизни и приемом гепатопротекторов.