Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №8/2005


КНИЖНЫЙ ШКАФ

МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

Д.К. Кирнарская
М.: Таланты —
ХХI век,  2004

В последнее время вышло большое число книг по психологии, однако это не означает, что все психологические проблемы полно и всесторонне представлены на страницах печатных изданий. Про музыкальных гениев — как создателей великий произведений, так и талантливых исполнителей — написано немало, но, увы, не психологами. Это, по-видимому, является отражением реального положения дел в психологии и свидетельствует о недостаточной изученности проблемы.
Данное издание в известном смысле уникально, так как его автор одновременно психолог и музыковед и, как сказано в аннотации, один из ведущих специалистов в области теории и практики тестирования специальных способностей. Это не только делает понятным выбор области исследования — музыкальная психология, но и повышает доверие ко всей содержащейся в книге информации (а объем книги составляет почти 500 страниц!). Автор обсуждает проблемы музыкальных способностей и музыкального таланта, анализирует структуру музыкального таланта, делится своими представлениями о том, каким должно быть воспитание музыканта.
Однако в книге речь идет не только о музыкальных способностях, но также и о специальных способностях вообще, и о музыке как части нашей культуры. Что касается специальных способностей, то автор излагает свою точку зрения на современное состояние теории способностей, одаренности и таланта, опираясь, в частности, на теорию мультиинтеллекта (9 видов) Х. Гарднера. Согласно этой довольно интересной теории, каждый из нас обладает всеми видами интеллекта, но в разной степени, а высоко развитыми оказываются одна-две способности.
Что касается музыкальных способностей, то автор утверждает, что биографические материалы свидетельствуют в пользу врожденности и наследственности музыкального таланта. Однако сочинение музыки и ее слушание — вещи разные, и в книге дается положительный ответ на вопрос о возможности развития музыкального слуха. Ключ к музыкальному развитию ребенка лежит в росте его музыкальной мотивации, любви к музыке. По-видимому, данное положение справедливо и для других видов способностей.
Не будет большим преувеличением сказать, что эта книга — прежде всего о музыке, о ее роли в повседневной жизни. Недаром одна из глав так и называется «Homo musicus». Автор убеждает читателя, что музыка необходима, и приводит соответствующие многочисленные доказательства: музыка стимулирует работу мозга, меняет способ мышления и учит мыслить; музыка эффективна в качестве стимулятора школьной успеваемости и т.д. Но важно и другое: музыка украшает жизнь, обогащает эмоционально. Человек музыкальный, слушающий, сочиняющий и исполняющий музыку старше, чем Homo Sapiens. Поэтому главное, что остается по прочтении книги, — желание поближе познакомиться с Музыкой, научиться относиться к ней так же, как и автор книги, то есть с трепетом, восхищением и уважением.

Марина СТЕПАНОВА