Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №9/2005


ПРЯМАЯ РЕЧЬ

КАК СТАТЬ ТВОРЦОМ

Детство прежде всего ассоциируется со сказками: их слушают, читают, смотрят. Но этого, оказывается, мало для полноценного развития ребенка. Надо уметь их сочинять.
Рассказать о роли сказки в формировании личности и обучении ребенка мы попросили человека, разработавшего технологию приобщения детей к сказке, — доктора педагогических наук, профессора кафедры риторики и культуры речи МПГУ Л.Е. ТУМИНУ. Любовь Егоровна долгое время не только преподавала литературу, но и занималась с детьми в кружке «Сочини сказку», созданном в московской школе № 710

С ПОМОЩЬЮ ВООБРАЖЕНИЯ
Сказка покоряет богатством вымысла, своими образами, удивительным переплетением фантастического и реального. Герои сказок летают на коврах-самолетах, за одну ночь осушают болота, строят дворцы, побеждают чудовищ и в то же время ничем не отличаются от обычных людей. Это удивительное сочетание правды и вымысла особенно нравится детям.
В сказках важен ряд поведенческих особенностей персонажей, близких детскому восприятию мира. Действующие лица там отличаются постоянством характера: трус всегда труслив, храбрец всегда храбр, коварный человек постоянен в своих коварных замыслах, а герой всегда наделен определенными добродетелями. Таким он и остается до конца повествования, поэтому близок и понятен ребенку.
При этом стабильность характера персонажа сочетается с резкой сменой его положения. Несчастная падчерица становится счастливой (но остается такой же доброй), всесильный Кощей лишается власти, но не изменяет свой нрав до последнего вздоха. Резкая смена сюжета наилучшим образом передает остроту конфликта. Сказочники не идут на компромиссы и уступки, поэтому и конфликты решаются просто: Змей сражен мечом героя, жизнь Кощея распадается вместе с хрупкой скорлупкой рокового яйца.
К числу средств, притягивающих интерес ребенка к сказке, относится и загадка, присутствующая в ее сюжете. Это своеобразный таинственный элемент, основанный на неясности, неведении и так далее. Он невероятно гибок, неожиданно рождается из сплетения обстоятельств, легко меняет форму, держится на образности, возбуждает любопытство и требует скорейшего решения. Иными словами – отвечает назначению сказки занимать слушателя, держать его в напряжении.
Сказки — это для детей особый мир, который они воспринимают активно. Примечательно, что, когда ребенка более всего начинает занимать сюжет, он теряет интерес к сказке. Создается впечатление, что в структуре сказки ребенок видит структуру собственного воображения и в то же время его в себе развивает, создавая одно из необходимейших средств познания мира, овладения реальностью.

ПРОВЕРКА НА ДОБРОТУ
В сказке ценен, прежде всего, воспитательный аспект: все сказки учат добру. Ведь в любом, даже в самом страшном сказочном мире находится герой, который, проявляя необыкновенную силу, храбрость и выдержку, сражается с самыми невероятными чудовищами. При этом он совершает свои героические поступки, как правило, защищая или спасая кого-то. И он не одинок в этой борьбе. Ему помогают различные существа и предметы. В качестве помощников положительного героя в волшебных сказках выступают мудрые старики и старухи, фантастические существа, богатыри.
Кроме того, помощниками положительных героев в волшебных сказках являются животные, звери, птицы: добрый «сивка-бурка», «утка с золотым яйцом», «чудесная курица», собака, кот, ворон, щука. Или даже неодушевленные предметы: скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, колечко, живая и мертвая вода. Они обладают чудодейственной силой, нередко управляя ходом событий. При этом все эти существа или предметы (как одушевленные, так и неодушевленные) отвечают герою добром на проявленное по отношению к ним добро.
Создается впечатление, что герои проходят своеобразную проверку на доброту и сострадание. Отрицательные персонажи, которые не захотели помочь яблоньке или щуке, впоследствии бывают наказаны за свою лень и равнодушие.
Чудесные предметы и чудесный воображаемый мир нужны для того, чтобы в придуманном повествовании виновникам страданий других людей, живых существ и даже предметов воздалось по заслугам.

ЗНАКОМСТВО С ЯЗЫКОМ
Крайне важно, что в процессе слушания и чтения сказки происходит знакомство с родным языком. Мы никогда не сможем уловить тот миг, когда ребенок, слушая, овладевает определенным соотношением лексических единиц, открывает для себя употребление глагольных форм, роль какого-нибудь предлога, и тем не менее сказка дает ребенку обильные сведения о языке.
Стремясь понять сказку, он одновременно прилагает усилия и к тому, чтобы понять слова, из которых она состоит, проводить между ними аналогии, делать выводы. В этом процессе «расшифровки» момент языковой активности отнюдь не побочный, а такой же решающий, как и другие. Ребенок берет из сказки, из данной ситуации, из каждого жизненного события то, что его интересует, в чем он нуждается, ни на минуту не прекращая работу по этому отбору.
Кроме того, сказка создает структуру интеллекта ребенка, устанавливая разного рода связи: «Я и другие», «Я и вещи», «Вещи подлинные и вымышленные». Сказка нужна ребенку для того, чтобы создать себе представление о пространстве («далеко–близко»), о времени («давно–сейчас», «сначала–потом», «вчера–сегодня–завтра»).
Традиционное начало сказки: «жил-был когда-то» ничем не отличается от подлинной истории: «это было тогда-то», хотя мир сказки (и ребенок очень скоро это обнаруживает) иной, чем тот, в котором он живет. Следовательно, сказка полезна и с этой точки зрения. Она – средство приобщения ребенка к жизни людей, к разнообразию человеческих судеб, к истории, наконец.

СОЧИНЯЯ – РАЗВИВАЕМ
Сказка является одной из первых сфер творчества, где ребенок утверждает свои способности, познает себя, переживает первое чувство гордости от того, что он что-то создает.
В школе сейчас изучаются сказки, но детей не обучают очень важной вещи – самим сочинять сказки. По мнению нашего великого педагога В.А. Сухомлинского, «сказка – это радость мышления, и, создавая ее, ребенок утверждает свою способность к творчеству».
Сказки, сочиненные детьми, являются одним из прекрасных средств развития фантазии, воображения, чувства слова. Непременным условием успешного сочинения сказок являются вариативность и разнообразие форм и видов работы, что способствует развитию творческих возможностей, поскольку ставит школьника в позицию активного участника.
Даже у младших подростков сохраняется интерес к играм. Но распространенные в младшем школьном возрасте сюжетно-ролевые игры переходят в другие формы. Одной из таких форм, которая может быть наполнена языковым содержанием, является творческая игра. Примером игры-соревнования является «Лингвистическая экспедиция в страну сказочного языка». Выполнение заданий позволяет ученикам выявить некоторые языковые особенности народных волшебных сказок: употребление постоянных эпитетов, сказочных выражений и т.п. Цель экспедиции – самим написать три сказки, используя некоторые атрибуты этого вида народного творчества.

ПОСТОЯННЫЙ ЭЛЕМЕНТ
В кружке по сочинению сказок все участники являются сказочниками. Дети обучаются сочинению сказок в процессе игры. Можно использовать такие основы для их создания:
— слова, подсказывающие неожиданный поворот сюжета сказки;
— введение «волшебного помощника»;
— готовую схему сюжета;
— комбинации нескольких волшебных сказок;
— характерные особенности того или иного персонажа;
— заданные сказочные действия (по схеме В.Я. Проппа);
— продолжение печатной сказки;
— сочинение сказки «в заданном ключе» (временном и пространственном).
Существуют различные пути использования сказок и на уроках русского языка:
— использование сказок в качестве дидактического материала;
— использование учителем лингвистической сказки как средства, помогающего организовать объяснение нового материала и воспроизведение усвоенного ранее (в качестве примера можно привести «Сказку о запятых», где в занимательной форме изложены основные правила расстановки этих знаков препинания);
— сочинение детьми лингвистических сказок при прохождении той или иной темы.
Вообще, введение на любых уроках постоянного элемента сказочности — как в содержании материала, так и в методах его подачи — способствует формированию интереса к предмету, развивает детскую любознательность, раскрывает взаимозависимость разных явлений языка.
Но наиболее широкие возможности для работы со сказкой открывает кружковая работа. Сказка помогает ребенку стать творцом. Ведь она является одной из первых сфер творчества, в которой ребенок утверждает свои способности, познает себя, переживает первое чувство гордости от того, что он сам что-то создает. Сочиненные детьми сказки поражают богатством фантазии, необычными образами, удивительными переплетениями фантастического и реального.

Материал подготовила
Ольга РЕШЕТНИКОВА