Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №9/2005


КОНКУРС

Конкурc «Мои рабочие находки»
Номинация: «Новое в работе школьного психолога»


В ПОИСКАХ ОБЩЕГО ЯЗЫКА

Итак, Ваше величество Сказка, пожалуйте на сцену! Все, все, пожалуйста, выходите! Добрые и мудрые, очищающие и драматические, волшебные и поучительные, пережившие века и только что созданные, — все без исключения необходимы человеку-творцу, человеку-созидателю.
Как отмечают психологи, работающие со сказкой, психотерапевтические сказки часто «не ложатся на бумагу» (Д. Соколов), постороннему человеку они могут быть непонятны. Но сказка дает великолепный общий язык взрослому и ребенку (обычно они разговаривают на разных языках). При этом двуязычен скорее ребенок, а проблемы в общении есть скорее у взрослого. Язык сказки их, естественно, сближает. В сказке отсутствует главенствующая точка зрения — каждый может дать свой способ анализа и понимания. Сказка несет свободу — она не выдает свои положения за что-то более серьезное, чем символы, метафоры и аналогии. В этом плане сказки, которые сочиняют сами дети, дают материал для анализа и названия для индивидуально значимых понятий.
Существуют некоторые правила и определенная последовательность создания и изложения сказочной метафоры.

Правила
1. История должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства. Она должна соприкасаться с проблемой как бы по касательной.
2. Метафора должна предлагать замещающий опыт, услышав который и проведя сквозь фильтр своих проблем, ребенок смог бы увидеть возможность нового выбора.
3. Если ребенок не в состоянии сделать выбор самостоятельно, надо предложить ему варианты решения сходных проблем.

Последовательность
1. Определите проблему.
2. Определите структурные составляющие проблемы (разбейте ее на части, наметьте основных действующих лиц).
3. Найдите параллельные ситуации.
4. Определите логическое разрешение этой ситуации («мораль сей басни такова...»).
5. Облеките эту структуру в историю, которая должна быть занимательной и скрывать истинные намерения автора. Иначе неизбежно возникнет сопротивление слушателей. Например, так работали со сказкой четвероклассники (дети 10 лет).

СКАЗКА В ПЕСОЧНИЦЕ
Дети младшего возраста (5–9 лет) не готовы проговорить свою проблему, поэтому формы организации их деятельности иные. Чаще всего сказку записывает взрослый, а создается она ребенком в песочнице или в Сказочном городке (это одна из зон кабинета психологии).
Незначительный словарный запас не дает ребенку возможности рассказать о своих чувствах и переживаниях, но он может, например, возводить замки из песка. Создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и бессознательно находит для себя ответы, которые ему было сложно получить от взрослых и сверстников. Строя вместе с ребенком сооружения из песка, придумывая различные истории, взрослый в наиболее органичной для ребенка форме сопровождает процесс познания им окружающего мира, приобретения опыта взаимодействия с другими людьми. Игра с песком является проекцией внутреннего мира ребенка, переносом вовне его переживаний, желаний, умений, возможностей.
Ребенок приглашается к ящику с песком и ему предлагается «сказочная» инструкция: «Представь себе, что ты Волшебник. Ты долго путешествовал, искал место, где еще никто не жил, где не ступала нога человека. И, наконец, пришел в пустыню. И задумал ты, Волшебник, превратить пустыню в сказочную страну и населить ее разными существами. Преврати пустыню в такой мир, какой ты захочешь».
В зависимости от задачи инструкция может звучать иначе:
— Создай, что хочешь.
— Создай наиболее яркий эпизод твоего сна.
— Создай из песка семью и расскажи о ней.
После завершения ребенком работы взрослый задает ряд вопросов.
Задача взрослого — побуждать ребенка к размышлению, к созданию или изменению своей картинки. Сказка записывается со всеми дополнениями и изменениями сюжета.

Про Барби и кошку

Жила-была Барби. Она решила пойти погулять. В библиотеку она пошла, книги почитать. Эти книги она почитала и пошла домой. По пути она встретила кошку.
Кошка не знала, как сказать, что она хочет кушать. Тогда она просто помяукала. Барби догадалась, что кошка хочет кушать. Отвела бедняжку домой, накормила, напоила и оставила у себя дома. Они вместе гуляли, играли, читали, танцевали и делали зарядку, чтобы подкрепиться. У кошки была мечта. Она тоже хотела быть человеком. Пошла кошка к волшебнице (Барби показала ей дорогу). Кошечка подошла к замку, постучалась и сказала: «Волшебница, сделай меня, пожалуйста, человеком». Волшебница подумала и сказала: «Я тебя превращу. Но если ты будешь превращаться, то приди ко мне по другой дороге. Пойди на гору и принеси мне цветы. Мы сделаем из них лекарство». Барби пошла с киской. Принесли они цветов. Волшебница сварила из них лекарство. Киска умылась и стала девочкой. Она придумала себе имя Юля. Жили девочки долго и хорошо!

Даша Ф., 8 лет

Другая среда, в которой создается и проигрывается сказка, — сказочный городок. Ребенок лепит из пластилина фигурку животного, человечка, растение (морковку, яблоко, дерево и пр.), предмет (звездочку, часы, корзинку) или сюжет (группу сказочных персонажей; учебную ситуацию — ее участников и атрибуты, например школьную доску). Ребенок рассказывает о своем персонаже историю, которая записывается взрослым. Затем герой помещается в Сказочный городок, а его история может продолжиться. Взрослый дополняет записанную ранее сказку. В дальнейшем ребенок может перемещать своего героя в различные места городка, иногда его положение остается неизменным. Часть детей, проработав проблему, не возвращаются к своему герою.
Жителей Сказочного городка уже достаточно много, все их истории еще не записаны, поэтому у детей возникла идея провести перепись населения. В данный момент создается инициативная группа, разрабатывающая технологию проведения переписи и всю необходимую документацию к ней. Руководитель группы — Даниил С., 3-й класс.

РАБОТА С ТЕСТОМ
Другое поле для проективной сказки — Детский апперцептивный тест (CAT), разработанный Эрнстом Крисом.
Будучи студенткой МПГУ, я заинтересовалась этим тестом, он поразил меня своими психотерапевтическими возможностями. Работать с ним нас учили Игорь Борисович Гриншпун и Вероника Васильевна Сорокина. Я часто использую его при работе с детьми 6–8 лет. В нем предлагаются типичные для детей ситуации, а это помогает ребенку, не в достаточной мере владеющему речью, выделить травмирующую для него ситуацию, отреагировать проблему. Работа идет точно по инструкции к CAT. Истории-сказки записываю, анализирую и на их основе выстраиваю коррекционную работу.

* * *

Идет зима. Мама и папа медведи спят, а маленькому медвежонку не спится. Он хочет играть на улице. Потом мама и папа проснутся и будут гулять, а он будет спать все лето. У него все наоборот!

Света Ф., 8 лет

* * *

Жил-был Пес. Мама его шлепала. Он попросил прощения. Пошел гулять и убежал далеко в лес, ягоды есть. Он сбежал и не пришел к маме. Мама плачет: «Я больше не буду так делать. Сынок, приди ко мне». Мама обманула... Он обратно убежал.

Дима З., 6 лет

МЕТОД НА ИНТЕГРИРОВАННОМ УРОКЕ
В программе Л.В. Занкова, реализуемой в начальных классах г. Серова, заложена работа по формированию у ребенка умений строить свое речевое высказывание с учетом интересов и возможностей собеседника, умений понимать язык другого человека (расшифровывать его языковой код), а также совершенствовать свой языковой код. Так, в «Азбуке» даются задания либо на реконструкцию знакомого детям текста (сказки, стихотворения), либо на преобразование его.
При проведении интегрированных уроков совместно с учителями начальных классов я, как педагог-психолог, использую подобные задания в профилактических и коррекционных целях. Дети пишут не просто продолжение сказки, а описывают суть возникшей у героев проблемы, особенности поиска путей выхода из травмирующей ситуации и способы, приведшие к конструктивному разрешению конфликта.

Неряха

В одном городе жил-был мальчик по имени Вова. Он не любил учебники и все время швырял их. Однажды он пошел гулять и увидел странную старушку.
С этого все и началось...
Он подошел к ней и спросил: «Что вы тут делаете?» Она ответила: «Переведи меня через дорогу, за это я исполню одно твое желание». Он ответил: «Почему одно? В сказке было три!» «Одно, потому что мне пришлось тебя долго упрашивать», — ответила старушка. «Нет!» — ответил мальчик. Волшебница отправила его в пустыню.
Появляется надпись: «Пустыня книг и учебников».
«Пустыня? — подумал мальчик. — Значит, тут должно быть жарко! Мне и так жарко, хоть бы капелька воды упала с неба! Ой, ой, ой! Кто это?»
— Разве ты меня не узнал? Это же я, учебник по математике. Мы должны найти Королеву книг.
— А как же мы ее найдем?
— Все очень просто. Нужно идти.
И они отправились в путь.
— Мы уже почти пришли? — спросил мальчик.
— Да! А вот уже и замок. Стой! Мы должны идти вместе.
— Почему?
— Потому что Королева любит тех, кто дружит с книгами.
Тут появилась Королева. Она сама вышла им навстречу, поздоровалась с гостями и обратилась к мальчику:
— Если ты будешь любить учебники, я верну тебя домой.
— Хорошо, — ответил мальчик.
Королева промолвила:
— Заходи в ту дверь, и ты будешь дома.
С тех пор мальчик не кидал учебники!

Наташа В., 10 лет

Двоечник Переделкин

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был мальчик Петька. Мальчик мальчиком, да попал он один раз в переделку! Петька не любил сказки про Бабу-ягу, Колобка, Дюймовочку и многие другие. И случилось с ним один раз такое, что ни в сказке сказать, ни пером описать.
Петька. Барсик, а пошли в лес?!
Барсик. А как же гуси-лебеди?!
Петька. Да не бойся, гуси-лебеди только в книжках!
Барсик. Ну, пошли, только я сапоги надену!
Идут Петька и Барсик, а тут — избушка на гусьих ножках.
Барсик. Петька, что это такое? Так это же изба!
Петька. Дa это же изба из моей задачки по математике! У избы три ноги! А училка мне говорила, что решил я неверно!
Барсик. Пошли, зайдем?!
Петька. Пошли!
Зашли они, а тут Баба-яга!
Баба-яга. А, пришли, самоучки! Сколько у моей бедной избы ног?
Петька. Три!
Баба-яга. Вот, значит, кто решал! А ну, перерешивай! Сколько ног у избушки, если у трех избушек всего 6 ног?!
Петька. Двa ноги.
Баба-яга. Вот, молодец, решил!
Петька и Барсик идут дальше. А навстречу им палач-Лиса и Колобок!
Колобок. Петька, что ты наделал? Русский не знаешь! А ну говори, куда запятую надо поставить: «Есть нельзя отпустить!»
Петька. Есть нельзя, запятая, отпустить!
Колобок. Вот молодец!
Идут дальше, а навстречу им Дюймовочка, и вся в снегу, озябшая!
Петька. О, Дюймовочка из задачки по «окружке»! Дюймовочки живут где — в тундре или в сказке?
Дюймовочка. Реши быстро и правильно!
Петька. Дюймовочка живет в цветке, она маленькая, значит, живет в сказке.
Дюймовочка. Вот молодец, правильно!
Петька с Барсиком вернулись домой, и с тех пор Петька стал учиться на одни пятаки! Я сам у Петьки спрашивал!!!

Настя Р., 10 лет, Даша С., 10 лет

УРОК-СКАЗКА
В завершение хочется рассказать еще об одной форме работы со сказкой — это урок-сказка. Начинается он с того, что дети вместе с психологом отправляются в сказку. Сюжет задается либо психологом, либо детьми в зависимости от задач урока. Дети находятся в постоянном движении — разыгрывается своего рода представление. Каждый ребенок примеряет на себя роль сказочного персонажа и проигрывает ее (в эмоциях и моторике). Дети учатся ролевому взаимодействию, получают опыт принятия ответственности в совместно распределенной деятельности. Сказка может быть записана по ходу игры не включенным в нее взрослым (педагогом класса, воспитателем группы продленного дня, социальным педагогом) либо, что чаще нами используется, нарисована детьми в альбоме (обязательно красками). Некоторые дети потом по рисунку воспроизводят сказку.
Волшебство сказки состоит в том, что в ходе ее происходит трансформация. Некто, маленький и слабый вначале, к концу превращается в сильного, значимого и во многом самодостаточного. Это можно назвать историей о повзрослении. Это не вообще взросление — это вполне конкретная его стадия.

Медвежонок и Элли

Жили-были папа Медведь и мама Медведица. Был у них Медвежонок невежа. Один раз он с папой и мамой пошел на рыбалку. Мама и папа сказали Медвежонку: «Стой здесь и никуда не ходи. Мы сейчас придем!» «Хорошо», — сказал Медвежонок.
Когда папа с мамой ушли, Медвежонок не вытерпел и побежал куда глаза глядят. Вышел Медвежонок к большому дому. «Надо посмотреть, кто там живет», — подумал он и побежал к дому. В доме было очень тихо. Снаружи дом был большой, а изнутри — маленький. Вдруг он услышал, как кто-то ревет. Он поднялся наверх и увидел там девочку. Она была очень красивая. И Медвежонок сказал ей:
— Почему ты плачешь?
— Как же мне не плакать, — ответила она. — Злая королева украла мою бабушку и кристалл вечной жизни.
— А как тебя зовут? — утешал Медвежонок.
— Элли, — ответила девочка.
— А давай мы вместе пойдем и найдем твою бабушку и кристалл!
— Какой ты добрый. Пойдем.
— А ты знаешь, где живет королева?
— Конечно, знаю!
И они побежали. Когда они уже дошли до замка Злой королевы, Медвежонок вспомнил, что его родители сказали стоять на месте, и сказал:
— Элли, я совсем забыл, мне сказали, чтобы я стоял на месте. Я не могу тебе помочь!
— Они не узнают, что ты исчез!
— Почему?
— Потом скажу. Пойдем!
И вот они вошли в замок. Злая королева увидела их и пошла к ним. Она спросила:
— Кто вы такие?
— Мы пришли освободить бабушку и отобрать у вас кристалл! — закричал Медвежонок.
— Вы никогда не получите кристалл и бабушку. Хотя ладно, я вам отдам вашу бабушку, а кристалл нужно отобрать со всей силой, но вы слишком слабые! Ха-ха-ха!
Она вернула бабушку. Но она не знала, что кристалл вечности — это и есть бабушка. Когда бабушка вернулась к нашим героям, то замок и королева разрушились, а медвежонок вернулся на свое место целым и невредимым. Вот и все!

Марианна Н., 10 лет

Светлана МИХЕЕВА,
педагог-психолог, г. Серов