Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №9/2005


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Книги, которые читают наши дети,
и книги, которые им читать не следует

 

Ю.Ю. Поринец
СПб.: Сатисъ;
Держава, 2004

Книга эта представляется уникальной. Мне, во всяком случае, еще не доводилось встречать столь обширного труда, посвященного обзору сказок совсем не похожих друг на друга авторов. Тем более что этот обзор сделан не просто с точки зрения литературоведения, а с православных позиций. Автор оставляет за пределами рассмотрения народные сказки, сосредоточившись на анализе именно литературных — от классических творений Шарля Перро до современных сочинений Джоанны Роулинг.
Вообще-то, Ю.Ю. Поринец, видимо, довольно смелый человек: не всякий возьмется судить, можно ли детям читать, скажем, «Красную Шапочку» или «Оловянного солдатика» (думаю, что не всякому в принципе придет в голову такая мысль). Что же — «безумству храбрых поем мы песню!» Однако некоторые страницы этой работы несомненно вызовут у читателя по меньшей мере недоумение. Например, автор сообщает, что читать Э.Т.А. Гофмана вовсе не следует и что стихотворная сказка К.Чуковского «Крокодил», оказывается, настоящий триллер, приводящий в ужас не только детей, но и взрослых.
Можете представить, как достается сказочному сериалу о Гарри Поттере: создается впечатление, что Дж. Роулинг — личный враг автора и ярая детоненавистница, специально ведущая подрывную работу путем публикации книг, нацеленных на искажение нравственного облика будущих поколений (не много ли чести для английской писательницы?).
Помимо произведений названных авторов в книге анализируются сказки Андерсена, Кэролла, Линдгрен, Сент-Экзюпери, Толкиена, Пушкина и других не менее известных писателей. Упоминаются — в положительном или отрицательном контексте — практически все сказочники с мировыми именами. Чаще всего основным критерием анализа выступает наличие или отсутствие в текстах жестокости и насилия, а также эпизодов, которые могут напугать ребенка. Легко догадаться, что такой критерий оставляет за чертой приемлемого для детского чтения подавляющее большинство сказок из мирового литературного наследия. Много ли вы знаете сказок, где абсолютно ничто — хотя бы гипотетически — не может напугать ребенка или быть воспринятым как жестокость?
И все-таки, несмотря на очевидную и иногда раздражающую назидательность автора, книжку читать интересно. Да, со многими утверждениями хочется поспорить или даже категорически не согласиться. Да, иногда суждения о шедеврах мировой сказочной литературы кажутся поверхностными. Но к мнению человека, по-настоящему религиозного, глядящего на мир через призму христианской веры, искренне переживающего за наших детей, прислушаться стоит. Кроме того, подкупает простота изложения: автор не пытается проводить скрупулезный лингвистический анализ или умствовать над глубинными смыслами текстов; его восприятие скорее эмоционально, сказки взвешиваются им на ценностно-нравственных весах.
Думается, школьный психолог может многое почерпнуть из этой книжки даже в случае несогласия с некоторыми идеями ее автора.

Игорь ВАЧКОВ