Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №10/2005


ПСИХОЛОГИЯ НОВОЙ ЭРЫ

КУЛЬТУРА ИЛИ НАТУРА?

Приходилось ли вам слышать в ответ на сообщение о том, что ребенок отлично учится (прекрасно рисует, сочиняет музыку, побеждает на соревнованиях) ремарку: «Ну так есть в кого! При таких-то родителях»? Думается, не раз. Подобные замечания давно стали разговорным штампом. Что тут имеется в виду? Усилия, затраченные родителями вундеркинда на то, чтобы привить ему интерес к наукам, любовь к искусствам и волю к победе? Самоотверженность, с которой они годами водят его в музыкальную или спортивную школу, шахматную секцию, музеи, театры, филармонию? Иногда, конечно, и это. Но гораздо чаще — нечто иное. В успехах ребенка проявляются унаследованные им (от родителей) способности, таланты, одаренность — вот что они имеют в виду. Способности хотя и требуют соответствующих условий для своего проявления, но все же заложены природой. Судьба человека определяется, как говорили древние греки, cata physin (рождением его).
Так ли это? Каким образом крошечные существа, обладающие несколькими безусловными рефлексами (а именно такими мы появляемся на свет), превращаются в людей, способных читать, решать математические задачи, строить дома, отстаивать свои права, наслаждаться музыкой Вагнера, преодолевать разнообразные трудности и препятствия? Откуда берутся все эти способности? Заложены ли они в теле человека, подобно тому как в яйце курицы содержится все, чем станет взрослая птица? Или способности людей формируются в ходе воспитания?

ВРОЖДЕННЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ
Вопрос о биологическом и социальном в человеке ни в коей мере не является сугубо теоретическим. Ответ на него определяет стратегию целого ряда социокультурных практик, к числу которых относится и воспитание. Таким образом, разговор о природе человека настолько важен, что, если не прояснить эту проблему с самого начала, она будет возникать снова и снова как камень преткновения, как вечное сомнение, как противоречие, без разрешения которого невозможно двигаться ни в одном направлении.

Статья опубликована при поддержке медицинского центра "Медстайл Эффект". Аллергология, гастроэнтерология, диагностика, гинекология, кардиология, педиатрия, рефлексотерапия, урология, флебология и другие отделения. Высококвалифицированные специалисты, дружелюбный персонал, доступные цены. Узнать подробнее о центре и услугах, контакты и записаться на прием к врачу через интернет Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://medstyle-effect.ru.

На языке современных наук о человеке фразеологизм греков cata physin звучит так: развитие личности определяется врожденными детерминантами. Какими же?
Во-первых, особенностями нейрофизиологической организации мозга. В советские времена целый институт изучал строение мозга Ленина. При этом предполагалось, что именно в нем причина гениальности вождя, а следовательно, и гениальности как таковой.
Во-вторых, типом телосложения. Э. Кречмер рассматривал в качестве детерминанты психической организации человека его «конституциональный тип» — астенический, пикнический, атлетический или диспластический. Скажем, пикническое, или плотное, телосложение обусловливает, с его точки зрения, циклотимический темперамент, для которого характерны перепады настроения, атлетический тип обусловливает циклоидный темперамент, то есть это общительный, коммуникабельный человек и т.п.
В-третьих, характером нервных процессов. Последователи И.П. Павлова утверждают, что темперамент, направленность и склад личности в целом определяются преобладанием процессов возбуждения или торможения. Именно эти процессы обусловливают холерический, сангвинический, флегматический или меланхолический темперамент.
В-четвертых, наследственностью, генами. Это представление наиболее распространено. И когда у его адепта рождается сын — сейчас же на него «нисходит благодать, он убежден, что сын его — громоотвод всего прекрасного и в жилах его течет чуть ли не полный курс химии, то тут, то там перемежаемый островками изящных искусств, поэзии и градостроительства» (Кортасар Х. История о хронопах и фамах). Или пресловутое клонирование. Многие современные люди всерьез верят, что путем репликации двадцати аминокислот, составляющих собственно генетическую структуру организма — геном, можно воспроизвести личность Эйнштейна, Гитлера, Пушкина... Верят в то, что ум, талант, одаренность закодированы в этом самом геноме.
Те же биологические факторы обусловливают аномалии в развитии личности — преступные наклонности, умственную отсталость, психические расстройства. Еще в 1857 г. французский врач Б. Морель опубликовал «Трактат о вырождениях», в котором утверждал, что девиантное поведение свидетельствует о принадлежности человека к дегенеративному роду. Болезненное уклонение от первоначального типа Homo Sapiens передается по наследству, прогрессируя в каждом следующем поколении. Выражается это «уклонение» в «неспособности выполнять свое предназначение в человеческом обществе», то есть в отклонении поведения от общепринятых социальных норм.

ОТВЕРГНУТОЕ, НО ПОПУЛЯРНОЕ
В 70-е гг. XIX в. Ч. Ломброзо опубликовал два развивавшие тему дегенерации трактата «Преступный человек» и «Гений и помешательство». Криминальные наклонности, так же как и экстраординарная одаренность, заявлял Ломброзо, являются не чем иным, как генетически обусловленными симптомами вырождения. Эти идеи получили широкое распространение не только в психиатрии и криминологии, но и в детской психологии, а также в педагогике. Популярность учения о дегенерации во многом объясняется тем, что трактат Мореля вышел в одно время с «Происхождением видов» (1859) Ч. Дарвина и воспринимался в ассоциативной связи с теорией эволюции. Доказательность последней переносилась на учение о вырождениях, которое успешно паразитировало на дарвинизме вплоть до начала XX в.
Широкомасштабная критика этого учения началась практически с момента его возникновения. Выводы Мореля и Ломброзо были эмпирически опровергнуты антропологами, психологами, социологами, правоведами. А в начале ХХ в. законы Менделя подорвали самую основу псевдонаучных спекуляций на тему наследственности. Ведь после их открытия стало ясно, что психические расстройства, точно так же как гениальность, одаренность, преступные наклонности, трудолюбие и т.п. не наследуются в соответствии с законами генетики, а стало быть, не являются биологическими феноменами. Тем не менее, будучи теоретически опровергнутым, представление о наследственной обусловленности личностного развития остается популярным не только в обыденном сознании.
Иногда концепция врожденных детерминант высказывается в ослабленной форме. Например, сторонники философии жизни и гуманистической психологии утверждают, что развитие личности обусловлено актуализацией некоторого заложенного в ней витального или бытийного начала. К. Роджерс, Г. Олпорт, Р. Мэй выражают это представление с помощью понятия «самоактуализация», Я.Л. Морено — понятия «спонтанность».
Хотя гуманистически ориентированные психологи и являются принципиальными противниками доктрины биологического редукционизма, сводящей психику, личность к органическим функциям, по существу их позиция идентична позиции оппонентов. В согласии с этой логикой, развитие личности представляет собой разворачивание, актуализацию некоего врожденного, свойственного индивиду начала. Разница в том, что психиатры и физиологи указывают на биологические начала, а гуманистические психологи — на «душевно-духовные». И в том и в другом случае перед нами эндогенная концепция развития личности.

ОРИЕНТИРЫ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ
Каковы же ее практические следствия? Как следует воспитывать детей, если мы разделяем точку зрения, согласно которой развитие человека определяется главным образом врожденными детерминантами?
Очевидно, задача заключается в том, чтобы как можно раньше выявить значения этих детерминант, при помощи специальных тестов например, и согласовывать программу воспитания ребенка с этими данными. Скажем, при поступлении в школу следует проводить тестирование умственных способностей ребенка для того, чтобы распределять детей в классы, ориентируясь на показатель IQ.
Гуманистическая психология предлагает в качестве универсального средства воспитания эмпатию. Природа ребенка мудра, она подсказывает ему, что нужно делать: когда и как питаться, когда ложиться спать и просыпаться, она определяет предпочтение одних предметов школьной программы и нелюбовь к другим. Воспитателю нужно лишь быть чутким, не вмешиваться, не портить того, что заложено природой. Его задача — создать условия для самоактуализации личности ребенка.
Врожденные детерминанты служат ориентирами воспитания и в тех случаях, когда их значение ниже среднего уровня, когда ребенок отягощен органическими дефектами или дурной наследственностью. Дефективных детей следует выявлять и отделять от нормальных. Создавать для них специальные школы, специальное профессиональное обучение, специальные программы занятости и т.п. Если личностное развитие определяется врожденными факторами, то органический дефект или дурная наследственность обрекают ребенка на неполноценность. В истории человечества эта логика была реализована, прошла проверку на истинность. Причем не один раз. Прежде всего в психиатрии.
Еще Э. Крепелин — классик клинической психиатрии объявил душевные расстройства, причины которых психиатрии неизвестны (эпилепсию, шизофрению и др.), во-первых, неизлечимыми, а во-вторых, наследственно обусловленными. В 20-е гг. ХХ века эти идеи подхватили сторонники евгеники. В 30-е годы в Германии было изменено законодательство и в массовом порядке начали проводить операции по прерыванию беременности и искусственному бесплодию «генетически неполноценных». В 40-е эти идеи были реализованы в фашистской практике физической ликвидации душевнобольных во имя улучшения генофонда арийской расы. В итоге за годы фашизма было уничтожено 275 тысяч людей, страдающих психическими расстройствами.

Елена РОМЕК,
доктор философских наук,
Владимир РОМЕК,
кандидат психологических наук,
Ростов-на-Дону

Окончание следует