Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №10/2005


ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

К ПУШКИНУ ЧЕРЕЗ ПСИХОЛОГИЮ

Интегративный урок по литературе в 6-м классе
на тему «Повесть А.С. Пушкина «Метель»

В современной массовой школе ученик часто вынужден изучать отдельные, не связанные между собой учебные дисциплины, которые образуют разрозненные единицы знания. Таким образом, его мировоззрение оказывается «расщепленным», хотя предполагается, что по окончании школы выпускник должен иметь целостную картину мира.
Поэтому очевидно, что необходимо разрабатывать и внедрять в школьную практику интегративные уроки по различным дисциплинам, используя межпредметные связи. Такая работа активно ведется в современной педагогике. Но с точки зрения школьного психолога, в таких уроках (и в обычных тоже) можно отметить следующие недостатки. Во-первых, в современном психолого-педагогическом процессе зачастую не учитываются психологические особенности детей, в частности игнорируется эмоциональный компонент познавательной активности подростка; во-вторых, не принимаются во внимание закономерности возрастного развития.
Следуя отечественной традиции, психологи и педагоги делают акцент на интеллектуальной сфере (развитие рефлексии, абстрактного мышления и т.п.), при этом игнорируется этическая, эстетическая и эмоциональная сферы личности ребенка. В результате мы видим подростка, неспособного оценить поступки, эмоции и чувства — как свои, так и другого человека. Хотя, по современным научным данным, вклад эмоциональной, этической, эстетической сфер в познавательную активность весьма высок. Подросток воспринимает мир скорее чувствами, чем разумом.
Материал по развитию эмоциональной сферы уже наработан в практической психологии, необходимо ввести его в школьную практику. Разработку и, возможно, проведение таких уроков должны осуществлять совместно учитель-предметник и школьный психолог. Решая эту задачу в рамках окружной экспериментальной площадки на базе школы № 1202 г. Москвы, мы начали проводить уроки по литературе. Эти занятия были составлены с учетом всех вышеприведенных замечаний. Они включают в себя как учебный материал, так и упражнения социально-психологического тренинга, способствующие лучшему прочувствованию произведения учащимися. В качестве музыкального сопровождения используется музыка Г.В. Свиридова.
Учащиеся сидят в кругу, но на некоторых этапах урока (когда надо что-то написать) садятся за парты, расставленные по периметру кабинета; возможно проведение занятий и в кабинете психолога. Поскольку представленные занятия по своим структуре и содержанию близки тренингам и имеют те же особенности, четко регламентировать время сложно. Именно поэтому второе занятие превышает 45 минут.
Целями всего цикла (педагогическими и психологическими) являются:
1. Определение роли метели в произведении. Обсуждение характеров героев.
2. Лучшее понимание героев произведения через переживание их чувств.
3. Формирование целостной картины мира.
4. Развитие эмоциональной сферы учащихся, в частности эмпатии.
5. Развитие умения выражать (формулировать) и отстаивать (аргументировать) свою точку зрения.
6. Развитие мышления, воображения, устной и письменной речи.
7. Формирование понятий о долге, нормах, этике и этикете.
Материалы: магнитофон, кассета с записями музыки Свиридова, листы бумаги по количеству учащихся, карандаши, краски или пастель, ручки.

КОНСПЕКТ УРОКОВ-ЗАНЯТИЙ

Урок-занятие 1
МАРЬЯ ГАВРИЛОВНА

Вводное слово
Цель: настройка на работу, постановка проблемы урока.
Время: 5 мин.
Ведущий (учитель или психолог). Сегодня нам предстоит увлекательный разговор о произведении А.С. Пушкина «Метель», а точнее, о главной героине повести — Марье Гавриловне. Наш сегодняшний урок не совсем обычен, поэтому заранее прошу ничему не удивляться и выполнять все, о чем я попрошу.
Для начала ответьте на вопрос, почему возникает и какую роль в произведении А.С. Пушкина играет метель.

Учащиеся высказывают свои предположения, хотя на данном этапе урока им трудно дать развернутый ответ. Они должны это понять.

Обсуждение
Цель: привлечение материала других уроков, формирование у учащихся целостной картины мира.
Время: 5 мин.
Ведущий. Вспомните, что вы изучали на уроках географии, и расскажите, как образуется метель (ветер, буря) в природе.
Учащиеся должны вспомнить о двух фронтах, областях с разными давлениями и об их взаимодействии (столкновении).
Ведущий. Не забудьте то, что вы сейчас сказали, и перейдем к самому произведению.

Письмо Марьи Гавриловны

Цель: понимание характера героини, ее поступков; переживание чувств, которые испытывала Марья Гавриловна; развитие эмоциональной сферы учащихся, в частности эмпатии; развитие устной и письменной речи, умения выражать и отстаивать свое мнение.
Время: 20–25 мин.
Ведущий. Обратимся теперь к образу главной героини повести — Марьи Гавриловны. Как вы считаете, какими прилагательными можно описать ее характер?
Учащиеся называют прилагательные, которые для опоры можно выписать на доску.
Ведущий. Вспомните события, в которых так ярко проявились все эти черты. Я имею в виду день и ночь накануне побега и сам день венчания. Что произошло тогда?
Звучит музыка Г.В. Свиридова («Зимняя дорога» или «Тройка»).
Ведущий. Сядьте поудобнее, закройте глаза и не открывайте их, пока не закончится музыка.
Перенеситесь мысленно в дом, где живет Марья Гавриловна со своими родителями. Какой он? Большой или маленький? Каменный или деревянный? Тепло ли в нем или прохладно?
Походите по первому этажу. Что вы там видите? Какие окна, мебель? А теперь поднимитесь по лестнице на второй этаж, пройдите в комнату Марьи Гавриловны. Давайте понаблюдаем, что происходит в ней. Здесь стоит «стройная, бледная, семнадцатилетняя девица». Узнали ее? Это Марья Гавриловна.
Ее лицо напряжено. Она кусает губы, теребит волосы, ходит по комнате из угла в угол. Весь день она не может найти себе места, потому что ей больше нет места в этом доме, в ее родном доме. Сегодня ночью она убежит отсюда, покинет своих родителей. Она не может сказать им о своих замыслах и поэтому садится писать письмо отцу и матери...
Оставим ее за этим занятием и вернемся обратно в класс. Вы чувствуете под собой стул, слышите мой голос и возвращаетесь. Когда стихнет музыка, откройте глаза...
А сейчас попробуйте написать письмо, которое Марья Гавриловна написала своим родителям перед побегом.

Учащиеся пишут письма. Продолжает звучать та же музыка или «Романс» Свиридова. После написания письма учащиеся по желанию могут прочитать свои письма вслух.
Ведущий. Вы все смогли вжиться в роль Марьи Гавриловны или по крайней мере разобраться в ее чувствах и мыслях. Надеюсь, это помогло вам лучше понять пушкинскую героиню. Поэтому я хочу, чтобы вы ответили на несколько вопросов. При ответе на них не забудьте то, о чем мы говорили в начале урока.
Как можно охарактеризовать состояние Марьи Гавриловны?
Почему возникла метель в душе Марьи Гавриловны?
Какие два «фронта» столкнулись в ее душе?
Учащиеся приходят к выводу о том, что в душе Марьи Гавриловны столкнулись два «фронта»: ее природа (любовь) и нормы общества.

Подведение итогов

Цель: формулирование ответа на вопрос, поставленный в начале урока; развитие умения выражать и аргументировать свою точку зрения.
Время: 10–15 мин.
Ведущий. А как же другие герои? Была ли метель в их душе? И если была, то какова эта метель?
(Учащиеся отвечают.)
Вернемся теперь к вопросу, который был поставлен в начале урока. Почему возникает метель и какова ее роль в произведении?

Урок-занятие 2
МЕТЕЛЬ

Вводное слово, повторение
Цель: настройка на работу, введение в урок; повторение выводов прошлого урока.
Время: 5–7 мин.
Ведущий (учитель) организует повторение выводов и материала прошлого урока о роли метели в произведении и о характере Марьи Гавриловны.

Мозговой штурм

Цель: лучшее понимание второстепенных героев, развитие умения высказывать и отстаивать свою точку зрения; развитие умения работать с текстом.
Время: 15 мин.
Ведущий. Эпизод, к которому мы обратимся, — сцена в церкви. Вспомните, какие герои присутствовали при венчании Марьи Гавриловны.
Учащиеся называют героев, возможно, с опорой на текст, а ведущий записывает их на доске.
Какими прилагательными вы могли бы охарактеризовать каждого из этих людей? Принимаются все идеи.
Это первый этап мозгового штурма, здесь ведущий записывает все ответы на доске, на втором этапе исключаются неверные прилагательные и доказывается (с опорой на текст) необходимость оставшихся.
Ведущий. А теперь на основании полученных нами психологических портретов ответьте на вопрос: почему ни один из присутствующих в церкви не сказал, что перед алтарем стоит не Владимир?

Как бы я окончил повесть?

Цель: проживание мыслей и чувств героев для их лучшего понимания; развитие письменной речи, мышления и воображения.
Время: 25–30 мин.
Ведущий. Обратимся к финалу повести, когда метель улеглась и Марья Гавриловна и Бурмин встретились. Все уже пережито, супруги нашли друг друга, их ждет счастье... А может, все не так?
Пушкин оставил своих героев в саду, дальнейшая их судьба нам неизвестна. А что же случилось после объяснения? Побудьте немного автором и допишите повесть до конца. Представьте и опишите, что произошло после объяснения. У вас на это есть 15 минут.

По истечении отведенного времени учащиеся могут по желанию прочитать свои работы. Далее организуется обсуждение, в процессе которого важно затронуть мысль о том, что для достижения счастья Марье Гавриловне и Бурмину придется преодолеть много препятствий.
Ведущий. Подумайте и ответьте на следующие вопросы:
Закончилась ли метель в произведении и в душе героев?
Возможно ли их счастье?
Почему не состоялась свадьба Марьи Гавриловны и Владимира?
Был ли Бурмин ее судьбой?
Почему Бурмин и Марья Гавриловна встретились только сейчас, хотя были давно женаты?

Подведение итогов

Цель: формулирование ответа на вопрос, поставленный в начале урока; развитие умения выражать и аргументировать свою точку зрения.
Время: 10–15 мин.
Ведущий. Мы с вами в течение двух занятий говорили о повести А.С. Пушкина «Метель». Давайте подведем итог и ответим на вопросы, которые уже частично затрагивали.

Вопросы

Почему Пушкин назвал свою повесть «Метель»?
Какую роль сыграла метель в жизни героев?
Что хотел сказать Пушкин своим произведением?
В конце занятий учащимся предлагается написать сочинение на темы, предусмотренные программой по литературе.

Марина БЕСЕДИНА,
зам. директора
по экспериментальной работе
школы № 1202,
кандидат психологических наук,
Елена ПАНОВА,
учитель русского языка и литературы
школы № 1202,
Ксения ЧИКИШЕВА,
педагог-психолог школы № 1202,
Москва