Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №10/2005


КОНКУРС

Номинация: «Психологические игры и игрушки»

РИСОВАНИЕ ПОДАРКА САМОМУ СЕБЕ

Цель занятия. Повышение самооценки участников, расширение представлений о самих себе, формирование доброжелательных отношений в группе.
Материалы. Маркеры, фломастеры, карандаши, краски для учащихся; большие листы бумаги для совместного рисования черновиков (5–6 листов), маркеры для ведущего.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Показываем детям несколько рисунков — натюрмортов.
Ведущий. Что общего во всех этих рисунках? Как можно назвать их одним словом? (Натюрморт.) Сегодня каждый из вас нарисует подарок-натюрморт самому близкому человеку. Как вы думаете, кому?
Выслушиваем все варианты, предлагая подсказки-загадки.
Кому вы можете доверить самый важный секрет? Кто знает о вас все и даже немножко больше? Конечно, это вы сами. Сегодня мы и займемся рисованием натюрморта – подарка самому себе. Это будет ваза с цветами.
Все вместе сначала сделаем черновик рисунка.

Наброски делает ведущий на больших листах, принимая во внимание все предложения. Рисование проводится по следующему плану:
Какой формы может быть ваза? (Большая, круглая, низкая, как чаша, с узким горлышком. Рисуем все предлагаемые варианты.)
Выберите ту форму вазы, которая, как вам кажется, у вас получится лучше всего.
Разверните лист в соответствии с выбранной вами формой вазы. (Показываем рисующим, как красивее расположить вазу на листе.)
Мысленно разделите лист на три части (по горизонтали) и в нижней трети нарисуйте вазу. Раскрасьте ее.
Покажите линиями, что ваза стоит на столе.
Рисуем цветы в вазе. Их будет пять. Сначала мы нарисуем серединки цветов, они будут большие и круглые.
Разместите пять серединок-кружков в любом месте над вазой, где вам захочется.
Добавьте цветкам ножки, покажите, что они стоят в вазе.
Давайте подумаем, какой формы могут быть лепестки у наших цветов. (Округлые, с зубчиками, длинные, совсем маленькие и т.д.)
Ведущий рисует на большом листе все предлагаемые варианты; помогает рисующим, если они затрудняются, показывая два-три своих варианта.
Закрасьте лепестки разным цветом, как вам нравится. Главное, чтобы при взгляде на рисунок у вас улучшалось настроение.
Теперь подумайте и запишите на черновике, какие качества вам нравятся в людях.
Дети работают сначала индивидуально, затем обсуждают написанное с соседом. После этого составляется общий список: ведущий на большом листе записывает все предложения.
Есть ли у вас какие-нибудь из этих качеств? Выберите себе в подарок те качества, которые у вас есть. Постарайтесь выбрать пять качеств.
Вернитесь к рисунку. Давайте дадим ему название «Мои достоинства».
Разместите в серединках нарисованных вами цветов те качества, которые вы выбрали для своего букета.
Посмотрите на свой букет. Он показывает все то, чем сегодня вы можете гордиться.
По желанию можно устроить выставку натюрмортов.

КОММЕНТАРИИ

1. Во время занятий ведущий обязательно делает рисунок на большом листе бумаги. Это будет помогать детям в создании собственного натюрморта, а также останется подарком группе. Для того чтобы заполнить серединки цветов, нарисованных ведущим, предлагаем группе после выполнения индивидуальных работ совместно выбрать те качества, которые есть у большинства рисующих.
2. Если рисование проходит в группе более 5–7 человек, то можно сначала полностью нарисовать черновой вариант (простым карандашом, подправляя детали), а только потом раскрашивать его. Во время раскрашивания ведущий подходит к каждому рисующему, отмечая то, что в рисунке получается лучше всего, подбадривая и, если есть необходимость, немного помогая художникам.

Ольга МЕШКОВСКАЯ,
педагог-психолог средней школы № 207,
г. Минск, Республика Беларусь