Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2005


ВСЕРОССИЙСКАЯ НЕДЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ

КРИЗИС — ЭТО ЧТО?

Кризис в Оксфордском словаре определяется как «поворотный момент, особенно болезни. Период опасного или неопределенного состояния дел в коллективе, экономике и т.п.». Термин происходит от греческого слова, означающего «решение».
Изначально кризис понимался как нечто хотя и опасное, но содержащее в себе возможность развития. Не случайно преодоление кризиса, то есть самой тяжелой стадии болезни, отношений и проч., означает окончательный поворот к выздоровлению организма, разрешению конфликта, принятию адекватных решений. Однако в сознании многих людей кризис часто отождествляется с катастрофой, несчастьем, травмой. Но если мы, помогающие специалисты, будем помнить о потенциале роста и развития, сокрытом в кризисе, мы сможем лучше помочь нашим клиентам, находящимся в кризисном состоянии, собрать свои силы и использовать их для изменения своего состояния и для личностного развития.
Другая характерная черта кризиса — это его неотложность. В критической ситуации решающее значение приобретает наша способность реагировать без задержки. Не следует, впрочем, забывать, что многие кризисные ситуации разрешаются без вмешательства извне, силами самого человека, не нуждающегося в профессиональной помощи.
И последний, очень значимый момент — это выслушивание, сочувствие и забота со стороны помогающего специалиста. Задача эта не из легких. Человек в кризисном состоянии часто вовсе не расположен выслушивать наши слова. Он безнадежно запутался, страдает от депрессии и тревоги, чувствует беспомощность и бессилие. Обычно он убежден, что кризис никогда не закончится, а его положение никогда не выправится. Смятение является типичной реакцией и для «присутствующего другого». Он может дистанцироваться от «терпящего бедствие», одарить его житейскими советами или, напротив, идентифицироваться с ним, что сделает его столь же беспомощным, как и человек, которому он призван помочь.
Чтобы этого не произошло, The Traumatic Stress Institute советует следовать рекомендациям, которые печатаются ниже.

Александр ШАДУРА
При подготовке материала были использованы
материалы сайта www.psicheya.ru

КАК ПОМОЧЬ ПЕРЕЖИВШИМ ТРАВМУ

Для непрофессиональных помощников

1. Поощряйте клиента к рассказу вам о его (ее) чувствах.
2. Не ждите, что мужчина будет справляться с травмой лучше, чем женщина.
3. Говорите клиенту о своих чувствах и вашем сожалении о причиненной ему боли.
4. Напоминайте, что переживания клиента нормальны.
5. Не пытайтесь уверять клиента, что все будет хорошо, — это невозможно.
6. Не пытайтесь навязывать клиенту свои объяснения того, почему все случилось.
7. Не говорите клиенту, что вы знаете, что он переживает. Вы не знаете этого. Чаще всего такие попытки помогают только вам (а не клиенту) уменьшить собственную тревогу.
8. Будьте готовы вообще не говорить. Достаточно иногда просто быть рядом с клиентом.
9. Говорите вашим друзьям и семье о своих чувствах. Помните, что, хотя вы сами и не были жертвой травмы, вы, помогая действительной жертве, можете сами оказаться со-жертвой.
10. Говорите вашим друзьям и семье о тех необычных физических ощущениях, которые могут быть связаны с вашей обычной работой.
11. Не бойтесь, если клиент просит о более глубокой помощи — обращении к профессионалу, например. И сами не бойтесь прибегнуть к такой помощи, даже если вы сами прямо не вовлечены в события.
12. Посещайте судебные слушания, встречи общественности и любые мероприятия, которые прямо относятся к травме. Предлагайте клиенту обратиться за поддержкой.
13. Постарайтесь не проецировать ваши собственные чувства на происходящее вокруг. Каждый переживает события по-своему. Попытайтесь понять пути, которыми другие люди себе помогают.
14. Не бойтесь спрашивать о том, как человек справляется с травмой. Но не задавайте вопросов о деталях травмы. Если клиент говорит об этом — слушайте его. Самое лучшее — следовать за клиентом. Нет никакой необходимости делать что-либо за него.