Ольга ПАХОМОВА
ПСИХОЛОГИЯ ПОНИМАНИЯ
Продолжение. См. № 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 10/2004
ВНУТРЕННИЙ МИР И ЕГО ОБИТАТЕЛИ
ЗАНЯТИЕ 9
– В прошлый раз, – напомнил психолог, – мы с
вами говорили о душевном мире человека. Сегодня
мы поговорим об обитателях этого мира.
– В каждом уважающем себя мире обязательно
должен кто-то жить, – продолжал он, – и душа в
этом плане – не исключение.
Разумеется, было бы ошибкой полагать, что в нашей
голове живут какие-то маленькие человечки,
которые делают за нас нашу работу – считают,
решают задачки и заучивают стихотворения. Должен
вас расстроить – таких человечков нет. Но
все-таки мы будем о них говорить.
– Почему? – заинтересовались мы.
– Потому что имеем на это полное право, ведь мы
моделируем психику. И для своих моделей можем
привлекать любые метафоры, лишь бы они отражали
свойства моделируемого нами объекта. Мне, лично,
нравится представлять психические процессы в
виде маленьких человечков-работяг. Как мы в
детстве говорили – понарошку.
– Получается, что это игра? – спросила Света.
– Смысловые модели – всегда игра, – подтвердил
психолог.
– А почему вы перестали говорить слово «душа» и
опять перешли на «психику»? – решил выяснить
Тошка.
– Мы в данный момент находимся на территории
науки психологии, и поэтому правильней говорить
слово «психика», – объяснил психолог.
– А где же мы были раньше?
– Иногда нам приходилось выходить на
перекресток разных дисциплин, – признался
психолог, – ведь смыслы не признают границ.
– Вы нам так и не сказали, как зовут маленьких
человечков! Нам же интересно это узнать, – не
выдержала Оленька.
– Для того чтобы узнать их имена, нам нужно будет
открыть любой учебник психологии (лучше, если это
окажется учебник Я.Л. Коломинского «Человек:
психология»), – объяснил психолог.
– Если вы найдете в этом учебнике раздел
«Познавательная деятельность личности», то
сможете познакомиться с Восприятием, Памятью,
Воображением и Мышлением. А если вы заглянете в
раздел «Личность и ее индивидуальные
особенности», то найдете там Потребности,
Интересы, Волю, Чувства и Способности. Это и есть
имена наших помощников. Каждый из них –
специалист в своей области, а все вместе они
делают общее дело.
– И они никогда не ссорятся? – спросила Галя.
– Ссорятся, да еще как! – ответил психолог. –
Давайте понаблюдаем за одним из маленьких
работяг – Воображением. Посмотрим, как ему
живется.
ВООБРАЖАЕМ СВОЕ ВООБРАЖЕНИЕ
Психолог сказал, что человечку Воображению
немало пришлось потрудиться на прошлом занятии,
когда мы оживляли будильник и кормили его
печеньем, – ведь все это были образы воображения.
Но раз уж наш помощник
Воображение прошел такую тренировку, ему
нетрудно будет представить, как может выглядеть
он сам.
– Вы предлагаете нам вообразить Воображение? –
рассмеялся Миша.
– А что в этом особенного? – удивился психолог. –
Обычное задание.
Первым на предложение откликнулся Алик. Он
сказал, что представляет себе Воображение в виде
маленького человечка с большой-большой кистью.
Потом были еще другие ответы. Кто-то представил
Воображение не с кистью, а с мелком, девочки
описывали, во что человечек был одет. Несмотря на
отличия, у образов было и общее – человечек.
Воображение представлялся всем как художник.
(Иначе как он смог бы рисовать свои картинки?)
– Ну допустим, представили мы воображение в виде
человечка, – сказал Игорь. – Только я не понимаю,
зачем? Что это нам дает?
– Хороший вопрос, – одобрил психолог, – как раз
об этом я и собираюсь вам рассказать.
Итак, мы оживили свое воображение. Теперь можем
представить, какие отношения складываются у
данной психической функции с другими
обитателями психики.
А нужно вам сказать, что наш человечек
Воображение ничего самостоятельно не рисует. Он
просто сидит с кисточкой наготове и ждет, когда к
нему придут заказчики.
И тут, допустим, прибегает к нему Голод и кричит:
– Эй, Воображение! Нарисуй мне, быстренько,
пирожок с капустой! Или нет, постой, нарисуй мне
два пирожка с капустой!! И еще жареную курицу с
горошком!!!
Только художник Воображение берется за работу,
как к нему приходит другой посетитель – строгий
господин Сила Воли. Увидев, что происходит, он
начинает сердиться.
– Какие могут быть курицы с горошком посреди
урока химии?! – кричит он. – Воображение, сейчас
же рисуй формулы тринитрофенола и
дезоксирибонуклеиновой кислоты!
Бедное Воображение не знает, кого ему слушаться,
пока Голод и Сила Воли выясняют свои отношения.
Дело у них может дойти и до драки. В конце концов,
как всегда, побеждает сильнейший, и побежденный с
позором покидает поле боя. Тогда победитель,
гордо сверкая подбитым в драке глазом, командует
Воображению: – К черту тринитрофенол! Рисуй
курицу!
– Интересно, а можем ли мы поговорить с
обитателями своего внутреннего мира? – спросила
Оленька.
– Разумеется, – ответил психолог, – среди них
попадаются весьма разговорчивые особы. Если
хотите, могу привести примеры подобных
разговоров.
Мы, как всегда, хотели.
Как Самосознание помирило
Петю с его другом Васей
Петя проснулся рано – до звонка будильника
оставалось 15 минут. Только он собрался еще
немного подремать, как вдруг неожиданно
проснулось его Самосознание.
– Петя, зачем ты обидел своего друга Васю? –
спросило Самосознание.
– Отстань, не мешай мне спать, – отмахнулся Петя.
– Петя, ты вчера обидел своего друга. Зачем ты это
сделал? – продолжало допрашивать его
Самосознание.
Поняв, что от него так просто не отделаешься, Петя
объяснил:
– У меня было плохое настроение.
– Разве твой друг виноват в твоем плохом
настроении? – не унималось Самосознание. Петя
промолчал.
– Петя, ты обозвал своего друга дураком, –
сказало Самосознание. – Но разве он дурак? Ты что
же, дружил с дураком?
– Все!!! – завопил Петя. – Достало ты меня! Ладно,
признаю, я был неправ. Я сегодня же извинюсь перед
Васей и помирюсь с ним.
Как Самовнушение помогало
Пете задачки решать
Как-то раз Пете задали на дом задачу про бассейн
и трубы. Наступил вечер, а Петя все еще не садился
за уроки. Бдительный Самоконтроль отметил
непорядок и послал на помощь Пете свою сестрицу
Самовнушение.
– Знаешь, Петя, – обратилось к нему Самовнушение,
– это очень интересная задача.
– Да ну ее, – сказал Петя.
– Нет, кроме шуток, это действительно интересная
задача, – настаивало Самовнушение.
– Нет, – отрезал Петя.
– Очень-очень интересная, – уже не веря в успех,
проговорило Самовнушение.
Помолчали. Самовнушение подошло с другой
стороны:
– А ты очень умный мальчик.
– Неужели? – отозвался Петя.
– Очень-очень умный мальчик и очень хорошо
умеешь решать интересные задачки.
Неизвестно, сколько бы еще продолжался этот
диалог, но тут пришел с работы папа и объяснил
Пете задачу.
Как самоконтроль помогал Пете
бороться с Ленью
Петя лежал на диване, в комнате было неубрано,
уроки не сделаны. Входит Самоконтроль и говорит:
– Петя, сейчас же уберись в комнате и садись за
уроки.
Петя отвечает:
– Неохота.
– Я должен сообщить тебе результаты моих
наблюдений, – продолжает Самоконтроль
озабоченно. – У тебя завелась Лень.
– Не может быть! – удивляется Петя.
Самоконтроль нервничает, требует, чтобы Петя
боролся с Ленью, убирался и делал уроки, но Петя
считает, что старичок Самоконтроль отстал от
жизни и что с Ленью можно бороться новейшими
методами – психологическими.
Все так же лежа на диване, Петя представляет свою
Лень в виде хрюшки и начинает мысленно гонять ее
веником по комнате. Самоконтроль плюется и
выходит, за ним с визгом выбегает хрюшка. Петя,
довольный, продолжает лежать на диване. Хрюшка,
отсидевшись в укромном уголке, потихоньку
возвращается.
– Интересные истории, – подвел итог Миша. –
Надо будет все это хорошенько обдумать.
– Вот мы говорили, что душа – это чувства, –
сказала Галя. – А как наши Чувства уживаются с
Самоконтролем и Самовнушением?
– Могу рассказать, – предложил психолог. –
Только это длинная история.
Мы заверили его, что никуда не торопимся, и вот
что он рассказал.
К Пете приходит таинственная
незнакомка
Был обычный будничный вечер. Петя делал уроки, и
в его внутреннем мире царило относительное
спокойствие – все были на месте, каждый
занимался своим делом: Восприятие помогало Пете
прочесть условия задачи, Память вовремя
подсказывала ему необходимые формулы, Внимание
следило, чтобы Петя не наделал ошибок, а Аппетит
через каждые полчаса напоминал, что пора
проглотить очередной бутерброд. Время от времени
Здоровая Детская Любознательность порывалась
включить телевизор, но Сила Воли решительно
пресекала эти поползновения.
Вдруг кто-то постучал в дверь. Поскольку стучали
во внутреннюю дверь, Петя продолжал
делать уроки, а Самоконтроль пошел открывать. На
пороге стояло Чувство. Боже, в каком оно было
виде! Плащ истрепался и промок, туфельки
истоптались – по всему было видно, что Чувство
пришло издалека.
– Это внутренний мир Пети Рукомойникова? –
простуженным голосом спросила незнакомка
(капюшон плаща закрывал ее лицо, так что нельзя
было разглядеть, какое это Чувство).
Самоконтроль подтвердил, что это тот самый мир, и
предложил незнакомке войти. Гостья села на
скамью перед камином и протянула к огню озябшие
руки. Все психологические процессы побросали
свои дела и столпились вокруг пришелицы.
Отогревшись (но так и не сняв своего капюшона),
незнакомка принялась с изумлением оглядывать
присутствующих.
– Куда я попала? – растерянно произнесла она.
– Это Психика Рукомойникова Петра, – объяснили
ей. – А вам куда надо?
– Я – Чувство, – сказала незнакомка. – Чувства
должны жить в Душе.
– Совсем не обязательно вам от нас уходить, –
возразил Самоконтроль, – у нас в Психике
найдется место и для Чувств, и для Способностей, и
для Интересов. Оставайтесь с нами, куда же вы
пойдете на ночь глядя...
Вместо ответа гостья откинула с лица свой
капюшон, и все увидели, что это была Любовь.
Психологические процессы стояли пораженные,
никто из них не ожидал от Пети такого.
Никто больше не уговаривал гостью остаться –
Любовь должна быть в Душе, других мнений тут быть
не могло.
Петины процессы еще долго стояли у окна и
смотрели вслед удаляющейся хрупкой фигурке,
отважно карабкающейся по отвесной горной тропе.
«Дойдет или не дойдет?» – беспокоились они.
А наутро они узнали, что гостья их до места своего
предназначения добралась – Петя поднялся чуть
свет, вымыл во всей квартире полы и сбегал за
картошкой. После этого мама разрешила ему
оставить навсегда рыжего щенка, принесенного
накануне с помойки.
– Ну вот, – смущенно
улыбаясь, закончил психолог, – такими мне
видятся отношения во внутреннем мире человека.
Не исключено, что коллеги-психологи могут меня
побить, потому что сами они представляют эти
отношения как-то по-другому.
– Все-таки непонятно, – сказал Игорь, – душа и
психика – одно и то же? Или это разные вещи?
– Когда ученый и поэт смотрят на внутренний мир
человека, то ученый видит психику, а поэт – душу,
– объяснил психолог. – Смотрят-то они на одно и
то же, но видят по-разному.
– Вы еще хотели рассказать, почему у внутреннего
мира нет границ, – напомнил Алик.
ВНУТРЕННИЙ МИР И МИР ВНЕШНИЙ
– В жизни каждого человека бывает время, – стал
объяснять психолог, – когда внутренний план
действий еще не сформирован и психологические
задачи решаются во внешней практической
деятельности.
Это сейчас наш Глазомер, уютно развалившись в
кресле, перед пультом дистанционного управления,
«на глаз» определяет расстояние. А когда-то он
был молодой и неопытный, и ему приходилось мерить
расстояние шагами.
Восприятию, когда оно было маленьким, пришлось
ощупать множество предметов, чтобы узнать, что
такое «мягкое» и «твердое», «круглое» и «острое».
Наше Мышление справляется со сложными задачами,
но когда-то оно считало, загибая пальцы. Речь,
кроме «агу» и «бу-бу», вообще ничего сказать не
могла, все слова, которые она теперь знает, пришли
из внешнего мира.
Разумеется, всему, что они умеют, психические
процессы научились не сами собой, а при общении
ребенка со взрослыми людьми.
Постепенно наш
внутренний мир приобрел некоторую
самостоятельность, но взаимодействие с внешним
миром необходимо нам по-прежнему. Если бы это
было не так, то мы все позакрывались бы в темных
комнатах и сидели бы в них тихонько, общаясь со
своими психическими процессами. Но мы этого не
делаем. Мы хотим учиться, дружить и ходить в
походы. Мы хотим, чтобы шел «обмен смыслами»
между сознаниями и жизнь была интересной.
– А вы расскажете нам о другой картине
внутреннего мира, о душе? – спросила психолога
Ксюша.
– Да, – ответил психолог, – я обязательно сделаю
это.
Еще он сказал, что следующее занятие будет
непростым, и попросил подготовиться к нему
заранее и даже задал нам домашнее задание.
Задания на занятии
Попытайтесь представить, какие отношения могут
складываться между психологическими процессами,
чертами характера и другими психологическими
особенностями человека, если сам человек в это
время:
а) участвует в спортивных соревнованиях;
б) выполняет нужную, но неинтересную работу;
в) играет;
г) выбирает, какую передачу ему посмотреть по
телевизору;
д) выступает на сцене;
е) стоит перед нравственным выбором;
ж) совершает научное открытие;
з) совершает подвиг.
Домашнее задание
1. Вспомните (или отыщите) стихотворения, в
которых говорится о душе.
2. Прочитайте повесть Ивана Сергеевича Тургенева
«Муму».
ПОЭТЫ О ДУШЕ
Душа моя – как полная луна:
Холодная и ясная она.
Владислав Ходасевич
Пусть душа, словно озеро, плещет
У порога подземных ворот
И багровые листья трепещут,
Не касаясь поверхности вод.
Николай Заболоцкий
Пробочка над крепким йодом!
Как ты скоро перетлела!
Так вот и душа незримо
Жжет и разъедает тело.
Владислав Ходасевич
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Николай Заболоцкий
Кто держит зеркальце, кто баночку духов,
– Душа ведь женщина, ей нравятся безделки,
И лес безлиственный прозрачных голосов
Сухие жалобы кропят, как дождик мелкий.
Осип Мандельштам
Пусть влюбленных страсти душат,
Требуя ответа,
Мы же, милый, только души
У предела света.
Анна Ахматова
|