Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2005


ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЛОТО

Дорогие читатели!

Нас очень порадовало ваше активное участие в конкурсе «Психологическое лото». Мы надеялись, что большинство участников дойдет до финиша, правильно определив четыре типа организационно-психологического климата в коллективе.
Сделать это удалось не всем. Некоторые ошибались: кто-то один раз, кто-то несколько. Хочется отметить тех участников, которые, допустив одну ошибку, в дальнейшем исправили ее и успешно финишировали: Я.С.Бойченко (п. Хотьково, Московская обл.), Гузель Абдрахманова
(г. Нижнекамск, Республика Татарстан) и Т.В.Иконникова (г. Ахтубинск-6, Астраханская обл.). Были и те, кто, допустив ошибку, не только осознали ее, но и отлично справились со второй частью задания: дали четкую характеристику организационно-психологического климата своего трудового коллектива: С.В.Михеева (г. Серов, Свердловская обл.), О.И.Асташкина (г. Красноярск), О.В.Мухаметшина (п. Новобурино, Челябинская обл.) и Л.В.Рахматуллина (г. Ишимбай, Республика Башкортостан). Правильно назвали четыре варианта М.Г.Ембулаева (п.Петропавловка, Омская обл.), Л.А.Федорова (д. Красный Яр, Республика Татарстан) и В.С.Таратухина (с. Вознесенка, Приморский край).
Особо хочется отметить тех, кто не только дал четыре правильных ответа, но и провел большую работу по изучению своего коллектива и представил ее результаты в редакцию. Это А.Р.Шаяпова (д. Батырша-Кыбау, Республика Башкортостан), А.Т.Гамидова (с. Ново-Филя, Республика Дагестан), Д.В.Мухина (п. Плеханово, Тульская обл.), Т.В.Башарова (п. Балаганск, Иркутская обл.), Е.П.Пугачев (с. Кузнецовка, Иркутская обл.), Н.И.Зайцева (ст. Вешенская, Ростовская обл.).
Победителями этого конкурса мы единогласно признали Светлану Назметдинову (г. Астрахань) и Инну Бронникову (г. Чернушка, Пермская обл.). Светлана и Инна провели специальные исследования своих трудовых коллективов с использованием психологических методик, обобщили и проанализировали результаты и даже крайне деликатно познакомили с ними коллег.
Всех участников, приславших правильные ответы, мы награждаем книгами по психологии, а Светлану и Инну — еще и денежными призами. Большое спасибо всем за проделанную работу! Если судить по вашим письмам, она была полезна и интересна ее участникам.

Правильные ответы на вопросы

БИЛЕТ № 1

При активно-безличном климате работнику предоставляются ощутимые стимулы (большие деньги, квартира, спецобслуживание и т.п.), но предъявляются жесткие требования. Роли здесь строго определены, и остается немного возможностей проявить индивидуальность. Более того, рядовой сотрудник даже не знает, откуда исходят касающиеся его решения. О работнике судят «издали». Характерно, что и его непосредственный начальник находится в сходном положении. Все решается где-то «наверху». Часто люди работают что есть сил, но живут в постоянной тревоге, нередко опасаясь друг друга, поскольку неясно, откуда может поступить «компрометирующий материал». А такое грозит лишением всех благ. Чтобы скрыть проступок, человек может совершить преступление.

БИЛЕТ № 2

Активно-личностный климат отличается заботой о развитии личности работника, о его успехах и самореализации. Однако привилегии (и немалые) достаются лишь тем, чьи способности и деятельность соответствуют целям организации. Таким людям хорошо платят, создают условия для повышения квалификации, способствуют их продвижению. Однако если выясняется, что работник в чем-то «не тянет» или недостаточно лоялен, его тактично перемещают на менее ответственную должность, а то и за пределы организации.
Умение сочетать теплоту и близость с людьми с принципиальностью и высокой требовательностью является одним из наиболее сложных и тонких компонентов организаторских способностей руководителя, которым нелегко овладеть. У отдельных руководителей хорошие отношения с коллективом превращаются как бы в самоцель, ведут к снижению требовательности к людям. Такой директор начинает «испытывать чувство неловкости, когда ему нужно кому-либо из учителей сделать серьезное замечание, он опасается, как бы это не привело к конфликту».

БИЛЕТ № 3

При пассивно-безличном климате организационный контроль также не обременяет работника. Коллектив разбивается на множество подразделений, каждое из которых живет своей жизнью. Личность работника администрацию не интересует. Даже если кто-то начинает активно работать, его не замечают: «не светит» ни повышение оклада, ни большая самостоятельность. Создается впечатление, что здесь «всем всё до лампочки». Люди, стремящиеся реализовать свои способности и получить признание, переходят в более активную организацию.

БИЛЕТ № 4

При пассивно-личностном климате работник ощущает заботу со стороны организации, но требовательность при этом отсутствует. В таких организациях люди работают десятки лет. Даже престарелых, отдавая дань их опыту и заслугам, не отправляют на пенсию. Естественно, что организация теряет при этом активных молодых работников, которые не хотят удовлетворяться мизерной оплатой труда или до старости ждать возможности продвинуться. Остаются те, кого держат здесь собственные, не относящиеся к целям организации интересы. Основное правило жизни в таких коллективах — ничего не менять, никого не задеть, «не высовываться».