Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2005


КНИЖНЫЙ ШКАФ

ТЕОРИИ НАУЧЕНИЯ

Б. Хегенхан, М. Олсон
СПб.: Питер, 2004

Теоретические издания по психологии настолько сильно отличаются от практических (причем не только по форме изложения, но и по характеру обсуждаемых проблем), что иногда возникает подозрение о существовании двух разных психологий.
«Теории научения» как нельзя лучше иллюстрирует это положение. Если в подавляющем большинстве практических пособий речь идет о личностных особенностях, то вопросы обучения, содержания и методов образования преимущественно обсуждаются на страницах теоретических работ. Книга, вышедшая в серии «Мастера психологии», представляет собой образец взгляда на проблемы научения со стороны теории. Это основательное издание призвано помочь прежде всего исследователям в области педагогической психологии. Многие затрагиваемые в книге вопросы, без сомнения, имеют и прикладной аспект, однако отсутствие конкретных рекомендаций не позволяет считать ее практическим пособием.
По мнению авторов, проблема научения — одна из глобальных в современной психологии, что, однако, не означает, что она до конца исследована. Тем не менее предпринятая авторами попытка систематизировать накопленные в психологии научения данные способствует выделению основных направлений и линий исследования, а значит, и пониманию ряда принципиальных положений в области научения.
По формальным характеристикам данное издание может быть отнесено к категории классических: авторы выбрали из числа имеющихся наиболее подходящее, с их точки зрения, определение научения и далее проанализировали основные подходы к научению, сложившиеся к настоящему времени в психологии. В частности, представлены исторические корни теории научения и показано, на какой философской основе развивались основные теории — бихевиоризм, ассоцианизм, когнитивизм и др. Заключительная глава посвящена вопросам приложения полученных научных данных в сфере образования. Эта глава имеет отношение не столько к теории, сколько к практике образования.
О важности теоретической подготовки будущих практических психологов можно сказать по-разному. Авторы рецензируемой книги на конкретных примерах показывают, как те или иные теоретические положения находят конкретное применение в образовательной практике. Например, педагоги, разделяющие взгляды Б.Ф. Скиннера, подкрепляют желательное поведение и игнорируют неблагоприятное. Тезис о необходимости индивидуализированного обучения вытекает из бихевиористского подхода. Согласно взглядам А. Бандуры, учителя с помощью специально разработанной методики могут не только сообщать необходимую информацию, но и способствовать усвоению детьми нравственных норм и общих правил поведения.
Несмотря на то что в книге изложены основные достижения психологии научения, авторы утверждают, что не существует окончательных ответов на вопрос о природе научения и лучшее, чем психолог может заняться, — это попытаться раскрыть тайну этого загадочного процесса.

Марина СТЕПАНОВА