Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №12/2005


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

СОЮЗ СКАЗКИ И ПСИХОДРАМЫ

Окончание. См. № 11/2005

Директор. Хочешь ли ты узнать, что было дальше?
Протагонист. О, конечно. Будет здорово, если моя фантазия сможет жить своей жизнью!
Директор. Тогда давай попросим участников группы разыграть эту сказку так, как им захочется.
Пусть роль каждому достанется по жребию. Мы начнем читать сказку. По ходу будут появляться различные персонажи, а актеры будут выходить на сцену и разыгрывать то, что слышат. Когда же твоя история закончится, то еще некоторое время актеры будут действовать на сцене самостоятельно, исходя из тех ролей, которые они играют. Посмотрим, что получится.
Протагонист. Хорошая идея.
Директор. Раз тебе понравилось, то так мы и сделаем. А теперь внимательно смотри, что будет происходить.
Протагонист. Вижу!
Вот Большая-большая Вселенная. Она горда и молчалива, она огромна и почти неподвижна, но в ее позе — готовность в любой момент включиться в события. А на Материке — Симпатичные Люди, они живут, общаются между собой. Только Химеры потихонечку начинают портить эту благодать. Но справиться с ними Симпатичным Людям не так-то просто: Химеры не сильны, но весьма назойливы. Люди действуют по-разному: кто-то пытается договориться с Химерами, кто-то ищет поддержки и союза с другими людьми, кто-то зовет на помощь Психодраму и Сказкотерапию.
А те повсюду ходят вместе. Они всегда готовы помочь, но сами свою помощь не навязывают. И, что интересно, они даже кажутся мудрее и старше Людей. Будто бы не Люди их создали, а наоборот, Сказкотерапия и Психодрама имеют отношение к сотворению Людей. И Психодрама, и Сказкотерапия очень интересуются всем миром, а не только людьми.
Вдруг Большая-большая Вселенная, договорившись с Планетой и Безбрежным Океаном Возможностей, насылает на этот маленький мирок огромную волну Цунами.

Протагонист. Вот ужас! Что же теперь будет с Симпатичными Людьми, да и со всем миром?
Директор. Не знаю. Давай смотреть дальше.
Под напором стихии Люди и Химеры, Сказкотерапия и Психодрама, словом — все обитатели Планеты, собираются на одном маленьком пространстве. Теперь они смотрят друг на друга совсем другими глазами. Кому-то приходит в голову мысль взяться за руки, и вот уже на Планете появился Хоровод. Он такой единый и уверенный, в нем чувствуется сила и надежность, он обладает удивительной притягательностью.
И что же? Смотрите, даже сама Планета, даже Безбрежный Океан Возможностей, даже Большая-большая
Вселенная — ВСЕ присоединились к хороводу Симпатичных Людей!
Протагонист. Да, неожиданно и удивительно! Спасибо, дорогая группа! Очень интересная получилась сказка.

Что ж, игра закончилась, но у нас еще есть возможность поделиться чувствами и мыслями, которые в ней возникали.
Директор. Давай послушаем, что говорят участники группы.
Протагонист. С превеликим интересом.
Участники группы:
— Мне стало жарко — так много энергии дала мне эта игра.
— Группа после этой игры стала гораздо теснее, у нее появилась некая засасывающая, притягательная, позитивная энергия.
— У меня возникло ощущение незавершенности; кое-что из того, что я сделала на сцене, мне бы хотелось сыграть по-другому.
— Вроде бы в конце мы достигли Гармонии, возможно даже идеальной Гармонии. Не к этому ли стремится психотерапевт в своей работе? Но я почувствовала, что произошло обезличивание, даже грустно немного стало.
— Не зря агрессия мира проявилась именно в Цунами. Наверное, еще свежи в памяти новогодние события, происходившие на нашей Земле.
— Интересно, что только агрессия Вселенной привела нас к искреннему желанию объединиться.
— Мне трудно далась роль, я пока не понимаю, что такое Вселенная, почему она так действовала.
Директор. Ну а тебе что увиделось в этой сказке?
Протагонист. Есть интересное наблюдение. Мне всегда казалось очевидным, что человек создал психотерапию как свой собственный инструмент, она — его детище. А в этой сказке и Психодрама, и Сказкотерапия как будто старше, самостоятельнее. Может, потому, что они — творение не одного человека, а целого Человечества? Но тем не менее получилось так, что реально изменить ход событий и внести гармонию в бушующую Вселенную смогли только Люди.
Теперь я начинаю больше доверять словам Я. Морено:
«Человек — это нечто большее, чем психологическое, социальное или биологическое существо. Сведение ответственности человека к психологической, социальной или биологической стороне жизни делает его отверженцем. Или он несет ответственность за всю вселенную, или же его ответственность ничего не значит».
И еще — я начинаю больше доверять себе, ведь и я — человек.
Директор. Нашелся ли ответ на твой вопрос? Какие взаимоотношения у Психодрамы и Сказкотерапии?
Протагонист. Получается, что психодрама и сказкотерапия — это две сестры, которые могут жить и работать совершенно самостоятельно, а могут и сотрудничать, взаимно дополняя друг друга на всех уровнях — как в общих подходах, основных принципах, так и в технологиях решения поставленных задач. Задачу каждый раз приходится ставить самому. В этом — ответственность человека.
Директор. Будет ли теперь создан курс, о котором шла речь в начале?
Протагонист. К нему уже сделан первый шаг. И в доказательство этого я берусь провести анализ техники «разыгрывание сказок».
Этот анализ — результат обобщения опыта не только сегодняшнего разыгрывания, он будет построен на опыте разыгрывания не только приведенной здесь сказки, но и нескольких других, которые мне доводилось инсценировать ранее.
Это будет тот опыт, которым каждый может воспользоваться для своей работы.
Подошло время для осознания.

Директор. Похоже, мы меняемся ролями? Что ж, в психодраме это возможно. О чем ты будешь говорить?
Протагонист, ставший директором. Я расскажу о том, зачем и как можно разыгрывать сказки.

ЗАЧЕМ НАМ РАЗЫГРЫВАТЬ СКАЗКИ?
Действительно, вроде бы и незачем. Какая от этого польза? Подарить группе несколько минут беззаботного детства? Да ведь и это уже немало.
Немало. Но далеко не все. Что же еще?
Первое, что приходит на ум, что, участвуя в разыгрывании сказки, я выбираю себе роль. Могу выбрать и такого персонажа, характер и способ поведения которого резко отличается от привычных мне. Так вести себя, мне кажется, неловко, неуютно, неприлично... Но сказка, волшебным образом изменяя реальность, послужит мне надежным щитом: «Я это делаю не сама, это все он, персонаж». Тогда то, что долгое время (или всю предыдущую жизнь) находилось под запретом, выходит на поверхность, освобождается. А может, этого стиля поведения у меня и не было никогда? Вдруг он мне пригодится? Вот и еще польза.
Ну какая из меня мачеха — угнетательница золушек? Эта наглая злыдня — я? Да, но ведь это я не для себя, за дочек своих кому хошь горло перегрызу! — из роли я это чувствую. Вот теперь я еще и новыми глазами смотрю на подобных особ. Мне легче принять их в жизни и взаимодействовать с ними. Еще один резон разыгрывать сказку.
А сама роль — это маска. Теперь я — ее хозяйка, а не она командует мной. Хочу — пользуюсь, хочу — положу в «долгий ящик». Главное, с этого дня еще одна роль есть в моем репертуаре. Чем больше ролей, тем богаче выбор поведения в различных ситуациях. Главное, не запутаться, что где применять.
Тогда разыграем еще одну сказку. Скажем, про Колобка. Но слегка видоизменим ее. Пусть Колобок попробует разными способами уйти от зайца-трусишки, хулигана-волка, здоровенного (авторитарного) взрослого дядьки — медведя, хитрющей лисицы — манипулятора, горюющих о блудном сыне бабки и деда. (Ого! Да это уже не ролевой тренинг, это уже эпохальная тема! Редкий подросток этим не заинтересуется!)
Многочисленны и многовариантны истории про злую мачеху, на которой вполне можно отреагировать негативные чувства, адресованные собственным родителям.
А вот история о том, как разыгрывали сказку про Тараканище. «После недавнего взрыва в метро я очень волновалась за свою дочь, — говорит участница группы. — В этой сказке я специально выбрала роль папы-зайца в заячьем семействе. Когда пришел Тараканище, мой заяц сидел в трамвае вместе с другими зверушками. Ему было очень страшно за своих зайчат, и он заблокировал двери трамвая. Теперь я чувствую, что отыграла страх потерять ребенка».
Выходит, разыгрывая сказку, можно работать с различными темами. Вот и еще одна возможность!
А зрители? Да, ведь и они увидят в этой сказке много разных деталей. Каждый разглядит эту историю со своей колокольни.

О чем, например, заставила задуматься зрителей эта давно знакомая история про Тараканище?
• О детях и родителях (я — головастик, боялся, что родители отдадут меня Тараканищу; я — зайчиха, очень боялась за своих детишек).
• О семейном портрете (у нас в семье было разделение — один котеночек ближе к маме, а другой — к папе).
• О власти, авторитете и наглости, о нашей реакции при столкновении с ними в жизни (я подумала, что если он так себя ведет, да его еще при этом все слушаются, то за ним, видимо, есть какая-то сила).
• О разобщенности (каждый плакал в своей норе).
• О том, что движет нашими поступками...
и много-много еще о чем.

А что разглядели зрители и участники в сказке «Гуси-лебеди»?
• Внутренний мир ребенка и то, что видят в нем взрослые, очень отличаются друг от друга
• У детей есть свои цели и устремления.
• Цель придает силу, дает и силу воли.
• Родителей надо слушаться.
• На старших детей часто возлагаются обязанности родителей.
• Родители могли бы быть более ответственными и не оставлять детей без присмотра взрослых.
• Подружки проявили сочувствие, но не оказали реальной помощи.
• Младшие и старшие дети в семье — как они взаимодействуют.
Поговорить об этом? Прочесть тома специализированной литературы? Или разыграть и прожить все это изнутри, но в безопасной обстановке, находясь под защитой старой доброй сказки?

Протагонист, ставший директором. Ну, а если уже есть желание разыграть какую-либо сказку, то давайте разберемся, как это сделать. Возьмем сначала самый классический вариант — разыгрывание какой-нибудь общеизвестной народной сказки без изменений.
Разберем это подробно, шаг за шагом.

КАК РАЗЫГРЫВАТЬ СКАЗКУ?
1.
Разогрев группы (короткие, энергетические и настраивающие на предстоящую работу упражнения).
2. Какую сказку мы сможем сегодня разыграть?
Сначала собираем все предложения. Те, кто выдвигал идеи, пусть выйдут в центр и скажут, почему именно эту сказку хотят разыграть. А потом из всех сказок голосованием выберем одну. Предложите, например, участникам группы подойти и встать за спиной у того человека, к чьему выбору они присоединяются. Если за две сказки набирается примерно равное число голосов, можно дать возможность договориться тем, кто предложил эти сказки.
Проголосовать можно аплодисментами.
3. Припомним сказку.
Пусть тот, кто хорошо знает эту сказку, коротко ее перескажет. Мы все будем придерживаться одной версии сказки.
4. Разбиваем сказку на сцены.
«Итак, мы начнем с...» (еще раз повторяем порядок сцен).
5. Кто какие роли будет играть?
Если на одну роль претендуют несколько человек, можно: менять актеров в разных сценах, задействовать их по очереди; разыграть сказку дважды.
Интересно может получиться, если какой-то персонаж окажется один в двух лицах (его будут играть сразу два актера). Например, один играет героя, а другой — внутренний голос.
Если кто-то совсем не хочет играть, можно его спросить: «Тогда кем ты будешь — билетером, зрителем, осветителем, деревом на поляне?..» Если детей мало и каждый ребенок может играть несколько ролей, то необходимо обозначить пространство: «Где ты будешь изменяться?» Если какая-то роль никому не по душе, возьмем стул, куклу, другой предмет, который просто кто-то из актеров озвучит.
6. Готовимся к разыгрыванию.
«Что вам нужно, чтобы сыграть роли? Как вы хотите себя преобразить?» Договоримся, где будут располагаться различные сцены в пространстве комнаты. Построение сцен. Можно провести и репетицию, но поверхностно, «вполноги», без проживания чувств.
7. Презентация персонажей.
Какой ты? Почему ты таким стал? и т.д.
8. Сказка разыгрывается.
9. Завершение сказки.
Например, аплодисменты всем или каждому в отдельности.
10. Шеринг из ролей (начиная с подросткового возраста).
Как вам игралось?
Зрители, что увидели вы?
О чем была эта сказка?
Какой опыт вы получили?
Как можно назвать ту сказку, которая получилась у нас?
Возможно, кто-то из участников нуждается в особом отреагировании. Говорит: «У меня не получилось» – или нечто подобное. Можно спросить: «Что ты хочешь сделать? Давай сыграем эту сцену еще раз».
11. Снимаем роли.
Что делать, если кто-то не хочет снимать роль?
Рекомендуется по завершении драмы всегда снимать роли. Роль может быть выражена некоторыми атрибутами, снимая которые человек снимает с себя и роль.

Ну, вот мы и добрались до завершающего этапа.
Директор и Протагонист, вновь ставший Протагонистом (хором). Пора и нам снять роли. Я больше не Директор, я больше не Протагонист, я больше не «писатель». Я теперь стану читателем, буду интересоваться опытом и размышлениями других людей.
Вы больше не читатели. Теперь вы, вполне вероятно, экспериментаторы, «писатели» и творцы психодрамы.

Наталья ПАРАМОНОВА