Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №12/2005


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Диагностика
подростковой депрессивности.
Теория и практика

А.И. Подольский,
О.А. Идобаева,
П. Хейманс
СПб.: Питер, 2004

Новая книга издательства «Питер», написанная в соавторстве двумя российскими психологами и их голландским коллегой, представляет собой блестящий образец международного сотрудничества в области психологической науки и практики – пример в наши дни исключительно редкий, пожалуй даже уникальный. Всем практическим психологам, чья деятельность так или иначе связана с решением подростковых проблем, познакомиться с нею было бы крайне желательно.
При этом, правда, следует иметь в виду, что книга, анонсированная как учебное пособие и к тому же обещающая практику обогащение его диагностического инструментария, создавалась явно не для этих целей. Фактически перед нами очень добротная (международные стандарты высоки!) научная монография, в которой обобщены результаты многолетних исследований, выполненных соавторами с помощью оригинального метода («Депрископа»), разработанного одним из них (с голландской стороны) и успешно апробированного другими (российский вклад). Создается впечатление, что оформление книги оказалось просто подогнано под запросы издательской политики (спрос на монографии невысок, а учебники ныне весьма востребованы и выпуск их поощрен соответствующей издательской программой).
Действительно, текст структурирован в соответствии с требованиями к учебнику – вплоть до контрольных вопросов, которые выглядят здесь крайне чужеродно. Да и обещанный метод достаточно подробно описан, что придает научному труду несомненную практическую ценность. Таким образом, данная книга, хотя она может быть использована и как учебник, и как практическое руководство, на самом деле не является ни тем, ни другим в привычном смысле. Она не «разжевывает» истины для облегчения их понимания средним троечником, не диктует пошаговые инструкции, а в традиционной научной манере всесторонне рассматривает конкретную психологическую проблему и, в частности, практические аспекты ее решения.
Свой подход авторы обосновывают с опорой на многочисленные источники, преимущественно зарубежные (нетипичный для учебника обширный список литературы издателями, по счастью, из книги не изъят). Книга очень выигрывает от приведенных в ней подростковых дневников, ярко иллюстрирующих противоречивое мироощущение «трудного возраста» (в каком учебнике вы такое видали?!). Фактически по таким источникам и осуществляется подготовка профессионалов в международных центрах психологического образования. Только там их используются десятки и сотни, а у нас это пример еще довольно редкий.
Книга демонстрирует подлинно научный подход к решению важной проблемы, каковой вне сомнения является подростковая депрессивность, в неразрывном единстве науки и практики. И в этом, пожалуй, ее главный урок. Заинтересованного читателя она многому научит, если только не ограничиваться упрощенческими иллюзиями школярского или ремесленнического восприятия ценного научно-практического материала.

Сергей СТЕПАНОВ