Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №13/2005


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

Тема «Учимся договариваться»

УРОВЕНЬ 1

Упражнение «Пойми меня...»

Это упражнение можно проводить в группе от 3 до 5 человек. Суть упражнения в развитии двух умений: передавать другому человеку свой замысел и понимать замысел другого без слов. Возможно, что это упражнение пригодится для работы с ребенком и членами принимающей семьи.

Каждый участник получает лист бумаги и один из цветных карандашей (важно, чтобы все рисовали разными цветами). Задание состоит в следующем: каждый придумывает, что бы он хотел нарисовать. После этого по команде ведущего все начинает рисовать свой замысел, но через 10–20 секунд (по усмотрению ведущего) рисунок прерывается и передается соседу по кругу. Без слов и комментариев другой продолжает рисунок, по истечении того же отрезка времени рисунок передается дальше по кругу и так до конца — пока не дойдет до того, кто начал рисовать. Первый автор имеет право что-то дорисовать, но нельзя менять и зачеркивать уже сделанный рисунок. После этого каждый сообщает, что он хотел нарисовать и что из этого вышло.

Если первоначальный замысел сильно отличается от того, что получилось, обсудите, что помешало реализовать план: кто-то невнимательно посмотрел на рисунок или замысел был обозначен неточно? Важно, чтобы участники упражнения проговорили, что уровень понимания замысла другого и умение донести свою мысль до других тесно взаимосвязаны. После пробного рисунка можно повторить упражнение, усложнив правила игры: ограничить участников определенной темой (живая природа, неживая природа, дом); уменьшить время рисования и т.д.

По ходу выполнения упражнения обсудите с участниками и такие темы:

• в чем соблазн простых рисунков (легче передать замысел, но получается, что легче высказать примитивную мысль, чем что-то более сложное);

• что чувствуешь, когда тебя не поняли;

• как нужно оформить свой замысел, чтобы другой тебя понял;

• как нужно изучать рисунок другого, чтобы как можно лучше его понять;

• кто несет ответственность за непонимание.

Основным выводом данного упражнения становится принятие участниками обоюдной ответственности общающихся людей за взаимопонимание: часто те, кто хочет быть понятым, считают, что другой их просто обязан понимать, если любит и хочет помочь, но бывает и так, что нужно постараться обеим сторонам.

УРОВЕНЬ 2

Упражнение
«Мне не хочется этого делать»

Любой человек не один раз сталкивался с ситуацией, когда ему предлагают делать то, чего он не хочет. В семейной жизни это случается очень часто.

Ситуация 1. Вам предлагают помочь приготовить обед (убраться в квартире). Вы побаиваетесь, потому что не имеете нужного опыта.

Ситуация 2. Вам предлагают пойти в кино, но вам не хочется смотреть этот фильм. Все члены семьи хотят сделать это, кроме вас, и в то же время вам не очень интересно оставаться в одиночестве.

Ситуация 3. Вам предлагают заняться каким-то делом с тем членом семьи, с которым вы себя чувствуете не очень уверенно. Вам бы хотелось делать то же самое, но с другим человеком.

Как стоит повести себя в таких ситуациях? Выслушайте варианты, предложенные детьми, а потом попросите их ответить на вопрос: «Для чего человек будет соглашаться делать то, что ему не очень хочется?» Это упражнение помогает ребенку научиться говорить о своем желании и управлять своими желаниями.

Ситуация 1. Весьма частый случай, когда за отказом ребенка стоит неуверенность в собственных силах. Причем ребенок может уметь делать что-то из того, что ему предлагают, например чистить овощи, но боится не справиться с приготовлением обеда. В этой ситуации ребенку может помочь умение найти в неосвоенном навыке какой-то знакомый элемент. Предложите детям из следующего перечня дел выделить то, что они не умеют делать. А потом пусть дети попробуют определить, какую часть дела они могут сделать.

Перечень дел

Стирать (замочить белье, выполоскать, выжать, развесить).

Чинить машину (закрутить гайку, собрать мусор, подержать инструменты).

Приготовить салат (вымыть и порезать овощи, потереть морковь, смешать овощи с маслом или сметаной).

Убраться в комнате (вытереть пыль, подмести, повесить одежду).

Ситуация 2. Выбор между разными интересами, с таким выбором семейные люди сталкиваются постоянно. Чтобы сделать выбор, важно понять, что для вас важнее: сделать то, что интересно, или быть вместе с другими.

Ситуация 3. Важно объяснить ребенку, как попросить о взаимодействии и отказаться от общения, не переходя на личности, говоря только о своем настроении, например: «Мне хочется делать это сейчас с …», «Давайте делать это вместе с …».

УРОВЕНЬ 3

Упражнение «Мы смотрим телевизор»

Бывает так, что в семье один человек хочет смотреть одну программу, а другой — другую. Предположим, что вы оказались в такой ситуации.

Ситуация 1. Кто-то из семьи смотрит фильм, а вам очень хочется посмотреть футбольный матч, который не будут повторять. Как попросить члена семьи «уступить» вам телевизор?

Ситуация 2. Вы смотрите интересный фильм, а к вам подходит другой член семьи и говорит: «Ты знаешь, сейчас начнется футбольный матч. Я очень хочу его посмотреть — можно переключить на другой канал?»

Варианты проведения упражнения

Вариант 1. Разделите группу детей на две части, пусть они независимо друг от друга ищут разрешение первой ситуации — получится, что участники как бы окажутся в одной и той же ситуации, но с разных сторон.

Вариант 2. Разыграйте с детьми одну из ситуаций, потом спросите у них, насколько важно было встать на позицию другого и получилось ли это у них. Независимо от ответов предложите детям проверить свою способность видеть происходящее глазами другого человека и дайте вторую ситуацию.

Допустимые варианты поведения

• Найти компромисс — посмотреть повтор на следующий день, записать программу на видеомагнитофон, найти фильм в прокате и посмотреть позже.

• Уступить — согласиться, но тогда не расстраиваться, а занять себя другим приятным делом.

• Настаивать — убеждать, что для вас это важно, что вы можете уступить в другой раз, но сейчас очень хотите посмотреть этот фильм.

• Найти вариант сотрудничества — попробовать понять, почему эта программа так интересует другого, сесть и посмотреть вместе.

• Уйти — найти себе другое занятие, даже если надежда на просмотр желаемого потеряется.

Обсуждение вариантов поведения

Предложите детям обсудить два вопроса:

• К какому из пяти вариантов поведения относится тот путь, который был выбран ими?

• Какие чувства будет испытывать человек, придерживаясь того или иного варианта?

Важно, чтобы дети приняли каждый вариант как подходящий в зависимости от ситуации и собственных особенностей.