Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №14/2005


КОНКУРС

Номинация «Новое в работе школьного психолога»

В СЕТЯХ УДАЧИ

Развивающие занятия по песочной сказкотерапии
для учащихся начальных классов

Опираясь на сценарий тренинга О. Липуновой по развитию исследовательской и творческой мотивации у детей младшего школьного возраста («Школьный психолог», № 14, 2003), я провела с учащимися начальной школы цикл развивающих занятий, на котором они познакомились с различным значением слова «мир» — внешний и внутренний (пространство, мысли и чувства, отсутствие вражды, «все вместе»), научились создавать творческие проекты, превращать одно в другое, работать в команде, помогать друг другу. Тренинг О. Липуновой рассчитан на 10 занятий, в нашем случае было проведено 12. Привожу описание двух последних, которые также носят игровой характер (я построила их, опираясь на метод песочной сказкотерапии).

На занятиях роль соведущих выполняют дети-помощники (две феи на первом занятии и два гнома на втором). Помощники вместе со всеми детьми участвуют в коллективной работе, но до конца занятия остаются помощниками ведущего: они заранее учат роль, знают сценарий и поэтому подсказывают командам в случае возникновения тупиковой ситуации. Для удобства работы учащиеся делятся на две команды (по 5–6 человек в каждой), но деятельность детей соревновательной не является.

Содержание занятий и методические приемы частично заимствованы из программы «Школа волшебников» (Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Кудзилов. «Школьный психолог», № 47, 2003).

Стихотворная форма первого занятия возникла благодаря переделке детского стихотворения.

Основная цель занятий: создание условий для осмысления нравственной системы ценностей, предоставление возможностей для трансформации негатива в позитив.

Задачи:

— профилактика у учащихся негативных эмоциональных проявлений: агрессивности, тревожности, дисгармоничности;

— создание условий для самоактуализации личности учащихся, активизации психических функций, нравственности;

— предоставление возможностей для делового сотрудничества, группового взаимодействия.

Оборудование

1-е занятие:

свеча, магнитофон, записи релаксационной и тревожной музыки, колокольчик, ветвь, две песочницы, два сосуда с водой, четыре набора счетных палочек (по два на команду), буквы А (2 шт.), Д, У, Ч (формат А4); пять бумажных замков (формат 1/4 А4), горшочек с песком, несколько камней, тесемки по количеству детей, небольшой клубок пряжи, тряпочки или бумажные салфетки, кружочки двух цветов для жеребьевки.

2-е занятие:

свеча, магнитофон, запись релаксационной музыки, колокольчик, две песочницы, два сосуда с водой, детали конструктора «Лего», кружка с водой, ложка муки, клей ПВА, подсолнечное масло, шаблоны бумажных человечков (по количеству детей), палитры, кисти, краски, емкость для разведения волшебных красок, тряпочки или бумажные салфетки, небольшой клубок пряжи, карточки 2х4 см, карточки «реалист» и «мечтатель» (для жеребьевки), таблички «реалисты», «мечтатели» у песочниц.

ПЕРВОЕ ЗАНЯТИЕ. «ДРЕВО УДАЧИ»

I. РАЗМИНКА.

Ориентация на работу

Учащиеся сидят на стульях в кругу.

Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня нам вновь предстоит стать волшебниками и познать еще один секрет волшебства. Какой именно, мы узнаем в процессе путешествия по сказочному миру. А начнем мы, как всегда, с разминки.

Упражнение «Доброе тело»

Ведущий. Возьмитесь за руки, почувствуйте тепло рук соседа и передайте его друг другу сначала по часовой стрелке, затем в противоположном направлении.

Упражнение «Поймай взгляд»

Надо поймать взглядом взгляд любого участника и поменяться с ним местами.

Задача — сделать как можно больше перемещений.

Ведущий. Молодцы, сейчас вы передали друг другу чуть-чуть волшебной силы через рукопожатие и взгляд, вспомнив, что волшебство можно творить с помощью мыслей, рук, глаз.

А какие еще секреты волшебства мы уже знаем?

Ответы учащихся: волшебство — это творчество, способность превращать одно в другое, умение работать в команде, уступать.

Ведущий. Все это нам сегодня очень пригодится.

II. РИТУАЛ ВХОДА

Ведущий. А теперь пора создать сказочное пространство. Протяните вперед руку, закройте глаза. Я подойду к каждому из вас со свечой, и как только вы почувствуете ее тепло, окажетесь в сказочном мире, в котором действуют законы волшебства. (Ведущий обходит со свечой всех детей, в это время звучит релаксационная музыка.)

Итак, мы вошли. Свеча помогла нам провести границу между миром реальным и волшебным.

III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Работа с песком, выполнение заданий.

Ведущий. Прислушайтесь к звукам волшебного мира. (Звучит тревожная музыка.) О чем они вам говорят? (Ответы детей.)

Да, вы правы, случилось что-то неладное и никого не видно вокруг. Давайте колокольчиком позовем фей волшебной страны, они наверняка знают, в чем дело.

Ведущий дает одному из детей колокольчик, на звон выходят две феи, у одной в руках ветка дерева.

1-я фея

В волшебную страну к нам вдруг
Пришла беда большая,
Туда проникла в тишине
Колдунья очень злая.
Она удачу захватила
И тотчас в палку превратила.

2-я фея

А буквы имени ее
В темнице спрятала на дно,
Все их в оковы заковала.
К ним будет нелегко пройти,
Препятствий много на пути.

1-я фея. Надо пройти пять этапов, при правильном выполнении задания на каждом их них можно выручить одну букву.

2-я фея. Кроме этого, еще надо самим прокладывать путь, работая с песком и водой.

Ведущий.

Ну что, волшебники готовы?
Там испытания суровы.

(Ответ детей.)

Тогда вперед. Давайте разобьемся на две команды, но не для соревнования, а для удобства работы. Буква будет спасена лишь в том случае, если с заданием справятся обе команды.

Учащиеся делятся на две команды методом жеребьевки, занимают места у песочниц. В дальнейшем все, о чем будут говорить феи, надо построить.

1-я фея

А впереди у нас река.
Через нее есть два мостка.
Мосточек «жи» и мостик «ши».

Ведущий. Каждая команда должна вспомнить слова на это правило. Первая команда работает со слогом «жи», вторая — со слогом «ши». Слово надо будет сказать каждому участнику, и слова повторяться не должны. Посоветуйтесь и решите, что будет говорить каждый из вас.

После выполнения задания ведущий снимает замок с буквы «У».

2-я фея

Встал перед нами частый лес:
Дремуч, бескраен до небес.
Но можно тропку в нем найти,
Гуськом по ней вперед пройти.

Ведущий. Тропа узкая, пройти по ней можно, лишь выстроившись в цепочку друг за другом. Первая команда строится по длине волос: от самых длинных до самых коротких, вторая — по цвету глаз: от самых светлых до самых темных. Успех выполнения будет зависеть от умения быстро и правильно, без спора и ссор провести сравнение.

После выполнения задания учащимися, которые стоят первыми в колонне, предлагается оценить правильность выполнения задания у противоположной команды, при необходимости оказать помощь. После выполнения задания ведущий снимает замок с буквы «Д».

1-я фея

Гора возникла на пути:
Ни обскакать, ни обойти.
Что делать и куда бежать?
Придется птиц на помощь звать.

Ведущий. Чтобы освободить букву «А», одна команда должна назвать пять птиц, зимующих в наших краях, вторая — пять перелетных, в названии птицы обязательно должна быть буква «а».

Для учащихся первых и вторых классов задание может быть упрощено — назвать лесных птиц и обитающих в городе, больших и маленьких, вспомнить не пять, а три птицы и т.п.

После правильного решения задачи ведущий снимает замок с буквы «А».

2-я фея

И птицы помогли нам в горе.
Теперь на берегу мы моря.
Корабль построить надо нам
И плыть скорее по волнам.

Ведущий. Сейчас каждая команда должна будет построить на берегу моря корабль, используя для этого счетные палочки. Обязательное условие — строить корабль надо всем вместе. Вы по очереди должны брать палочки и выкладывать судно до тех пор, пока оно не будет готово.

По окончании работы учащимся предлагается посмотреть на корабль противоположной команды, в случае необходимости оказать помощь, после этого ведущий снимает замок с буквы «Ч».

1-я фея

Мы вместе переплыли море,
Теперь пещера на дороге.
В темнице буква А томится,
Не знает, как освободиться.
Спасти ее сумеем тоже,
Сказав, на что она похожа?

Ведущий. Подумайте, на какие вещи, предметы, явления похожа бука А. Чем интересней будут ваши версии, тем выше вероятность освобождения пленницы. Посоветуйтесь друг с другом.

Учащиеся предлагают варианты ответов, ведущий снимает замок с последней буквы.

Какое слово из пяти букв у нас получилочь? Правильно — УДАЧА.

1-я фея. Дорогие волшебники, вы справились с испытанием — освободили все буквы. Теперь вам откроется тайна создания Древа Удачи.

2-я фея. Основа дерева — эта ветвь. Мы посадим ее в землю и укрепим камнями.

IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Рефлексия занятия

Учащиеся садятся на стулья вокруг Древа Удачи.

Ведущий. Сейчас вы открыли еще один секрет волшебства. Древо Удачи человек делает сам, питая его успехами и достижениями своими, умением изменить ситуацию в лучшую сторону, не поддаться злым мыслями и действиям.

Сейчас вы получите по тесемочке — это символ победы, достижения, и каждый из вас подумает, вспомнит, чему он сегодня научился, чего достиг, какой опыт приобрел, какие качества помогли ему справиться с заданиями. Затем вы по очереди подойдете к Древу Удачи, скажете о своем достижении и завяжете на нем тесемку.

Учащиеся называют свои победы, завязывая на дереве тесемки.

Ведущий. Итак, Древо Удачи возродилось. А чтобы оно росло и крепло, давайте сплетем вокруг него сеть удачи. Мы будем передавать по кругу моток, наматывая нить на палец и говоря при этом хорошее, доброе слово или пожелание.

После того как сеть сплетена, ведущий предлагает учащимся аккуратно снять нить с пальцев, положив ее на пол вокруг Древа Удачи.

V. РИТУАЛ ВЫХОДА

Ведущий. Время пребывания в волшебной стране заканчивается. Пора возвращаться в реальный мир. Поможет нам в этом свеча. Закройте глаза, протяните руку, как только вы почувствуете тепло свечи, вы вернетесь в реальность. (Ведущий со свечой обходит всех детей, в это время звучит релаксационная музыка.)

Мы снова в классе. Спасибо вам за работу. Постарайтесь подольше сохранить в себе ощущение волшебства.

ВТОРОЕ ЗАНЯТИЕ. «ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА»

I. РАЗМИНКА.

Ориентация на работу

Учащиеся сидят на стульях в кругу.

Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята! Готовы ли вы продолжить путешествие в мир волшебства? (Ответы детей.) Но прежде чем переместиться в сказочный мир, нам необходима разминка.

Упражнение «Поменяйтесь местами»

Ведущий, а затем и дети по очереди или по желанию произносят фразу «Поменяйтесь местами те, кто...» — любит кататься на лыжах, ждет каникул, имеет брата, одет в свитер и т.д. Может быть любое утверждение. Те, к кому это утверждение относится, должны поменяться местами. Тот, кто считает, что это не про него, стоит на месте.

Ведущий. Молодцы, мы еще раз убедились в том, что все мы разные, но работать нам предстоит всем вместе. Сегодня каждый из вас сможет применить все секреты волшебства, которым мы научились на наших занятиях. Давайте вспомним их.

Ответы детей: волшебство — это творчество, способность превращать одно в другое, способность прощать, понимать, принимать других людей, работать в команде, это способность изменить ситуацию в лучшую сторону.

Ведущий. Все это нам сегодня очень пригодится.

II. РИТУАЛ ВХОДА

Ведущий. А теперь пора создать сказочное пространство. Протяните вперед руку, закройте глаза, я подойду к каждому из вас со свечой, и как только вы почувствуете ее тепло, окажетесь в сказочном мире, в котором действуют законы волшебства. (Ведущий обходит всех со свечой, в это время звучит релаксационная музыка.) Итак, мы вошли. Свеча помогла нам провести границу между миром реальным и волшебным, чтобы эти миры не перемешались.

III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Работа с песком, с красками.

Ведущий. Ребята, мы перенеслись в сказочный мир, но сегодня здесь вновь тихо и пустынно (обращает внимание на песочницы). Давайте позвоним в колокольчик, возможно, кто-то придет на его звон.

Ведущий дает одному из детей колокольчик, появляются два гнома.

1-й гном. Дорогие волшебники, сегодня вы попали в мир, в котором уже давно никто не живет, а было время, когда в этом мире текли реки, цвели сады, процветали города. И жили здесь умные, добрые, талантливые люди, но что-то случилось с ними.

Ведущий. Как вы думаете, что? Почему теперь пустыня?

(Выслушиваются все предположения детей.)

2-й гном. В один далеко не прекрасный день жители страны разделились на два лагеря. В одном стали жить мечтатели, верящие в волшебство, в другом — реалисты, те, кто потерял веру в прекрасное и волшебное.

1-й гном. Мало того, что они разделились, они еще начали войну друг с другом, и каждая сторона стремилась силой доказать свою правоту. Вражда отнимала у людей массу времени, они очень уставали от обид и ссор, и у них не оставалось сил на то, чтобы построить новые здания, посеять пшеницу или собрать урожай.

2-й гном. Через некоторое время страна пришла в запустение, и пески пустыни занесли ее. мир оживет, если придут волшебники с добрым сердцем, которые разгребут песок, вызовут дождь, тогда потекут реки, расцветут сады и оживет волшебный мир.

Ведущий. Как вы думаете, сегодня это произойдет? Почему? (Ответы детей.) Пустыня большая, и оживить надо обе ее стороны — сторону мечтателей, верящих в волшебство, и сторону реалистов, считающих, что чудес не бывает. Для этого мы разобьемся на две команды.

Учащиеся делятся на две команды путем жеребьевки с помощью карточек «реалист», «мечтатель», занимают места у песочниц.

Ведущий. Закройте глаза. Положите руки на песок. Постарайтесь согреть его, почувствовать, какой плодородной будет созданная вами земля, что можно будет на ней построить и посадить.

Открывайте глаза. Все в ваших руках, но помните, что одна команда оживляет сторону мечтателей, другая — реалистов. Посоветуйтесь друг с другом, что вы будете создавать. После работы вы расскажете о том, что построили. А вызвать дождь, который напитает землю, очень просто — достаточно полить песок.

Практическая работа детей с песком, по окончании — представление командами макетов.

Ведущий. Молодцы, вы создали из песка страну. Какие секреты волшебства вы вспомнили и использовали во время работы? (Ответы детей.)

Но в возрожденной стране пока темно и безлюдно. Как можно вдохнуть в нее жизнь?

(После ответа учащихся: «Поселить людей» — ведущий показывает бумажный шаблон человека.)

Вы бы хотели, чтобы в построенном вами мире жили такие существа? У них даже нет лица, они не могут ни радоваться, ни огорчаться, ни переживать, ни любить. Дорогие волшебники, а как изменить ситуацию? (Ответ учащихся: «раскрасить».)

Да, давайте раскрасим их, но не простыми красками, а волшебными, над секретом которых несколько лет трудились мудрые гномы. Давайте узнаем у них этот секрет.

1-й гном. Да, мы знаем рецепт таких красок, но прежде чем создать их, мы много ходили по свету и задавали людям один и тот же вопрос, который сейчас хотим задать вам: «Что нужно человеку для того, чтобы стать счастливее?» (Ответы детей.)

Далее все слова гномы сопровождают действиями, готовя основу для красок.

2-й гном. А еще люди говорили, что хотят быть сытыми и здоровыми, и поэтому основой красок стала мука.

1-й гном. Люди хотят быть гибкими и текучими, как вода, чтобы с легкостью выходить из любых жизненных невзгод, и мы соединили муку с водой, тщательно перетирая комочки, чтобы не было в жизни людей обид и ссор.

2-й гном. Люди желают, чтобы у них в жизни все шло как по маслу, и мы капнули масла.

1-й гном. А в конце добавили клея, чтобы склеивались разбитые отношения и хорошие дела.

Ведущий. Основа готова. Осталось разлить ее по баночкам, добавить красок и раскрасить людей, наделив их тем, что положено в основу красок.

Работа учащихся с красками, готовых человечков дети размещают в песочнице.

Сейчас вы наделили мечтателей и реалистов здоровьем, удачей, способностью склеивать отношения, регулировать конфликты и ссоры. Как же в дальнейшем сложится судьба реалистов и мечтателей, что ждет страну?

(Ответы детей, объединение макетов.)

Объединив миры, вы воспользовались еще одним секретом волшебства. Каким? (Ответы учащихся.)

Да, это способность прощать, понимать и принимать других людей.

IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Рефлексия занятия

Учащиеся садятся на стулья вокруг объединенных песочниц.

Ведущий. Дорогие волшебники, сегодня вы смогли воссоздать исчезнувшую страну, оживить ее жителей и помирить их. А насколько каждый из вас смог почувствовать себя волшебником? Покажите с помощью рук. Чуть-чуть — ладони близко друг к другу, средне — слегка расставлены, много — руки в стороны. Желающие могут сказать, почему.

Скоро мы покинем волшебный мир, но давайте на прощание сплетем для жителей сеть удачи. Мы будем передавать по кругу моток, наматывая нить на палец и называя при этом те качества, действия или секреты волшебства, которые помогли вам сегодня справиться с ролью волшебника.

После того как сеть сплетена, ведущий предлагает участникам аккуратно снять ее с пальцев, положить вокруг песочниц.

Эта сеть поможет реалистам и мечтателям сохранить мир в своей стране.

V. РИТУАЛ ВЫХОДА

Ведущий. Настало время возвращаться в реальный мир, а сделать это поможет свеча. Закройте глаза, протяните руку, как только вы почувствуете тепло свечи, вернетесь в реальность.

Ведущий со свечой обходит всех участников, в это время звучит релаксационная музыка.

Мы снова в классе. Спасибо вам за работу. Постарайтесь как можно дольше сохранить в себе силу волшебства.

Светлана ХРАМОВА,
педагог-психолог, МОУ СОШ № 23,
г. Ковров, Владимирская обл.
ЛИТЕРАТУРА

1. Панфилова М.А. Игротерапия общения. — М.: ГНОМ и Д, 2002.
2. Фопель К. Энергия паузы. — М.: Генезис, 2002.