Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №14/2005


КОНКУРС

Номинация «Психологические игры и игрушки»

ИГРАЕМ, РАЗВИВАЕМ,
ДИАГНОСТИРУЕМ...

Игра в работе педагога-психолога
с коллективом учащихся

Представляем три игры, которые можно проводить в школе, в детском доме и в летнем лагере отдыха:

1. «Мы едем, едем, едем!»

2. «Ах, театр!»

3. «Рекламное агентство».

Так как любая из этих игр может использоваться с целью диагностики, необходимо обратить внимание на следующее:

1. Четко определить, что диагностируем, — это может быть познавательная сфера, особенности личности, поведенческие навыки, общение.

2. Составить диагностическую карту «Личностные свойства» (см. приложение 1).

3. Необходимо иметь помощника ведущего в каждой группе, который отдельным цветом для каждого этапа (конкурса) отмечает в диагностической карте замеченные характеристики.

4. Обработка результатов проводится сразу после игры; педагог-психолог и помощники на основе диагностических карт составляют характеристику группы, класса, отдельных учащихся. После проведения игры игротерапевту необходимо провести собственную рефлексию:

— достигнута ли поставленная цель (да, нет, почему);

— понравилась ли игра участникам;

— надо ли что-то изменить в сценарии, ходе игры;

— технологична ли игра (могут ли ее воспроизвести другие).

Игра «Мы едем, едем, едем»

Возраст участников: 9–14 лет.

Цель: мотивация учащихся на игровое взаимодействие.

Задачи:

— показать возможности игрового пространства;

— развивать внутригрупповые отношения;

— развивать навыки коллективного взаимодействия;

— учиться принимать ответственность за свое решение и за результаты своей деятельности.

Время: 1 час — 1 час 20 минут.

Содержание игры

Участники путешествуют по станциям, выполняя задания ведущих; каждой команде необходимо набрать как можно больше баллов на каждой станции, чтобы победить.

Материалы:

• листы ватмана, бумага большого размера;

• фломастеры, маркеры;

• листы бумаги формата А4;

• ручки.

Необходимо подготовить:

• музыкальное сопровождение (по желанию);

• бейджики по количеству участников;

• путевые листы по количеству команд (см. приложение 2), в которых написать, где находится каждая станция;

• отдельное помещение для каждой станции;

• карточки со словами пословицы (см. приложение 3);

• кегли, стулья;

• на полу одной из комнат нарисовать мелом квадрат 5 х 5 м, разделив его на клетки с размером сторон 25 х 25 см.

Участники:

.количество команд должно быть равно количеству станций; в данной игре 4 станции, следовательно – 4 команды, в каждой команде 6–8 участников;

• ведущий;

• ведущий на каждую станцию;

• если необходимо, то помощник ведущего на каждую станцию.

Порядок проведения игры:

1. Настроить участников на игру, используя упражнение, например «Добрый день!».

2. Написать имена на бейджиках.

3. Разбить участников на команды, используя жеребьевку по номерам.

4. Проведение игры.

5. Подведение итогов (5–10 мин.).

ХОД ИГРЫ

Станция «Спортивная»

Здесь вам надо продемонстрировать ловкость, силу, смекалку и коллективизм.

Задание

Проползти по «минному полю» на животе, как разведчики, между кеглями так, чтобы их не задеть; возвратиться обратно «по тоннелю» под стульями, передать на финише эстафету касанием руки следующему участнику команды.

Критерии оценки

• Время прохождения записывается в путевой лист.

• Теряется 1 балл за каждую сбитую кеглю. Максимум 10 баллов каждому участнику.

Время: 15 мин.

Станция «Творческая»

Здесь вы можете проявить свои таланты художника, литератора. Заданий будет два.

Первое задание

Вы по очереди подходите к листу бумаги, который прикреплен к стене, и рисуете то, что вам говорит ведущий, но рисуете с завязанными глазами.

Порядок рисования: правая нога, левый глаз, хвост, передняя нога, рот, правый глаз, уши, нос, голова, правый рог, туловище, левый рог.

Критерии оценки

• Качество работы.

• Эстетичность рисунка.

• Порядок в команде во время работы.

Время: 7–8 мин.

Второе задание

На полу выложена дорожка из листов бумаги формата А4 по количеству участников. Каждый встает на свой листок и получает карточку с одним словом из пословицы (приложение 3); карточки со словами из пословицы раздаются в произвольном порядке.

Необходимо, наступая только на листочки, перестроиться так, чтобы получилась пословица. Если участник наступает на пол, все начинается сначала.

Критерии оценки

• Время выполнения задания (заносится в путевой лист).

• Правильность расстановки слов в пословице.

• Порядок во время выполнения задания.

Время: 7–8 мин.

Станция «Театральная»

Вы пришли на станцию «Театральная», где можете проявить свои актерские способности.

Первое задание (коллективное)

Вы все вместе должны изобразить очередь, стоящую:

• в зубной кабинет;

• в салон красоты;

• в столовую;

• в телефонную будку.

Критерии оценки

• Умение работать в коллективе.

• Оригинальность.

Время: 7–8 мин.

Второе задание (индивидуальное)

Каждый вытаскивает карточку, на которой написано, что нужно изобразить:

• грустный поросенок,

влюбленный продавец цветов,

загадочная баба-яга,

удивленный кот, веселая корова,

злой гном, ворчливая ворона, плачущая кукла.

Критерии оценки

• Оригинальность.

• Соответствие заданному образу.

Время: 7–8 мин.

Станция «Магическая»

Вы пришли на станцию «Магическая».

Задание

На полу нарисован «магический квадрат» — заколдованное болото. Поле «магического квадрата», в свою очередь, поделено на квадратики. Задача игроков — перейти на другую сторону, причем наступать можно только на определенные квадратики. Если участник наступает на «неправильный» квадратик, ведущий подает сигнал: «плюх!» – и участник сходит с поля, идет в конец очереди.

Главное: все делается молча. У ведущего есть карта поля, на которой обозначен путь.

Критерии оценки

• Учитывается количество участников, прошедших «магическое» поле.

• Минус 0,5 балла за каждое произнесенное слово.

Время: 15 мин.

Игра «Ах, театр»

Возраст участников: 9–14 лет.

Цель: формирование и сплочение детского коллектива через игровое взаимодействие, диагностика качеств личности.

Задачи:

– развивать внутригрупповые отношения;

– развивать навыки коллективного взаимодействия, общения;

– учить принимать ответственность за свое решение и за результаты своей деятельности;

– формировать навык рефлексии.

Время: 1,5 часа.

Содержание игры

Каждая команда — это театр. Необходимо написать сценарий будущего спектакля, сделать рекламу (анонс) и представить готовую постановку.

Материалы:

• листы цветной бумаги, картона, цветного картона;

• листы ватмана, бумага большого формата;

• цветные карандаши;

• фломастеры, маркеры;

• клей, ножницы, скотч;

• листы бумаги формата А4;

• ручки;

• старые журналы, картинки, кусочки ткани.

Необходимо подготовить:

• музыкальное сопровождение (спокойная инструментальная музыка);

• бейджики по количеству участников;

• цветные карточки для деления на команды;

• карточки с заданиями (приложение 4);

• анкеты участника (приложение 5) по необходимости.

Участники:

• число участников зависит от количества команд, желательно, чтобы в каждой команде было по 5–7 человек;

• ведущий;

• помощник ведущего (желательно).

Порядок проведения игры:

1. Настроить участников на игру, используя упражнение «Здравствуйте!»: поздороваться друг с другом за руку, плечами, стопами ног, коленями, спинами.

2. Написать имена на бейджиках.

3. Разбить участников на команды, предложив вытащить цветную карточку. Сколько цветов — столько команд.

4. Проведение игры.

5. По окончании игры после выхода участников из игровой ситуации необходимо провести рефлексию.

ХОД ИГРЫ

Задания

1. Придумать название своему театру

Время: подготовка – 10–12 мин., представление – 2–3 мин. для каждой команды.)

2. Конкурс сценаристов

Каждая команда получает набор персонажей с определенными качествами (приложение 4). Необходимо написать сценарий сказки и прочитать его по ролям.

Время: подготовка – 15 мин., представление – 2–3 мин. для каждой команды.

3. Рекламный конкурс

Каждая команда получает карточку с названием жанра, которому должна соответствовать их театральная постановка на основе готового сценария (представитель каждой команды вытягивает карточку с названием):

• боевик,

• фантастика,

• комедия,

• мелодрама,

• документальное кино.

Надо сделать рекламу своей постановки. Вид и форма рекламы зависят от вашего выбора.

Время: подготовка – 15 мин., представление – 2–3 мин. для каждой команды.

4. Режиссерский конкурс

А теперь покажите свою постановку.

Время: подготовка – 15–20 мин., представление – 2–3 мин. для каждой из команд.

5. В завершение игры каждому актеру необходимо молча дать как можно больше автографов, пожав при этом руки, пожелав успехов.

Вот и закончилась наша игра! Понравилось ли вам? Давайте поаплодируем друг другу! Громче! Занавес опускается. Театр закрывается. Большое всем спасибо!

Время: 5–7 мин.

ОБСУЖДЕНИЕ

Для облегчения высказываний участников о ходе игры можно написать плакат с вопросами к обсуждению.

Обсуждение содержания:

• Что я узнал нового?

• Что было интересным?

• О чем бы хотелось еще узнать?

• Что считаете полезным?

Обсуждение мыслей и чувств:

• Что было трудным?

• Слушали ли тебя?

• Узнал ли ты что-то новое о себе и друзьях?

• Какие чувства испытываешь, когда говорят о тебе?

• Легко ли выразить свои чувства?

• Говорил ли ты искренне?

• Что тебя удивило?

• Изменилось ли твое настроение?

Возможно проведение письменного обсуждения в форме анкеты (приложение 5).

Игра «Рекламное агентство»

Цель: сплочение детского коллектива через игровое взаимодействие, мотивация на учение.

Задачи:

– учить осмысливать игровой опыт;

– развивать навыки коллективного взаимодействия;

– учиться принимать ответственность за свое решение и результаты своей деятельности;

– формировать навык рефлексии.

Время: 1 час 15 мин. — 1 час 30 ми.

Возраст участников: 9–15 лет.

Содержание игры

Каждая команда — это рекламное агентство; получен большой заказ на рекламу нашей школы — надо создать рекламное агентство и сделать рекламу нашей школы.

Материалы:

• листы цветной бумаги, картона, цветного картона;

• листы ватмана, бумаги большого формата;

• цветные карандаши;

• фломастеры, маркеры;

• клей, ножницы, скотч;

• листы бумаги формата А4;

• ручки;

• старые журналы, картинки.

Необходимо подготовить:

• музыкальное сопровождение (по желанию);

• бейджики по количеству участников.

Участники:

ведущий; помощник ведущего; оптимальное число команд: 3–5, количество участников: 6–8 человек в команде.

Порядок проведения игры:

1. Настроить участников на игру, используя упражнение «Я хочу пожелать...».

2. Написать имена на бейджиках.

3. Разбить участников на команды. Можно использовать любой способ (по номерам, по цветам, по временам года).

4. Проведение игры.

5. По окончании игры после выхода участников из игровой ситуации необходимо провести рефлексию.

ХОД ИГРЫ

Задания

1. В рекламное агентство поступил большой заказ на рекламу нашей школы. Чтобы получить его, вам необходимо для начала придумать название своему рекламному агентству и представить его заказчикам.

Время: подготовка – 10–12 мин., представление – 2–3 мин. для каждой команды.

2. Необходимо придумать основную идею всей вашей рекламной компании и представить ее (девиз рекламной компании).

Время: подготовка – 15 мин., представление – 2–3 мин. для каждой команды.

3. Вам надо изготовить рекламные щиты. Покажите их.

Время: подготовка – 15 мин., представление – 2–3 мин. для каждой команды.

4. Снимите видеорекламу нашей школы.

Время: подготовка – 15–20 мин., представление – 2–3 мин. для каждой команды.

5. А теперь давайте все вместе сделаем одну большую рекламу школы, используя все находки, которые были вами придуманы прежде.

Время: подготовка – 10–12 мин., показ – 3–5 мин.

Большое спасибо за игру! Рекламное агентство закрывается!

Лариса КУЗНЕЦОВА,
педагог-психолог
МОУ СОШ № 10,
г. Череповец, Вологодская обл.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Личностные свойства

Ф.И.
участ-
ника
Уро-
вень
при-
тя-
за-
ний
Ком-
му-
ника-
тив-
ность
Ответ-
ствен-
ность
Эмпа-
тия
Орга-
низа-
тор-
ские спо-
соб-
ности
Ли-
дер-
ство
Моти-
вация дос-
тиже-
ний
Склон-
ность
к
ри-
сун-
ку
Мо-
раль-
ная
нор-
матив-
ность
Кон-
фликт-
ность
Агрес-
сив-
ность
                       
                       

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Путевой лист

Станция «Творческая» — кабинет...
Станция «Спортивная» — кабинет...
Станция «Театральная» — кабинет...
Станция «Магическая» — актовый зал.

Станция Количество баллов Примечания
Творческая    
Спортивная    
Театральная    
Магическая    
Итого:    

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Пословицы

Карточки подготовлены для разного количества человек в командах.

6 человек:

любишь кататься люби
и саночки возить

7 человек:

емь раз отмерь,
а один раз
отрежь      

8 человек:

без труда не
вытащишь и рыбку
из пруда    

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Карточки с заданиями

Мышка Добрая Мышка Хитрая
Заяц Трусливый Заяц Добрый
Лягушка Наглая Лягушка Доверчивая
Волк Доверчивый Волк Трусливый
Лиса Хитрая Лиса Наглая
Медведь Злой Медведь Отважный
Комар Отважный Комар Злой

 

Мышка Злая Мышка Наглая
Заяц Отважный Заяц Доверчивый
Лягушка Добрая Лягушка Злая
Волк Хитрый Волк Добрый
Лиса Доверчивая Лиса Отважная
Медведь Трусливый Медведь Хитрый
Комар Наглый Комар Трусливый

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Анкета участника игры

Спасибо большое за участие.
Нам очень важно ваше мнение об игре.

1. Оцените полезность игры для вас лично
(обведите цифру)

               1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2. Что больше всего понравилось___________________
3. Значимые эпизоды_______________________________
4. Что не понравилось______________________________
5. Ваши пожелания ________________________________