Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №16/2005


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Концепции и методы
психологической помощи

 

А.Н. Елизаров
М.: Ось-89, 2004

Новая книга А.Н. Елизарова, большого знатока психотерапевтических и консультативных концепций и техник, производит двойственное впечатление. С одной стороны, она подкупает глубиной и обстоятельностью разбора избранных автором подходов, с другой — оставляет ощущение фрагментарности и незавершенности.
«Процесс психодиагностики и «сравнительной индивидуальной психологии» А. Адлера строится следующим образом…» Это первая фраза в книге. Согласитесь, более привычно было бы сначала узнать, каким замыслом руководствовался сам автор в написании своего труда, чем продиктован выбор им конкретных концепций и методов, какие цели он преследует, излагая идеи мэтров мировой психотерапии. Он, однако, счел достаточным указать в краткой аннотации, что содержание книги представляет собой изложение соответствующего учебного курса (точнее — его части), развернутая программа которого (включая контрольные вопросы и задания) книгу завершает.
Курс, судя по всему, чрезвычайно насыщенный, содержательный и интересный. Он охватывает широкий спектр концепций и подходов — от Адлера до Ялома, не включая, правда, классический психоанализ Фрейда, которому, по мнению автора (вероятно, справедливому), должен быть посвящен специальный развернутый учебный курс. Данное учебное пособие покрывает лишь часть объявленной программы и включает детальный разбор психотерапевтических теорий и методов Адлера, Хорни, Юнга и Ассаджиоли (их портреты красноречиво украшают обложку).
Не секрет, что современные студенты первоисточники читают редко, предпочитая знакомиться с разнообразными концепциями в их компактном реферативном изложении. Всевозможные учебники, дайджесты и пересказы в библиотеках и книжных магазинах пользуются гораздо большим спросом, чем труды классиков. (Кстати, А.Н. Елизаров в рамках своего курса пытается преодолеть эту печальную тенденцию, вводя конкретное задание «Прочитать книгу». Источники, предлагаемые им к изучению, подлежат профессиональному разбору, который в книге подробно спланирован.) В этой ситуации можно только порадоваться появлению такой книги, в которой важные психотерапевтические концепции излагаются очень обстоятельно, детально и доходчиво. Студентам Елизарова можно даже позавидовать — успешное освоение курса обеспечит им действительно глубокие знания в данной области. Чтобы в этом убедиться, попробуйте с ходу ответить на контрольные вопросы, предлагаемые автором. Думаю, что не каждый психолог легко справится с этой задачей. Книга же, содержащая необходимые ответы, ее значительно облегчает.
Однако эрудиция — хоть и необходимое, но вряд ли достаточное качество профессионала. Знакомство с разнообразными идеями классиков еще не гарантирует их успешного применения в практике психологической помощи. Тем более что и идеи эти не всегда друг с другом согласуются. Книга же, как и весь курс, рассчитана в первую очередь на расширение психологической эрудиции.
В свое время Юнг так наставлял своих последователей: «Внимательно изучайте теории. Но при столкновении с конкретным человеком отбрасывайте их все, потому что ему нужна своя особая теория». По крайней мере, исполнению первой части этого назидания данная книга служит блестяще.

Сергей СТЕПАНОВ