Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №17/2005


ВЕСТИ ИЗ РЕГИОНОВ

МОСКВА

7 июня Федерация психологов образования России
провела заседание дискуссионного клуба
«Предшкольная подготовка: возможности и проблемы»

В мероприятии и подготовке итоговой резолюции приняли участие педагоги, психологи, физиологи, социологи и представители органов управления образованием, занимающиеся проблемой дошкольного образования, в том числе: И.И. Калина (директор Департамента по государственной политике в сфере образования Министерства образования и науки РФ), Л.Е. Курнешова (первый заместитель руководителя Департамента образования г. Москвы), В.Р. Кучма (директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН), Н.Н. Малофеев (директор Института коррекционной педагогики РАО), Л.А. Парамонова (директор центра «Дошкольное детство» имени А.В. Запорожца), В.В. Рубцов (директор Психологического института РАО, президент Федерации психологов образования России), В.И. Слободчиков (директор Института развития дошкольного образования РАО), Е.О. Смирнова (зав. лабораторией «Психического развития дошкольников» ПИ РАО).
Основной проблемой, предложенной участникам, стала возможность интеграции различных форм дошкольного образования. Это, по мнению организаторов дискуссии, должно помочь в создании вариативной системы психического и психофизиологического развития дошкольников для подготовки к успешной и комфортной учебе в школе.
В ходе обсуждения участники дискуссии пришли к единому мнению, что вся система дошкольного и предшкольного образования в последнее десятилетие оказалась в состоянии кризиса. Негативные последствия социально-экономических преобразований сказались на ней сильнее, чем на общеобразовательной школе.
Во многих регионах количество дошкольных учреждений резко сократилось, и это не может не беспокоить. Значительно усложняет ситуацию существующее сейчас многообразие форм обучения дошкольников, несогласованность ведущих отечественных научно-практических школ, отсутствие стандартов дошкольного образования. Это препятствует разработке единых подходов к подготовке дошкольников к систематическому обучению.
Участники круглого стола особо отметили нецелесообразность создания еще одного специального типа образовательного учреждения («предшколы»), нацеленного на быструю подготовку детей к школьному обучению. Беспокойство участников вызвало использование в проекте документа «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» формулировки «выравнивание стартовых возможностей» будущих школьников, что не совсем корректно, поскольку существуют индивидуально-психологические различия между детьми и различия в уровне психофизического развития детей, и начальная школа должна работать с этими детьми.
Учитывая значимость обсуждаемой проблемы и необходимость разработки единой стратегии деятельности профессионального сообщества по созданию эффективной системы дошкольного образования детей 5–7 лет, участники встречи предложили целый комплекс мер по научно-методическому, правовому и информационному обеспечению дошкольного образования.

Федерация психологов образования России
E-mail: psyinfo@mail.ru