Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №17/2005


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Педагогическая психология:
методики и тесты

 

Авторы-сост.:
М.В. Демиденко,
А.И. Клюева
Самара: Бахрах-М,
2004

Заглавное словосочетание «педагогическая психология» может ввести в заблуждение читателя, привыкшего к рассмотрению педагогической психологии как отрасли психологической науки. А наука, как известно, имеет свой предмет, СВОИ задачи, методы, закономерности и т.п. В этой книге читатель не встретится ни с описанием этапов усвоения знаний, ни с изложением основных проблем, связанных с характером мотивации или особенностями взаимодействия учителя и ученика. И тем не менее перед нами действительно книга по педагогической психологии, а точнее говоря — по практической педагогической психологии, которая большинству читателей известна как психология образования.
Это сугубо практическое пособие для школьных психологов вышло в серии «Мастерская практического психолога». Однако оно принципиально отличается от аналогичных изданий своим содержанием, так как в нем представлены диагностические методики, имеющие непосредственное отношение к образовательному процессу. Именно поэтому данное пособие может быть рекомендовано не всем практикующим психологам, а прежде всего школьным, в задачи которых входит оказание психологической помощи детям и взрослым в условиях обучения, иначе говоря – ученикам и педагогам.
К сожалению, эта особенность работы психолога в учебном учреждении порой лишь имеется в виду и потому не выступает в качестве определяющей. Таким образом, это небольшое издание не только вооружает школьного психолога конкретными приемами работы, но и в известном смысле берет на себя идеологические функции определения специфики работы психолога в школе, в отличие от, скажем, семейного психолога, тоже работающего с ребенком, но в иных условиях.
Все предлагаемые методики авторы объединили в три раздела, которые оказались неравноценны по объему. Основное внимание уделяется диагностике состояния учебной деятельности ребенка и работы учителя, а выявлению способов взаимодействия педагога и ученика отводится значительно меньшее место, что, по-видимому, отражает различное состояние данных областей психодиагностики. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что в пособии приводится описание некоторых методик, мало известных широкому кругу практикующих психологов, — например обучающего эксперимента.
Следует иметь в виду, что в качестве методик авторы предлагают преимущественно опросники, диагностическая и тем более прогностическая ценность которых многими исследователями ставится под сомнение. И потому школьному психологу, заинтересованному в получении максимально полного и адекватного представления о состоянии учебной деятельности ребенка и особенностей отношений между одноклассниками и между учениками и педагогами, не следует этими опросниками ограничиваться. Наблюдение за детьми на уроках, беседы с детьми и педагогами, анализ динамики успеваемости — эти и другие методы работы (вместе с данными опросников) помогут психологу в решении одной из основных профессиональных задач — диагностики состояния учебной деятельности детей.

Марина СТЕПАНОВА