Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №18/2005


ИГРОТЕКА

ВСТРЕЧА

Социально-психологическая игра

 

Никогда не отворачивайтесь от человека,
когда не понимаете его.
Посмотрите на происходящее
другими глазами.
Смените угол зрения.
Может, то, что было для вас верным, —
неправильно!

Настя Н., ученица 10-го класса,
участник игры «Встреча»

 

Игра основана на совмещении трех идей. Во-первых — это игровая фабула, демонстрирующая негативное влияние на коммуникацию различий в традициях общения у представителей разных культур (игра «Каррамбия»: Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А.. Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков. — М.: Генезис, 2001). Во-вторых — это представление о выигрышности (а не только моральной ценности) сотрудничества в противовес конфронтации (в основе лежит распространенное упражнение «Альтернатива»). В-третьих — это желание автора обеспечить «интригу» мероприятия (использование общеизвестной игры «Мафия»).

Цель игры — осознание социально-психологических процессов, происходящих при межкультурном контакте, и актуализация индивидуальных способов управления ими в духе толерантности.

Под толерантностью понимается в данном случае не столько идеология, сколько достаточно прагматическое представление о получении наибольшей выгоды от коррекции собственных стереотипов, управления агрессией и стремления к сотрудничеству. Можно и не употреблять этот термин, раскрывая участникам то, что вы под ним понимаете, на более традиционном языке.

Игра проводилась неоднократно с различными категориями участников, в частности в музее и Общественном центре им. А.Д.Сахарова с десятиклассниками г. Москвы, с педагогами Таймырского колледжа (г. Дудинка, Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО)), с подростками из семей вынужденных мигрантов из Афганистана и Ирака (пос. Зеленоградский Московской области).

Следует заметить, что инструкция к игре достаточно сложна для восприятия, поэтому перед первым проведением игры ведущему рекомендуется либо смоделировать ее в воображении, либо опробовать вместе с коллегами.

Необходимое время: 1,5–2,5 часа (в зависимости от группы).

Возраст участников: от 11 лет.

Количество участников: минимально — 8, максимально — 24, плюс зрители, которые могут быть в роли наблюдателей, то есть «жителей государств», которые смотрят на происходящее «по трансляции». Наш опыт показывает, что при наличии заинтересованности «зрители» тоже получают определенную пользу от участия в игре.

Введение в игру

Перед началом желательно провести традиционную психологическую разминку, включающую упражнения на повышение работоспособности, формирование атмосферы доверия и эмоционального комфорта.

Далее ведущий кратко рассказывает о задачах игры. Здесь очень важно подвести участников к пониманию того, что процессы, которые они сейчас будут моделировать в игровой ситуации, происходили и происходят с ними в жизни. Можно сказать примерно следующее.

Ведущий. Школьник переходит из одной школы в другую — и здесь он уже встречается с «другими» подростками, общающимися, разговаривающими хотя бы немного, но по-другому, нежели его прежние товарищи. Несмотря на то что мы все — люди, мы — разные, и при встрече зачастую возникают недоверие и непонимание. Именно «встречу» можно определить как территорию интолерантности — непонимания, нетерпимости. Именно здесь рождаются конфликты, в которых нет ни правых, ни виноватых, потому что каждый видит проблему по-своему и каждый по-своему прав. Сегодня у нас есть возможность в игровой форме поэкспериментировать с тем, как себя ведут люди при «встрече» с «другими».

Процедура проведения состоит из пяти этапов.

I этап.
Разделение на подгруппы
и первичный инструктаж

Группа делится на две равные части. Затем ведущий говорит, обращаясь к одной подгруппе.

Ведущий. Вы — жители одной галактики. Вы — живете на планете Земля, которая входит в галактическую конфедерацию планет.

Но в галактике случилась беда — появились космические монстры. Конфедерация планет воюет с монстрами, однако в настоящее время силы равны. Поэтому конфедерации нужна помощь еще хотя бы одной планеты. За этим контактеров с планеты Земля посылают к агиррянам1. Кто это — вы сейчас узнаете.

Ведущий объявляет, что ими будут участники второй подгруппы, и обращается к ним.

Итак, вы живете на планете Агирра, которая не входит в конфедерацию и никогда не общалась с представителями других планет.

Агирряне тоже столкнулись с монстрами, которые грозят уничтожить их планету. Они понимают, что в одиночку им не справиться, поэтому готовы впервые за свою историю пойти на принятие помощи от других.

Каждая подгруппа (земляне и агирряне) делится на 2–3 части по 3–4 человека (в нашем случае — на 2 части по 3 человека).

Ведущий. Вы — группа контактеров-землян, у каждой свой звездолет (ставятся 3–4 стула в круг). А вы — представители агиррян, делегированные для встречи с землянами. Каждая группа представителей встречает свой звездолет.

В этой галактике на каждой планете разные правила и традиции общения (как и у разных народов и субкультур). Каждая группа получает инструкцию о традициях общения на своей планете.

Ведущий раздает инструкции (см. приложение 1) — по одному экземпляру на звездолет или группу «представителей».

Затем он продолжает: У вас есть три минуты, чтобы ознакомиться с инструкциями и запомнить их. Если у вас есть вопросы — задавайте их тихо, чтобы не услышали другие.

Итак, три минуты истекли. Сейчас вы, земляне, отправитесь на планету Агирра, чтобы установить контакт. Это наша первая задача. На ней вы должны сосредоточиться.

Ваш звездолет пойдет первым. Но, прилетев на планету, вы остаетесь в звездолете, защищенном силовым полем. А вы, агирряне, сидите в укрытии. Почему? Дело в том, что космические монстры обладают способностью принимать вид любых живых существ. И поэтому как агирряне, так и земляне могут на самом деле оказаться монстрами.

Сейчас я пройду по каждой группе и на ухо шепну, будут они монстрами или нет. Я могу сделать монстрами кого угодно, а могу не сделать никого.

Ведущий проходит по всем группам, шепчет, чтобы не услышали остальные: «не монстры». Таким образом, ни один из участников не является «монстром», но никто об этом не знает.

Ведущий. Теперь вы знаете, что те, с кем вы намерены вступить в контакт, могут оказаться монстрами, а могут и не оказаться. Это рискованно, но игра стоит свеч.

II этап.
Первая встреча: сеанс видеосвязи

Ведущий говорит, обращаясь к экипажу первого звездолета:

Итак, ваш звездолет приземлился на планету Агирра. Сейчас произойдет сеанс видеосвязи с агиррянами.

При этом экипаж звездолета и встречающие его агирряне садятся на стулья, поставленные в центре комнаты друг напротив друга. Ведущий продолжает:

У вас есть три минуты, чтобы пообщаться по видеосвязи с вашими партнерами. Вам нужно как можно больше о них узнать. Это будет необходимо для определения дальнейших действий. Не забывайте о своих традициях общения, вы должны строго придерживаться их. Итак, время пошло...2

Сеанс завершился. Вы (земляне и группа посланников-агиррян) расходитесь по местам. Сейчас у вас есть три минуты, чтобы выбрать один из трех ходов. Вы можете:

стрелять имеет смысл, если вы уверены, что перед вами точно монстры;

оставаться в звездолете (в укрытии) можно, если вы сомневаетесь и не хотите рисковать;

выйти из звездолета, это значит пойти на контакт, но в этом случае вы окажетесь беззащитны перед монстрами, которые вас сразу уничтожат.

Решайте, но так, чтобы это никому не было слышно.

При этом командам раздаются соответствующие наборы карточек (см. приложение 2).

Ведущий. Пока первый звездолет/группа посланников делает выбор, совершается сеанс видеосвязи со вторым звездолетом...

...Сеанс окончился, земляне и агирряне идут делать выбор, а мы сейчас увидим, что выбрала наша первая пара. На счет «раз» вы одновременно поднимаете выбранную вами карточку.

Результаты выбора:

обе стороны вышли из укрытия — контакт состоялся;

все (или одна сторона) остались в укрытии — контакта нет, но есть еще две попытки (еще два возможных сеанса видеосвязи);

стреляли (обе стороны либо только одна сторона, а другая при этом осталась в укрытии/звездолете) — земляне улетают обратно, а агирряне уходят; однако если стреляли в землян, они могут попробовать пойти еще на один сеанс видеосвязи, так как являются профессиональными контактерами 3;

стреляли (одна сторона вышла из звездолета) — ведущий дает обратную связь о том, что посланники уничтожили своих коллег с другой планеты (а не монстров).

Для того чтобы не вызывать негативных реакций у «уничтоженных» участников, можно сообщить им, что на их планете развита генная инженерия и они «восстановлены заново». Однако в любом случае контакт бесповоротно прекращается.

Ведущий. Теперь на видеосвязь приглашается экипаж третьего звездолета (в зависимости о того, сколько участников). Обсуждайте свой выбор...

Установившие контакт или прервавшие его звездолеты «улетают» назад, остальные продолжают попытки (не больше трех попыток).

III этап. Отчет о контакте

Если контакт установлен хотя бы одним звездолетом, то ведущий сообщает4:

Итак, контакт установлен. Контактеры вернулись домой и обязаны выступить перед жителями Земли с рассказом об агиррянах. Они должны представить планетарному совету подробный отчет о них.

В качестве планетарного совета землян будут выступать участники, игравшие агиррян. Пожалуйста, если контактеры будут в чем-то ошибаться — не подсказывайте им, представьте, что вам все в диковинку, вы готовы поверить любой небылице, тем более сообщаемой такими авторитетными людьми. Время доклада — 10 мин.

Форма доклада и его обсуждения свободная, в зависимости от особенностей группы и предпочтений ребят.

После завершения обсуждения ведущий сообщает:

Сейчас вы поменяетесь ролями. Агирряне-посланники будут рассказывать своим согражданам о землянах, а вы сейчас станете агиррянами — членами планетарного совета этой планеты, никогда не слышавшими о том, как живут на Земле. У вас 10 минут.

IV этап. Договор

Ведущий. Следующая ваша задача — договориться с вашими партнерами о сотрудничестве и поддержке. От успеха вашей миссии зависит судьба всей вашей планеты. Вы садитесь друг напротив друга и начинаете общаться. Не забывайте о своей цели и о тех знаниях, которые получили и о которых вы сейчас рассказывали. Имейте в виду, что все это может оказаться ложным впечатлением, не соответствующим действительности. Будьте внимательны. У вас 20 минут.

Задача договора, составляемого на бумаге и подписываемого обеими сторонами, в том, чтобы обеспечить взаимную поддержку в противодействии монстрам.

Процесс договора осуществляется в свободной форме (в отличие от II этапа) для того, чтобы актуализировать у ребят самостоятельные способы нахождения общего языка с «другими». В случае если обсуждение договора протекает чересчур гладко, ведущему необходимо спровоцировать трудности, к примеру подчеркивая необходимость каждого лично полностью согласиться с тем, что содержится в договоре, принимая ответственность на себя. При этом если хотя бы один участник с любой стороны не согласен — договор не подписывается.

Когда договор подписан, ведущий предлагает детям выразить свое торжество по поводу успешного завершения игры.

Обсуждение игры может строиться по следующей схеме5:

1. Ведущий. Сейчас мы с вами смоделировали в игровой форме контакт с «незнакомым», с «другим» (в такой ситуации вы часто оказываетесь и в жизни — переход в новую школу). Пожалуйста, в течение 10 минут подумайте, какие выводы вы могли бы сделать из опыта, полученного во время игры; какую мораль, какую идею вы могли бы вынести из этого. Запишите на листе бумаги... Давайте обсудим то, что вы написали.

Ниже мы приводим несколько примеров того, что написали московские школьники, принимавшие участие в игре:

«Основной вывод — мы все разные: цвет кожи, размер обуви, вероисповедание, взгляды на жизнь. Но мы живем вместе, бок о бок, и каждый несет свою долю ответственности перед другими... Мы все живем на Земле, и в наших интересах соединиться на благо нашей общей цели — прогресса».

«Всегда можно понять того, кто с первого взгляда кажется совершенно не похожим на тебя».

«Я считаю, что при общении с другими, новыми людьми следует быть более сдержанным и терпеливым и надо искать точки соприкосновения».

«Из этой игры я извлек то, что в каждой ситуации нужно прежде всего понять собеседника или партнера: его манеру общения, принципы; затем найти компромисс. Безусловно, нужно говорить о вещах, доступных обеим сторонам, для лучшего понимания друг друга».

2. Ведущий. С какими проблемами вы столкнулись на этапе установления контакта, что внутри вас вам мешало?

Здесь разговор скорее всего будет касаться непосредственно личностных особенностей каждого из участников и того, как эти особенности проявлялись в процессе игры.

«Мы можем общаться с незнакомыми людьми, не подозревая о том, что они могут быть «монстрами». Или, наоборот, видеть в них этих самых «монстров».

«Если относишься доброжелательно, всегда можно прийти к контакту. Очень важно доверие».

«Толерантность с обеих сторон должна привести к нормальному общению, даже если сначала кто-то не понимает чего-то или настроен недоверчиво. Среди людей больше «землян-контактеров», чем монстров».

3. Ведущий. Какие были трудности при заключении договора? Как вы с ними справлялись? Случалось ли с вами такое в обычной жизни?

Задача данного блока вопросов — перейти на обсуждение реальных проблем, существующих в школе, в которой учатся дети. В соответствии с этим ведущему здесь необходимо заранее быть готовым к вопросам о том, как в жизни можно изменить отношение к «другим» и что это может дать каждому из участников.

Однако следует подчеркнуть, что в каждом случае обсуждение строится исходя из конкретных задач и особенностей участников. Иногда мы опускаем пункты 2 и 3, просто собираем мнения участников. После завершения — психодраматический шерринг.

В заключение необходимо отметить, что схема игры является вариативной и вполне можно приспособить отдельные ее элементы для решения конкретных задач в формате как тренинга, так и «большого» мероприятия.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Инструкции по традициям общения

Приведен вариант работы с подростками, основанный на инструкциях к игре «Каррамбия» (Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А.. Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков. — М.: Генезис, 2001).

Инструкция для агиррян

На вашей планете приняты такие традиции общения:

Когда вам задают вопрос, у вас принято отвечать только «да» и «нет».

Если вы не согласны с мнением человека, с которым общаетесь, — вы киваете, если согласны — мотаете головой справа налево.

Вы разговариваете только с человеком противоположного пола.

Инструкция для землян

На вашей планете приняты такие традиции общения:

Вы разговариваете только с человеком того же пола, что и вы.

Если вы злитесь на человека и не согласны с его мнением – вы смеетесь, если согласны и хотите высказать свою расположенность — морщите лоб.

При встрече с человеком вы прикладываете правую руку ко лбу и слегка наклоняете голову. Вы не начинаете разговор, пока ваш партнер не ответит тем же.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Образцы надписей для карточек выбора хода

Для агиррян

СТРЕЛЯТЬ

ОСТАТЬСЯ В УКРЫТИИ

ВЫЙТИ ИЗ УКРЫТИЯ

Для землян

СТРЕЛЯТЬ

ОСТАТЬСЯ В ЗВЕЗДОЛЕТЕ

ВЫЙТИ ИЗ ЗВЕЗДОЛЕТА

 


1 Название можно менять произвольно, в зависимости от желания ведущего.
2 Здесь для ведущего очень важно строго следить за соблюдением инструкции о традициях общения.
3 Это является необязательным дополнением к основной инструкции.
4 Если контакт не установлен, рекомендуется собраться в общий круг и, выйдя из ролей (т.е. временно прервав игру), обсудить причины. Затем, скорее всего, лучше вернуться к первому этапу, при этом разделение на команды провести по другому принципу. Таким образом, если ведущий предполагает, что контакт в данной группе может не состояться, ему лучше иметь в запасе от 30 минут до 1 часа.
5 Приведен один из вариантов обсуждения, безусловно нуждающийся в изменении в зависимости от особенностей группы, временных рамок и целей, поставленных перед ведущим.

Олег ХУХЛАЕВ,
кандидат психологических наук