Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №19/2005


ИГРОТЕКА

СКАЗОЧНАЯ ИНИЦИАЦИЯ В ПРОФЕССИЮ

Тренинг с молодыми учителями

Психолог в школе часто проводит различные мероприятия по профессиональному самоопределению учеников. Но и у учителей, особенно молодых, тоже существует проблема личностного самоопределения в профессии.

Предложенные занятия могут помочь не только профессиональной инициации, но и осознанию себя как педагога (при желании их можно адаптировать под любую профессию).

Стадии инициации в учителя

1. Разведение ролей «Учитель» и «Всезнающий педагог».

2. Отреагирование чувства обиды по отношению к «Всезнающему педагогу».

3. Получение разрешения быть «Учителем».

4. Поиск своего учительского стиля.

5. Обозначение и защита своей профессиональной территории.

6. Социальное одобрение.

ЗАНЯТИЕ 1

Разминка «Странный город»

Инструкция: «Жители странного города отличаются тем, что, гуляя по городу, с каждым боем часов они здороваются друг с другом разными частями тела и каждый раз разными способами».

Ход работы. Участники группы свободно передвигаются по классу. При каждом хлопке ведущего они здороваются согласно инструкции.

«Сказочная реклама»

Придумать себе (как учителю) сказочную рекламу. Затем в парах презентовать себя. Можно использовать арт-материалы: бумагу, журналы, краски, карандаши и т.д. «Сказочность» рекламы позволит полнее отразить содержание профессиональных качеств.

«Учитель — всезнающий педагог»

Необходимые материалы: бумага, краски, кисточки, карандаши, мелки, фломастеры, журналы, ножницы, клей и пр.

Ход работы

1. Участники изготавливают из предложенных материалов две маски: маску «Учитель» и маску «Всезнающий педагог».

2. В микрогруппах по очереди каждый участник представляет эти маски: надевает на лицо и произносит монолог.

3. Каждый участник находит подходящее место в классе и там, в уединении, проводит диалог масок. Задача диалога — маскам договориться между собой о сотрудничестве. Эту часть упражнения можно проводить и в большем пространстве. Например, найти в школе комфортное для себя место и провести там диалог масок. Маски могут обменяться необходимыми или недостающими друг другу качествами.

«Педагогическая симфония»

Необходимые материалы: шумовые музыкальные инструменты, ксилофоны, губные гармошки, народные инструменты и пр.

Ход работы

1. В микрогруппах, используя музыкальные инструменты, создать композиции на тему «Учитель» и «Всезнающий педагог».

2. Групповая композиция на тему «Педагогическая симфония».

При отсутствии музыкальных инструментов участники могут имитировать их голосом или подручными материалами.

ЗАНЯТИЕ 2

Разминка «Мне нравится»

Ход работы. Участники сидят в кругу.

Ведущий начинает со слов: «Мне нравится учитель слева тем, что...» Далее называются значимые профессиональные и личностные качества сидящего слева участника. Упражнение продолжается по кругу.

«Сказка о Всезнающем педагоге»

Каждый участник придумывает сказку о Всезнающем педагоге по следующей схеме:

1. Место, время действия, основные персонажи.

2. Последовательное обозначение трех проблем в порядке возрастания сложности.

3. Решение трех проблем.

4. Установление некой истины или нового порядка.

Готовые сказки зачитываются и анализируются в микрогруппах.

«Окно роста»

Необходимые материалы: бумага, краски, кисточки, карандаши, мелки и другие изобразительные средства.

Ход работы

1. Лист бумаги формата А3 делится на 4 равные части.

2. Каждая часть листа имеет отношение к одной из ролей участников группы.

Студент Учитель

Ученик Ребенок

3. Необходимо отразить содержание каждой роли, используя изобразительные средства (просто цвет или конкретные образы).

4. Написать ассоциации к каждой роли.

5. Презентовать группе свое «Окно роста».

6. Обсуждение.

«Оживление»

Это упражнение может служить своеобразным ритуалом освобождения от маски «Всезнающего педагога». Участники стоят в кругу.

Инструкция: «Сейчас мы постараемся оживить мир вокруг себя, сделать его ярким и заметным. Для этого необходимо нежно и с любовью прикасаться к тому, что будет называть ведущий. Оглянитесь вокруг и выберите предмет, признаки которого я буду называть. Прикоснитесь к тому, что является:

– самым хрупким,

– самым простым,

– цветущим;

– прозрачным» и т.п.

ЗАНЯТИЕ 3

Разминка «Хорошо-плохо»

Участники сидят по кругу. Начинает ведущий: «Я учитель, и это хорошо...» – объясняя почему. Следующий участник подхватывает: «Я учитель, и это плохо...» – также объясняя причину. «Хорошо» и «плохо» называются по очереди. Важно закончить игру на «хорошо».

«Перформанс»

Необходимые материалы: музыкальные инструменты, изобразительные средства и бумага разного формата, костюмы или элементы костюмов, грим, аудиозаписи и т.п.

Ход работы

1. Группа делится на две равные части.

2. Первая подгруппа получает тему «Учитель», а вторая тему «Всезнающий педагог».

3. Используя имеющиеся средства, надо подготовить по заданной теме мини-спектакль любого жанра. Самое главное — полно раскрыть содержание темы.

4. Время на подготовку перформанса — 25–30 минут.

5. Демонстрация спектаклей.

6. Обсуждение.

«Кривые цели»

Ход работы

1. На листе бумаги написать пять целей, связанных с профессиональным становлением. Между ними оставить пробелы в три-четыре сантиметра.

2. В пробелах написать: что необходимо делать, чтобы никогда не достичь этой цели.

3. Обсуждение.

«Цепь доверия»

Ход работы

Группа двигается по классу с закрытыми глазами и выставленными на уровне талии руками (вперед ладонями). При встрече рук происходит рукопожатие, и дальше движение осуществляется в паре, при этом каждый выставляет вперед уже одну руку. Игра прекращается, когда вся группа образует единую цепь.

ЗАНЯТИЕ 4

Разминка «Лавата»

Необходимые материалы: магнитофон и ритмичная музыкальная композиция.

Ход работы

Группа образует круг. Ведущий говорит: «Это необычный танец «Лавата». Когда его танцуют, то берут своего партнера за разные части тела и так двигаются по кругу. Итак, начали:

– за коленки;

– за уши;

– за пятки;

– за нос;

– за плечи;

– за кончики пальцев и т.д.

«Сказочные задачи»

Ход работы

1. Группа разбивается на подгруппы по три-четыре человека.

2. Задание: каждая подгруппа должна придумать сказочную задачу, отражающую проблемное поле профессионального становления учителя, и загадать ее другим подгруппам.

3. Подгруппы, получив сказочную задачу, должны придумать как можно больше способов ее решения.

4. Обсуждение.

Групповая инсталляция «Учитель-профессионал»

Необходимые материалы: 4 ватмана или оборотки обоев, склеенные скотчем, общей площадью 2 x 2 м; гуашевые краски, кисти, маркеры, журналы, ножницы, фольга, пленка для бутербродов, картон для труда, цветная бумага, бумага для рисования и т.п.

Инструкция: «Используя арт-материалы, создать на ватманах всей группой композицию на тему «Учитель-профессионал». Важно участие каждого. Проявите творчество, элементы композиции могут иметь объемные и плоскостные формы. При желании используйте учительскую атрибутику и оборудование кабинета (карты, указки, учебники и др.), главное — вернуть потом все на место».

Время работы: 20–25 минут.

Ход работы

1. Склеенный ватман размещается в центре класса. Арт-материалы располагаются рядом на столе. Можно включить активную музыку (или ту, которую выберут участники).

2. Создание композиции. Психолог инициирует активность участников, подбрасывает идеи.

3. Написать к готовой инсталляции стихи, частушки, можно использовать «черный юмор», вспомнить афоризмы на тему или спеть песню. Участвует каждый.

«Сказочный талисман»

Необходимые материалы: бумага, фломастеры, цветная бумага, фольга, клей, шерстяные нитки разного цвета, ножницы, открытки и пр.

Инструкция: «Сейчас у каждого участника будет возможность сделать сказочный талисман, помогающий в работе соседу слева. Постарайтесь вложить в него то, что: поддержит, рассмешит, напомнит, защитит, откроет ресурс».

Об этом задании необходимо предупредить заранее, чтобы участники могли продумать формат талисмана, сделать домашние заготовки.

Ход работы

1. Изготовление талисмана (можно включить приятную мелодию). Время работы: 10–15 минут.

2. С готовыми талисманами участники садятся в круг, каждый вручает талисман своему соседу слева с пожеланиями и объяснениями.

3. Обсуждение.

Некоторые работы участников могут, по согласованию с ними, использоваться в качестве выствочного материала в учительской или фойе школы. Особый интерес всегда представляют учительские маски.

Наталья САКОВИЧ,
ведущий психолог
отдела прикладной педагогической психологии
Академии последипломного образования, г. Минск