Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №21/2005


КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СЕМЬИ

А.Н. Елизаров
М.: Ось-89, 2004

Cемейное консультирование, казалось бы, не входит в круг непосредственных интересов школьного психолога. Однако большинство наших читателей, вероятно, согласятся, что такая дистанция — лишь кажущаяся. Большинство проблем, с которыми приходится иметь дело школьному психологу, имеют явную или неявную семейную подоплеку, поэтому дистанцироваться от проблем современной семьи было бы наивным и вредным самоограничением. Любому школьному психологу необходимо понимание того, чем живет современная семья, с какими трудностями сталкивается и какими видятся пути преодоления этих трудностей. Литературы по этим вопросам оказывается, на удивление, не так уж много, и новая книга А.Н. Елизарова открывает новые возможности расширения профессионального кругозора и повышения компетентности.
Ее статус учебного пособия не должен отпугнуть тех, кто считает этап своего ученичества завершенным. Действительно, книга представляет собой учебное пособие по курсу, который автор преподает в МГОПУ
им. М.А. Шолохова. При том что для студентов А.Н. Елизарова это пособие незаменимо, круг его потенциальных читателей видится гораздо более широким. Как раз именно как пособие книга вряд ли станет пользоваться широкой популярностью за стенами МГОПУ — ее содержание отражает оригинальный авторский курс, явно окрашенный личной харизмой Елизарова и потому буквально не воспроизводимый.
Коллеги-преподаватели, возможно, даже упрекнут автора в некоторой эклектичности пособия, в недостаточной систематичности и теоретической стройности. Им можно порекомендовать более раннюю работу автора «Основы индивидуального и семейного психологического консультирования», выдержанную в более традиционной академической манере. Новая же книга являет собой скорее палитру проблем и решений, расцвеченную подробными описаниями конкретных случаев, мировоззренческими ремарками автора, конкретными указаниями на приемы и методы психологической помощи в самых разнообразных жизненных ситуациях.
Правда, широта спектра этих ситуаций — от проблемы поиска высокооплачиваемой работы до коррекции детского аутизма — вызывает некоторую настороженность. Невольно возникает вопрос: неужели автор в самом деле считает, что проблема аутизма решается в рамках консультирования, причем тем же специалистом, который параллельно занимается проблемами разводов и супружеских измен? При знакомстве с книгой создается ощущение неоправданного смешения понятий консультирования и терапии (действительно близких, но не тождественных), не совсем уместного и довольно поверхностного обращения к проблемам, требующим вмешательства сугубо терапевтического. У начинающего психолога такой подход может вызвать соблазн стать «мастером на все руки», готовым к решению любых проблем. Но много ли вы встречали таких в реальной жизни? Готов поверить, что к числу таких универсалов принадлежит сам автор. Хотелось бы еще понять, как ему это удается.
Книга, призванная ответить на этот вопрос, скорее указывает направление поиска ответа. Так ее, вероятно, и следует воспринимать, дабы извлечь из нее максимальную пользу.

Сергей СТЕПАНОВ