Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №23/2005


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ГЕРОЙ НАШЕГО ПЛЕМЕНИ

Игра для подростков 11–14 лет

Игра проводилась в рамках работы с подростками с туберкулезной интоксикацией в условиях санаторной школы-интерната и направлена на оказание им помощи в адаптации к новым образовательным условиям. Кроме того, она позволяет выявить статус учащихся в классном коллективе, лидерские способности детей, стиль взаимоотношений между детьми. Продолжительность — 1,5 часа. Обязательным условием проведения является участие воспитателей класса в качестве помощников.

Оборудование: небольшие листочки для записи; авторучки; покрывало; веревка; листы картона А4
(4–5 шт.); скотч; широкий медицинский бинт; ножницы; шерстяные нитки разного цвета длиной
40–50 см — по одной на каждого участника, длиной 10–12 см — по 3–5 на каждого участника; «знак власти» (жезл, венок, амулет или нечто подобное).

ХОД ИГРЫ

Ведущий (облачен в наряд жреца — на нем накидка и ожерелье). Добро пожаловать на наш остров, дорогие друзья! Я, верховный жрец Бога Моря, и мои помощники приветствуем вас! Нам известно, что все вы представители одного племени, но мы пока не знаем его достойного имени. Назовите же его!

Детям дается задание: за 2–3 минуты придумать название племени и представить его. После представления ведущий продолжает.

Нам известно также, что вы пришли сюда неспроста. Вам предстоит выбрать вождя племени, а для этого пройти серьезные испытания. И самый достойный станет героем вашего племени — вождем. Вы готовы начать?

Итак, испытание первое.

Чтобы пройти весь путь, нужно быть уверенным в своих спутниках, знать, что они помогут, подадут руку, поднимут тебя, если нужно.

Далее ребятам предлагается по очереди лечь на покрывало, а всем остальным аккуратно поднять их на небольшую высоту и снова опустить. Ведущий и один из помощников помогают детям.

Вы успешно прошли это испытание и готовы идти дальше. Сейчас вам предстоит продемонстрировать свою ловкость и осмотрительность. Вы оказались в деревне враждебного племени. чтобы выбраться из нее, необходимо преодолеть высокий забор. Но будьте осторожны! Ограда охраняется духами — покровителями ваших противников, поэтому задевать ее нельзя.

Подросткам необходимо преодолеть препятствие в виде натянутой веревки. Веревка одним концом закреплена неподвижно, другой конец держит один из помощников на высоте подмышек самого маленького участника группы. Условия — веревку задевать нельзя, перебраться нужно всем. Для облегчения задачи можно дать группе стул. Обязательно нужно страховать детей при выполнении задания.

Вы с честью выдержали и это испытание. Вспомните, подумайте, оцените, кто сейчас помог всем, кто показал, что он может повести за собой других? Кого можно назвать героем? Напишите его имя на листочке.

Каждый пишет имя выбранного участника и сдает листочек помощнику, который подсчитывает полученные голоса.

Следующее испытание потребует от вас слаженности и взаимопомощи. Перед вами болото, перейти которое можно только по кочкам. И перейти его вы должны все вместе, единой цепью. Подумайте, как вам лучше построиться, чтобы удобнее было идти.

После того как дети построятся, ноги рядом стоящих попарно связываются (левая нога одного с правой другого). Для этого лучше использовать широкий бинт, так как он не врезается в ногу и его быстро можно разрезать. Затем цепочка начинает движение по кочкам, которые расположены по диагонали комнаты (листы картона, приклеенные к полу скотчем на расстоянии широкого шага). Один из взрослых встречает прошедших болото и быстро разрезает путы на их ногах, второй страхует цепочку во время движения.

После этого подростки снова выбирают наиболее достойного. Помощник подсчитывает голоса.

Вас ожидает еще одно испытание. Оно потребует сообразительности и умения поддерживать друг друга. Необходимо спуститься вниз по бурной реке. У вас есть плот, небольшой, но достаточно вместительный, чтобы всем хватило места.

Участникам предлагается разместиться на покрывале (предварительно сняв обувь). После этого им сообщается следующее задание.

Ваш плот неожиданно налетел на камни, необходимо перевернуть его и всем перебраться на другую сторону, не покидая при этом плот (то есть дети должны перевернуть покрывало с лицевой стороны на изнаночную, не сходя с него).

После выполнения задания повторяется процедура голосования. Затем участники вновь усаживаются в круг.

Вождь должен быть не только умным, ловким, сильным, находчивым и заботливым, он должен также уметь благодарить и ценить своих соплеменников. Сейчас у вас есть возможность выразить благодарность своим товарищам, отметить их лучшие качества. Каждый из вас станет обладателем волшебного ожерелья-амулета, который будет помогать вам и защищать вас.

Каждый ребенок получает по одной длинной нити, завязывает ее в виде ожерелья. После этого подросткам предлагают привязать по одной короткой ниточке на ожерелье трем-четырем товарищам со словами благодарности и хорошими пожеланиями. Ведущий и помощники следят за тем, чтобы каждый ребенок получил несколько ниточек (могут дарить сами).

По завершении этого упражнения подводятся итоги игры (за время игры результаты голосования не оглашаются).

Вы уже выбрали своего вождя, того, кто поведет вас вперед. Сейчас вы его увидите. Я прошу вас закрыть глаза и опустить головы. Я пройду по кругу, легко прикоснусь к плечу того, кого вы выбрали, и вручу ему знак власти. По моему сигналу вы откроете глаза и увидите своего избранника.

Нужно подготовить несколько отличительных символов на случай, если несколько детей наберут равное количество голосов.

После вручения «знака власти» участников поздравляют с успешным завершением испытаний и просят поделиться своими впечатлениями по поводу произошедшего.

Ксения РУМЯНЦЕВА,
педагог-психолог
Кирово-Чепецкой санаторной школы-интерната,
Кировская обл.