Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №23/2005


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Как преодолеть
трудности в обучении детей

А.Ф. Ануфриев,
С.Н. Костромина
М.: Ось-89, 2005

Когда среди новинок 2005 года я увидела третье издание этой книги, то порадовалась за психологов, у которых появится надежный диагностический и развивающий инструментарий.
Основу книги составляют представленные в первом разделе психодиагностические таблицы для определения типичных трудностей в обучении. А ведь именно эта задача является порой самой сложной для специалистов, особенно начинающих, поскольку психологов практически не готовят к такой работе. Часто, оказавшись один на один с конкретной проблемой ученика (например, тот постоянно переспрашивает учителя на уроке), психолог начинает диагностировать его всеми доступными способами. Можно с большой долей вероятности предположить, что в результате этих усилий, измучив себя и ученика, психолог не сможет оказать конкретную и эффективную помощь. Ведь предпосылок для возникновения той или иной трудности в обучении может быть великое множество, и нужно не только иметь полное представление обо всех возможных вариантах, но и понимать, какие из них лежат в основе неуспешности конкретного ребенка.
Здесь необходимым ориентиром служат материалы, представленные в таблицах. Они дают возможность связать типичные отклонения, наблюдаемые во внешних проявлениях учебной деятельности, с классификацией наиболее вероятных причин данных отклонений. Существенную помощь в работе окажет перечень психодиагностических и коррекционных методик, который сопровождает каждую из перечисленных в таблице причин.
Работа с этими материалами позволяет связать воедино все этапы постановки психологического диагноза: от запроса со стороны учителя или родителей до конкретных рекомендаций и коррекции.
Ценность этого пособия еще и в том, что читатели найдут здесь необходимые для работы диагностические и коррекционные материалы. Представленные в книге психодиагностические методики охватывают все основные познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь, а также сформированность приемов учебной деятельности и развитие личностно-мотивационной сферы). Каждая из методик содержит подробное описание процедуры ее проведения, инструкцию и интерпретацию результатов.
По этой же схеме сгруппированы развивающие игры и упражнения, которые также имеют подробное описание и необходимые иллюстративные и стимульные материалы, поэтому могут эффективно использоваться как учителями, так и родителями. Это открывает дополнительные возможности работы с материалами данного пособия, что несомненно повысит ее результативность.
Для начинающих психологов книга предлагает хороший способ организовать комплексную работу с ребенком: получив от родителей или педагогов конкретный запрос, ориентируясь на заданный в таблице алгоритм, психолог проводит необходимую диагностику, а затем, опять-таки в соответствии с рекомендациями, выстраивает коррекционно-развивающую программу, к реализации которой подключаются учителя, мамы и папы.

Ольга РЕШЕТНИКОВА