Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №1/2006


ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Кто вы,наши читатели?

В № 17 за 2005 г. мы опубликовали анкету, в которой интересовались мнением читателей о нашей газете, о том, что нравится в ней, а что — нет. Как бы мы ни старались сохранять традиции того «Школьного психолога», который появился восемь лет назад, газета постоянно меняется. Это происходит из-за того, что меняется система образования, в которой мы все работаем, меняется все общество, меняются дети. И нам, точнее издательскому дому «Первое сентября», постоянно приходится искать новые формы, чтобы оставаться нужными и полезными для вас. Публикуя анкету, мы надеялись получить достаточное количество отзывов, на основании которых можно было бы составить совокупный портрет наших читателей. Нам было интересно знать ваш возраст, место жительства, стаж работы, образование.
С волнением мы ждали, как вы оцените нашу газету. Хотелось получить ответы на многие вопросы: где наша газета пользуется большим интересом — в городах или в сельской местности? Какие рубрики наиболее популярны, а какие не вызывают особого интереса? А главное — на что обратить внимание при планировании номеров в наступившем году? Ведь лучше вас никто нам этого подсказать не сможет.
К сожалению, нам ответили или, скажем по-другому, до нас дошли письма весьма небольшого числа читателей. Каждому из написавших мы необычайно благодарны, поскольку они подошли к заполнению анкеты со всей ответственностью. Именно благодаря им мы смогли получить столь необходимую нам обратную связь. Действительно, заполнить анкету было непросто. Для этого нужно регулярно читать нашу газету и хорошо знать ее рубрики и публикации.
Причины недостаточной активности наших читателей остались для нас не вполне ясными: или вас устраивает в газете практически все, или вы не можете точно определить, чего вам действительно не хватает в ней? Или, что самое печальное, «Школьный психолог» потерял свою коммуникативную функцию?
Тем не менее на основании полученных писем мы постарались смоделировать портрет наиболее активной и заинтересованной части наших читателей.

Сухие цифры

Основанием для классификации присланных анкет мы выбрали место проживания и работы респондентов. На наш взгляд, самое важное то, в каких условиях работает психолог: имеет ли он возможности для регулярного повышения квалификации, полноценного обмена опытом, советами, доступа к новинкам литературы, Интернету.

На основании этого мы выделили три основные группы. В первую вошли читатели, живущие в больших городах (куда мы отнесли жителей Москвы, Санкт-Петербурга, республиканских столиц, областных центров).

Вторая группа — из городов, вошедших в категорию средних и малых. Надеюсь, что читатели не сочтут это обидным, ведь жители областных центров обладают, несомненно, большими ресурсами, чем их коллеги из районных центров. И третья категория — жители сельских районов.

Согласно этому делению среди наших респондентов оказалось больше всего сельских жителей, на втором месте — представители малых и средних городов и на третьем — больших. Что касается места работы, то подавляющее большинство (примерно 3/4) читателей работают в средних общеобразовательных школах и лицеях. Остальные равномерно распределяются между дошкольными образовательными учреждениями (среди которых есть ДОУ компенсаторного вида), профессионально-техническими училищами, центрами дополнительного образования, детскими домами, социальными приютами.

Особенно нас порадовало, что «Школьный психолог» выписывают и читают даже психологи детских поликлиник, центров по работе с персоналом, преподаватели вузов, а также коллеги, работающие в воспитательных колониях и реабилитационных центрах.

При изучении уровня и характера образования (базовое психологическое или второе высшее) выяснилось, что здесь у психологов, работающих в больших, малых городах и сельской местности, есть различия. Если в больших городах преобладающее число специалистов имеет базовое психологическое образование, то в малых и средних эти категории примерно равны. В сельской местности, наоборот: количество специалистов со вторым высшим образованием доминирует.

У специалистов, живущих в малых и средних городах, самый большой опыт работы: как правило, не меньше шести лет. Есть даже ровесники психологической службы со стажем работы 15 лет. Жители больших городов более мобильны, хотя среди них немало и тех, кто проработал на одном месте от 6 до 10 лет.

Коллеги из сельской местности в основном имеют стаж работы от 3 до 5 лет. Хотя среди этой категории больше (по сравнению с другими) специалистов со стажем работы от 1 года до 4 лет. Что, впрочем, вполне объяснимо: на селе психологи появились не так давно. Ведь психология образования зарождалась и формировалась в городах. Теперь, как мы видим, квалифицированные специалисты работают не только в городах, но и в сельской местности, что очень приятно. Но здесь, как и в больших городах, отмечается большая текучесть кадров. Поэтому иногда психологами работают люди, не имеющие специального образования. В этом отношении самыми квалифицированными можно считать жителей малых городов: у них и стаж работы большой, и образование психологическое.

Но, чтобы никого не обидеть, еще раз отмечу: во-первых, в данном описании речь идет о тех читателях, анкеты которых мы получили, а во-вторых, статистика — вещь безликая, поэтому приходится оперировать сухими цифрами.

Ни один представитель сильного пола (надеемся, что такие все же есть среди наших читателей), не откликнулся на призыв заполнить анкету. Женщины, как всегда, самые активные и инициативные. За что им особое спасибо!

Возраст наших читательниц находится в прямом соответствии со стажем работы: самому опытному специалисту 50 лет, а самому юному — 21.

Практически все респонденты читают каждый номер нашей газеты. Большинство делает это регулярно, и только несколько человек читают отдельные номера. Выписывают нашу газету читатели в основном на собственные деньги, и только каждому седьмому ее оплачивает учреждение, где они работают.

Многие охотно дают почитать нашу газету своим коллегам. Таких во всех выделенных категориях примерно половина. И если в одном варианте газету читают один-два человека, то в другом — чуть ли не вся школа. Особую «щедрость» проявляют жители средних и малых городов. Они чаще, чем другие, делятся с коллегами интересными материалами.

Характерной особенностью нашей читательской аудитории стало расширение специализации. Если восемь лет назад психологи работали в основном в школах, то сейчас все больше специалистов приходит в детские сады, специализированные и коррекционные учебные заведения. Возрастает количество психологов в системе среднего и высшего профессионального образования, в системе дополнительного образования. Для многих из них «Школьный психолог» является «своим» изданием, поэтому они ждут от нас материалов, которые могли бы помочь в решении их конкретных профессиональных задач.

Приятно, что среди наших подписчиков есть специалисты, работающие в других отраслях: медицине, социальном обеспечении.

Опять двойка...

Теперь несколько слов о том, как читатели воспринимают газету. Ведь большинство вопросов нашей анкеты было посвящено отношению к ее содержанию. Нам очень важно знать, чего ожидают читатели от нашей газеты и насколько мы оправдываем эти ожидания.

При обработке данных анкеты стало ясно, что подавляющее большинство (63%) ответивших на вопросы анкеты ценят нашу газету за ее практическую полезность. По этому показателю читатели оценили «Школьный психолог» на «отлично» (55%) и «хорошо» (35%). Содержание читатели также оценивают на «хорошо» и «отлично».

О том, что читатели заинтересованы в конкретных практических разработках, говорит и предпочтение рубрик. Наибольшей популярностью пользуются «Метод в теории и на практике», «Вместе с учителем», «Вместе с родителями», «Игротека», «Тест со всех сторон», «Психолог у доски». В них как раз и располагаются практико-ориентированные материалы, раскрывающие различные формы и методы работы с детьми. Правда, многие из наших респондентов считают, что в будущем в газете должно быть больше таких материалов.

Это, собственно, совпадает и с нашими представлениями о содержании газеты, но мы считаем, что нельзя, чтобы это происходило за счет других важных функций любого печатного издания: информационной и просветительской.

На второе место в оценке нашей газеты читатели поставили такой показатель, как «полнота информации». Дальше с некоторым отрывом идут «полнота тематики» и «стиль изложения». Наименее ценными для газеты показателями читатели считают «оперативность» и «оформление».

Постоянно подчеркивается в анкетах важность рубрики «Документы», а вот наполнением ее респонденты не всегда удовлетворены и хотят большего. И перечень тем, которые они хотели бы видеть в этой рубрике в будущем году, у большинства совпадает: «Нормативы и документы», «Документы о работе психолога в школе», «Об оплате труда психолога в ОУ», «Нормативные документы: план, отчет и т.д. (хотя бы примерно)», «Больше документов для пополнения нормативно-правовой базы».

На наш взгляд, вся существующая на сегодняшний день нормативно-правовая база для работы психологов образования была нами отражена (полностью или частично) на страницах «Школьного психолога». Новые документы, регламентирующие работу психологов системы образования, сейчас, к сожалению, не появляются. Как мы уже писали, идет активная работа над новым проектом «Положения о службе практической психологии в системе образования», завершение которой планируется в этом году. Этот документ, на наш взгляд, должен стать основополагающим, он определит дальнейшее развитие всей службы. Мы планируем регулярно информировать читателей о работе над ним и, естественно, сообщать обо всех новых документах, прямо или косвенно касающихся деятельности психологов.

Что касается оценки читателями рубрик информационного и просветительского характера, то интерес к ним примерно равный. Он достаточно высок, хотя и ниже, чем у практико-ориентированных разделов. К информационно-новостным материалам — «Календарь», «Репортаж», «Вести из регионов» — проявляют интерес примерно 2/3 читателей. Такое же количество заинтересовано в «просветительских» материалах, публикуемых в рубриках «Мэтры», «Психология новой эры», «История вопроса», «Тезаурус». Аналогичная ситуация с рубриками, отражающими личный опыт и мнения наших коллег и ведущих специалистов: «Из первых рук», «Личный опыт», «Коллеги», «Гильдия». Но наполнение их читатели оценивают по-разному. Здесь проявляется разброс читательских интересов и предпочтений, поэтому среди «пятерок» и «четверок» в оценке содержания появляются редкие «тройки» и даже «двойки». Многие авторы негативных оценок поясняют при этом, что материалы тех или иных рубрик для них не очень полезны. Здесь можно проследить определенные связи с местом и характером работы наших читателей, а также со стажем их работы и образованием.

Неоднозначно относятся респонденты и к рубрикам «Арсенал» (книжный шкаф), «Книга в газете» и «Газета в газете» («Дошкольный психолог»). При общем высоком интересе к подобным материалам, разброс в оценке их содержания достаточно велик. На фоне большинства читателей, поставивших этим рубрикам высокие отметки, встречаются такие, которые выставили за их наполнение не только «тройки» и «двойки», но даже «единицы»...

Что касается «Арсенала», то мы надеемся, что таким образом читатели выражают свое недовольство тем, что эта рубрика, информирующая о книжных новинках, в связи с изменением формата газеты немного отошла на второй план. Но мы сами осознаем это и в дальнейшем будем учитывать при планировании номеров. Кроме того, в соответствии с пожеланиями читателей, не имеющих доступа к информации о новинках психологической литературы, в одном из ближайших выпусков «Печатного слова» мы планируем опубликовать список основных издательств, выпускающих психологическую литературу, с адресами и телефонами. Большинство из них не только с удовольствием вышлют необходимую книгу по почте, но и в дальнейшем будут снабжать своими каталогами и прайс-листами.

Самые противоречивые оценки получила «Лирика». Безусловно, публикуемые там художественные произведения не всегда можно использовать в практической работе. И «прагматики» не всегда читают их. Но для многих коллег публикуемые там небольшие, но имеющие глубокий психологический смысл рассказы являются настоящей «отдушиной», и они выражают благодарность за возможность насладиться встречей с хорошей литературой.

Большинству наших респондентов нравится глубокий и всесторонний подход, который реализуется в тематических номерах. Они оцениваются читателями выше, чем номера обычные.

В целом же можно отметить, что все без исключения откликнувшиеся на нашу анкету читатели любят и высоко ценят наше издание. Каждое письмо заканчивалось самыми приятными пожеланиями и теплыми словами в адрес редакции «Школьного психолога». Большое всем спасибо! Это тот необходимый ресурс, который позволит нам постоянно работать над совершенствованием газеты. О том, как будут учтены ваши конкретные пожелания и предложения, мы расскажем в следующем номере.

Ольга РЕШЕТНИКОВА