Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №1/2006


РЕПОРТАЖ

В конце прошлого года прошла X областная научно-практическая конференция
«Служба практической психологии в системе образования Ярославской области:
роль, место, перспективы»

Ярославль: десять лет спустя

Конференции ярославских психологов, да и сам этот город, я всегда посещаю с радостью и некоторым трепетом. Восемь лет назад, когда мы только начинали выпуск газеты, ярославские коллеги одними из первых поделились с нами своими представлениями о том, какой должна быть активно и эффективно действующая психологическая служба. И это неудивительно: ярославская психологическая школа была и остается одной из самых сильных и передовых в нашей стране.

И.В. Кузнецова уверена, что главное для психолога – быть носителем конструктивной жизненной позиции

И.В. Кузнецова уверена,
что главное для психолога –
быть носителем конструктивной
жизненной позиции

Для меня лично Ярославль памятен еще и тем, что именно туда меня откомандировали первый раз в качестве журналиста. С тех пор я старалась не пропускать ни одну из традиционных научно-практических конференций психологов области. Присутствовать на них всегда интересно, поскольку организаторы: департамент образования администрации Ярославской области, Институт развития образования, центр профориентации и психологической поддержки «Ресурс», Центр помощи детям — всегда находят способы сделать это мероприятие живым и неформальным.

На одной из конференций даже прошел устный выпуск газеты «Школьный психолог». Тогда в гости к ярославским коллегам приехали практически все наши основные авторы, а позже именно эта область была выбрана «героем» тематического номера, целиком посвященного работе региональной психологической службы.

Юбилей службы

В этом году в конференции приняли участие более 420 человек из различных муниципальных округов и городов области, а также гости из Вологды и Москвы. Среди собравшихся были не только практические психологи, социальные педагоги, учителя и социальные работники, специалисты психологических центров, но и руководители образовательных учреждений области, руководители и специалисты департамента образования областной администрации, муниципальных органов управления образованием, представители начального и среднего профобразования, высшей школы.

Поскольку конференция была юбилейной — десятой, то основной ее задачей стало не столько подведение итогов работы службы практической психологии в системе образования области, сколько определение приоритетных направлений ее дальнейшего развития. Основным ориентиром стала новая «Программа развития образования Ярославской области на 2006–2008 годы и перспективы до 2010 года».

О достижениях Ярославской психологической службы говорилось много. Практически все пленарное заседание было посвящено этому. Поздравления ярославские психологи образования получали не только от своего руководства и коллег по «цеху» (Н.П. Воронина, вице-губернатора Ярославской области, В.М. Сумеркиной, зам. директора департамента образования, А.В. Карпова, декана факультета психологии ЯРГУ им. П.Г. Демидова), но и гостей из Москвы (из «Школьного психолога», издательства «Владос») и Вологды (Н.В. Афанасьевой, зав. кафедрой психологии вологодского института развития образования). Поступило приветственное письмо от В.В. Рубцова, академика РАО, президента Федерации психологов образования России. Все выступающие отмечали, что Ярославскую психологическую службу всегда отличала целостность в работе, смелость в поиске и реализации стратегии своего развития.

Сохранить и расширить

Сейчас, когда резко меняется социально-экономическая ситуация в системе образования и в стране в целом, когда во многих регионах идет сокращение школьных психологов и закрытие ППМС-центров, службе Ярославской области удалось не только сохранить, но и запланировать расширение своей деятельности.

Почему это оказалось возможным?

Ответ на этот актуальный для многих региональных служб вопрос можно было получить из доклада И.В. Кузнецовой — директора центра профессиональной ориентации и психологической поддержки населения «Ресурс».

Оперируя многочисленными данными и фактами интенсивной деятельности областной психологической службы, Ирина Вениаминовна сообщила, что в последние годы служба занимает четко определенную и стабильную позицию в системе образования области, имеет сложившиеся приоритеты в содержании деятельности, соответствует современным условиям и требованиям развития системы образования и общества в целом.

Психологи являются необходимой структурной единицей практически во всех образовательных учреждениях, поскольку их работа происходит в полном соответствии с учебными и воспитательными задачами. Часто именно психологи совместно с руководителями разрабатывают приоритеты в деятельности школы, детского сада или специализированного центра.

Среди новых требований системы образования можно назвать психологическое обеспечение модернизации содержания и структуры общего образования, психологическое сопровождение предпрофильной и профильной подготовки, участие в разработке различных моделей индивидуальных образовательных программ, изучение образовательных потребностей участников образовательного процесса.

Особую актуальность приобрела деятельность службы по психологическому сопровождению предпрофильной подготовки. Для этого были изучены образовательные потребности учащихся и родителей и оказывалась помощь в выборе личного профиля. Во многих образовательных учреждениях формируются методические «копилки» по сопровождению предпрофильной и профильной подготовки.

Сферы влияния

Примечательно, что расширяется и контингент, с которым работают психологи. Согласно данным ежегодного самоанализа деятельности педагогов-психологов, их «клиентами» являются не только дети, педагоги и родители, но и другие специалисты системы образования, коллеги-психологи, заинтересованные в своем личностном и профессиональном росте.

Увеличивается число обращений к психологам представителей администрации образовательных учреждений, специалистов органов управления образования. Это говорит о серьезном изменении отношения к психологам, признании их возможностей, о возрастающей потребности в психологических знаниях у большинства участников образовательного процесса.

О «продвинутости» ярославской психологической службы говорит и то, что среди приоритетных направлений ее деятельности особое место занимают превентивные: психопрофилактика, просвещение и обучение.

Конкурсные работы хочется сразу «пустить в дело»
Конкурсные работы
хочется сразу «пустить в дело»

К числу основных результатов психопрофилактической работы можно отнести, например, снижение числа эмоциональных срывов у педагогов, уровня тревожности у детей, уменьшение числа конфликтов, улучшение адаптации детей к детскому саду, школе, новым условиям обучения, снижение числа учащихся, стоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, заинтересованность родителей во взаимодействии со школой и др.

Практически во всех районах области работают методические объединения, что дает возможность специалистам обмениваться опытом и повышать свое профессиональное мастерство. Позитивной тенденцией в развитии областной службы является стремление районных служб к взаимодействию на межмуниципальном уровне и практические шаги в реализации этого стремления.

На областном уровне продолжают свою работу научно-методический совет по психологическому обеспечению образования, Институт развития образования, Центр оценки и контроля качества образования, центр «Ресурс», Центр помощи детям. Экспертно-аналитическая работа научно-методического совета дает возможность поддерживать высокий уровень методического обеспечения службы.

Мнение практиков

Общая картина, обрисованная в основном докладе, наглядно дополнилась выступлениями-презентациями муниципальных служб практической психологии области. Перед собравшимися выступили руководители муниципальных органов управления образованием Ярославля, Углича, Ярославского района; директора ППМС-центров.

Интересными были выступления и психологов-практиков, которые делились своими наработками: В.К. Солондарева (Центр помощи детям, Ярославль), И.Ф. Поцелуевой (Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, г. Данилов), И.А. Куприяновой (СОШ № 87, г. Ярославль), Е.Ю. Мишуровой (санаторно-лесная школа, г. Ярославль).

На протяжении всего пленарного заседания работала группа экспертов, куда входили авторитетные ученые и практики. В конце заседания были сформулированы предложения по разработке направлений и перспектив развития областной службы практической психологии в системе образования области.

По традиции после окончания пленарного заседания прошли многочисленные практико-ориентированные мастер-классы, практические семинары, отражающие ряд современных направлений в работе практических психологов.

Преодоление трудностей

Мне очень не хочется, чтобы у читателей создалось впечатление, будто у ярославцев все без исключения хорошо и беспроблемно. Как и в других регионах, здесь существуют трудности с обеспечением сельских школ психологами, есть районы, где работает всего один специалист. Не хватает психологов в дошкольных образовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального образования.

Эти и многие другие вопросы были вынесены на обсуждение круглого стола «Перспективы развития службы практической психологии в муниципальном образовании». Прежде чем строить планы на будущее, многим психологам хотелось получить ответы на наболевшие вопросы. В частности, о том, как без длительного отрыва от производства повысить свою квалификацию. Многие сельские психологи из отдаленных мест не могут пользоваться хорошо налаженной системой повышения квалификации. Из-за этого нередко возникают конфликты, которые грозят уходом психолога с работы.

К счастью, этот вопрос решился в рамках одного заседания. Выяснилось, что кафедрой педагогики и психологии Института развития образования уже разработан ряд схем, позволяющих психологам постоянно повышать квалификацию практически на рабочем месте.

Среди других проблем, которые поднимались на круглом столе, можно назвать: недостаточную материально-техническую и методическую базу, отсутствие специальных помещений для индивидуальной и групповой работы, перегруженность психолога за счет большого количества детей, которые нуждаются в помощи, нехватку методических материалов, связанных с психолого-педагогическим сопровождением развития ребенка, и другие.

Программный документ

Многие из этих вопросов, а также пожелания участников и ведущих мастер-классов, практических семинаров и круглых столов были учтены при составлении рекомендаций конференции.

Этот серьезный документ, который занимает три страницы убористого текста, можно рассматривать как программный для ярославской психологической службы. Участники конференции решили, что его целесообразно использовать не только при планировании деятельности областной службы практической психологии образования, но и при доработке предложений к Программе развития образования Ярославской области на 2006–2010 годы.

В документе нет ни одного лишнего слова, только четко сформулированные направления деятельности службы и перечень конкретных мероприятий по каждому из них. Все это, без сомнения, будет реализовано, ведь характерной особенностью ярославцев является то, что они не останавливаются перед проблемами и трудностями, а планомерно и творчески занимаются поиском решений. Не зря их любимым лозунгом является утверждение Бенджамина Франклина: «Если хочешь, чтобы твое дело было сделано, иди и сделай его сам»!

Методический потенциал

В рамках X областной научно-практической конференции традиционно проводилась выставка-конкурс научно-практических разработок «Психологические ресурсы образования Ярославской области». Было представлено около 70 работ: учебные и методические пособия, монографии, образовательные и коррекционно-развивающие программы и технологии работы, методические разработки, психодиагностический инструментарий, дипломные работы, рефераты и другие материалы, подготовленные психологами и педагогами различных образовательных учреждений и служб практической психологии Ярославской области.

Победители были отмечены денежными премиями и почетными грамотами департамента образования администрации Ярославской области, а также награждены подарками, предоставленными государственным предприятием «ИМАТОН» (Санкт-Петербург), научно-производственным центром «Психодиагностика» (Ярославль), Гуманитарным издательским центром «ВЛАДОС» (Москва), газетой «Школьный психолог» (Москва).

Каталог материалов выставки-конкурса представлен на сайте «Психология образованию» (www.edu.yar.ru/russian/psih).

Ольга РЕШЕТНИКОВА,
Ярославский областной центр
профориентации и психологической поддержки «Ресурс»,
Тел.: (4852) 72-74-48