Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №2/2006


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Когнитивные стили:

О природе индивидуального ума

2-е издание
М.А. Холодная
СПб.: Питер, 2004

Книга с таким названием производит впечатление серьезного психологического издания, место которому — научная библиотека или профессорская полка. Это впечатление абсолютно верно, так как автор этого учебного пособия для будущих психологов рассматривает историю, современное состояние и перспективы так называемого «стилевого подхода». Само понятие «когнитивные стили», обозначающее индивидуально своеобразные способы переработки информации, родилось на стыке психологии личности и психологии познания. Однако индивидуальное своеобразие ума не сводится к выраженности когнитивных стилей, последние — лишь частная форма индивидуальных познавательных стилей; выделяются также стили кодирования информации, постановки и решения проблемы, познавательного отношения к миру. Сказанного достаточно, чтобы не осталось и тени сомнения в том, что данное издание (хотя и учебное) рассчитано на подготовленного и привычного к научной литературе читателя — не случайно оно вышло в хорошо знакомой серии «Мастера психологии».
В то же время, как всякое основательное исследование, оно имеет непосредственный выход в практику, а именно в практику образования — в проблему успешности обучения вообще и школьного в частности. В этом отношении интерес представляет последняя глава книги «Познавательные стили в учебной деятельности», в которой вводится понятие стиля учения как индивидуально своеобразного способа усвоения информации в ходе учебной деятельности. Автор обсуждает вопрос эффективности двух образовательных стратегий — когда совпадают и когда нет присущий ребенку учебный стиль и форма обучения — и делает неожиданный вывод о бесперспективности первой стратегии. Таким образом, оказывается принципиально иным взгляд на индивидуальный подход в школьном обучении: задача учета индивидуальных особенностей усвоения трансформируется в задачу формирования персонального познавательного стиля.
По мнению автора, в процессе обучения должны быть созданы условия для формирования персонального познавательного стиля каждого ученика. В этом и заключается содержание интеллектуального воспитания, и уникальность склада ума выступает не первоначалом, а результатом усложнения всех форм ментального опыта под влиянием обогащенной образовательной среды. Сделанные в книге выводы не умозрительны: автором разработана обогащающая модель обучения в процессе усвоения школьного курса математики (5–9-е классы).
Персональный стиль складывается по мере интеллектуального развития человека: чем выше уровень интеллектуальной зрелости личности, тем ярче проявляется персональный познавательный стиль.
Конечно, было бы большой натяжкой рассматривать данное издание как пособие для практических психологов образования, но хорошо известно, что многие ошибки совершаются по причине не только несовершенства психолого-педагогической науки, но и нашего недостаточного знакомства с нею. Книги, подобные этой, помогают легко расстаться с некоторыми педагогическими иллюзиями.

Михаил ЖДАНОВ