Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №4/2006


ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Приключения Электроника

Работая психологом в детско-юношеском центре дополнительного образования, я получила заказ на проведение ряда занятий по психологии для вожатых детских оздоровительных лагерей. Основным содержанием одного из блоков разрабатываемых занятий должна была стать информация, касающаяся особенностей подросткового возраста.

Мне захотелось, с одной стороны, дать участникам занятий как можно больше качественной информации, с другой — чтобы эта информация была востребована ими и осталась в памяти надолго. Совместить два этих параметра в традиционной лекционной форме мне показалось невозможным. По моему мнению, чтобы получить максимальную пользу от предлагаемой информации, слушатель должен находиться в активной позиции, а сама информация должна быть эмоционально окрашена. Информация, которая была воспринята человеком через эмоцию, приобрела эмоциональную окраску, эмоционально пережита, становится значимой, а следовательно, оседает в памяти на продолжительное время.

Такому эффекту способствует включенность участников занятий в процесс овладения новой и актуализации имеющейся информации, а также наглядность («ощутимость» проблематики) при подаче материала. Если эмоциональной включенности еще можно добиться, используя, например, активные методы обучения, то сам собой встал вопрос: «Как же быть с наглядным материалом?» Ведь нельзя воспользоваться «подопытным» подростком. Выход из сложившейся ситуации виделся в использовании в качестве наглядного материала кинофильма.

Просматривая множество видеокассет с фильмами о подростках, я обратила внимание на картину «Приключения Электроника». Этот фильм отражал абсолютно все особенности психологии младшего подросткового возраста, которые мне удалось отыскать в имеющейся по данному вопросу литературе.

Так, например, в книге А.А. Реана «Психология подростка» (2003) мы читаем: «Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни люди не способны на такую преданность и самопожертвование». Эта двойственность очень ярко и наглядно отражена в фильме. Так, главные персонажи — Электроник и Сергей Сыроежкин и представляют собой эту двойственность подростка. С одной стороны, эгоизм, порой невежливость, нежелание подчиняться общепринятым нормам (Сергей), с другой — желание быть нужным, принести себя в жертву, поступиться своими интересами ради друга (Элек).

Или рассмотрим «чувство взрослости», «возникающее у подростка как субъективное переживание готовности быть полноправным членом коллектива взрослых, выражающееся в стремлении к самостоятельности, желании показать свою «взрослость», добиваться, чтобы старшие уважали достоинство его личности, считались с его мнением» (А.А. Реан), и «потребность в автономии» — потребность в обретении самостоятельности, независимости, свободы. Все это отражено в фильме в виде заявления Электроника профессору Громову: «Я хочу стать человеком!»

Поиск себя как человека, вступление в мир, в «сообщество людей» героя фильма Элека можно сравнить со становлением личности обычного подростка, его адаптацией к изменившимся условиям, постепенным «врастанием» в мир взрослых. Потребность в обретении самостоятельности отражает песня Сергея:

Тем, кто за нас в ответе,
давно пора понять —
Мы маленькие дети,
нам хочется гулять!..
А нам говорят, что катет
короче гипотенузы,
А я говорю вам: хватит,
устал я от обузы!..

Процесс превращения электронного мальчика в человека несет в себе аналогию с процессом самопознания, самооткрытия, протекающего в рассматриваемом возрасте.

У Слободчикова и Исаева (2002) читаем, что подростковый возраст «ознаменован появлением способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую именно ей, в отличие от других, присущими качествами. Отсюда следует стремление к самоутверждению, самовыражению. Открытие своего внутреннего мира, осознание себя, своего Я уже произошло, но они еще не знают, что из себя представляет это Я. Подросток не может еще осмыслить себя, понять себя, свое место и предназначение в мире. Отсюда — утверждение себя, проверка своих физических и социальных возможностей, поиск себя. Реальность опыта проверки себя дает ощущение реальности своего Я».

Так, Элек открыл для себя, что уже не хочет и не может быть управляемой машиной, он уже готов стать человеком, но ему еще не известно, что это такое. И он начинает пробовать себя в различных направлениях. Перед тем как что-либо сделать, Элек спрашивает у Сергея: «А это будет по-человечески?» Иными словами, он ведет поиск себя как чего-то вновь открывающегося, себя возможного.

В фильме «Приключения Электроника» показано, что рассматриваемый возраст является сенситивным периодом для развития эмоциональной сферы. Электроник сначала не умел ни плакать, ни смеяться, однако во время своего путешествия он учится и тому, и другому. Это отражает, например, эпизод игры в хоккей — когда профессор Громов наконец находит Электроника.

Конечно, абсурдно говорить о полной неразвитости эмоциональной сферы у подростков. Просто в данном возрасте переживания становятся глубже, появляются более стойкие чувства, эмоциональное отношение к ряду жизненных явлений становится устойчивее, не только переживаются предметные чувства (направленные на определенное событие, лицо, явление), но и формируются чувства обобщенные (прекрасного, трагического, чувство юмора и т.д.). Рассматриваемые эпизоды наводят на мысль о кардинальных изменениях, происходящих в эмоциональной сфере подростка.

Что касается ведущего типа деятельности, то этой теме посвящено практически все содержание фильма: общение, взаимодействие мальчишек, их дружба — это то, что, собственно, плюс личная готовность, и породило те изменения, которые привели к постепенному превращению Электроника в человека.

Центральным вопросом фильма является вопрос шефа банды Стампа: «Где же у него кнопка?» И, как ни странно, ответ на этот вопрос находит исправившийся впоследствии наемник Урий: «С ним нужно подружиться». Пожалуй, это «кнопка» каждого человека, но для подростка она является единственно верной.

Вопрос о «кнопке» у подростка я задавала обычно в завершение данного блока занятий, а правильный ответ на него считала благополучной вехой при сдаче зачета по теме младшего подросткового возраста.

Ряд авторов, исследующих подростковый возраст, выделяют как ведущую также общественно значимую деятельность. Она включает такие виды, как трудовая, учебная, общественно-организационная, спортивная и художественная. «Активное осуществление общественно значимой деятельности способствует удовлетворению потребности в общении со сверстниками и взрослыми, признанию у старших, самостоятельности, самоутверждению и самоуважению» (Слободчиков, Исаев). И этот факт не обойден вниманием в кинофильме «Приключения Электроника» — эпизод, когда Элек отремонтировал карусели в парке отдыха. Вот его разговор со смотрителем парка:

— У тебя руки золотые, мальчик.

— Да нет, просто контакты платиновые.

— Если и дальше так пойдет — человеком станешь!

На многих других примерах из фильма можно продемонстрировать практически все, что касается подросткового возраста, в особенности младшего.

Наши занятия с будущими вожатыми детских лагерей были построены следующим образом: группе участников предлагалось посмотреть фильм «Приключения Электроника». Затем все вместе на основании увиденного и ранее известного составляли список психологических особенностей ребенка подросткового возраста (сначала по группам, а затем общий). Нужно заметить, что, несмотря на непрямую, в некоторой степени аллегорическую, требующую определенной расшифровки информацию о подростках в фильме, список, составленный группами, был практически идентичен моему, составленному на основе анализа многочисленной литературы по данному вопросу. При необходимости такой список дополнялся или пояснялись причины той или иной особенности возраста, ее подоплеки. После анализа и заверения всеми участниками этого списка мы приступали к выработке (на основе полученной информации) стратегий предполагаемой работы с ребятами в лагере.

Имея опыт проведения таких занятий в разных группах, мне хотелось бы отметить следующее. Просмотр фильма «Приключения Электроника» — своеобразного, уникального и полного путеводителя по подростковому возрасту, — являясь не только содержанием учебной задачи, но и приятным времяпрепровождением, снимает у многих участников страх перед подростковым возрастом и, соответственно, перед самим подростком, который до этого воспринимался как агрессивный без всякого повода, невосприимчивый, грубый и вообще социально опасный элемент.

Мы проводили такие занятия не только с будущими вожатыми загородных оздоровительных лагерей, но и с рядом других специалистов, работа которых так или иначе касалась взаимодействия с младшими подростками. Не всегда в нашем распоряжении были требуемые технические средства — телевизор и видеомагнитофон. Выход из положения нашелся. Участникам занятия предлагалось вспомнить рассказы, песни, кинофильмы, рассказывающие о подростках. И, как правило, все сходились на том, что наиболее подходящим является именно кинофильм «Приключения Электроника». Далее участники по группам выделяли самые удачные, на их взгляд, моменты ленты, а затем также по группам инсценировали их.

А закончить свой рассказ мне хотелось бы той же фразой, которой заканчивались и наши занятия, фразой, которая была произнесена в фильме учителем математики: «Это же мальчишки, я знал, что они обязательно что-нибудь придумают... Мальчишки... вы знаете, мальчишки — это то... это то, ради чего стоит жить!»

Марина ЕСАУЛОВА,
психолог детско-юношеского центра «Искра»,
г. Чита
Литература

1. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. — М., 1999.

2. Психология подростка. / Под ред. А.А. Реана. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.

3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. — М.: Школьная пресса, 2000.