Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №4/2006


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Отбор в профильные классы

Г.В. Резапкина
М.: Генезис, 2005

Вопрос о профильном обучении — один из тех острых дискуссионных вопросов, вокруг которых давно не утихают споры. Бесспорные плюсы и очевидные минусы профилизации образования не позволяют ни теоретикам, ни практикам прийти к единому обоснованному мнению. У автора пособия, в отличие от многих других, необходимость введения профильного обучения сомнений не вызывает. Именно поэтому оно адресовано тем, кто готов к созданию профильных классов, но не может ждать, как пишет автор, «когда сверху «спустят» подробные инструкции и циркуляры».
Книга содержит и теоретические сведения, и практические рекомендации. Небольшой раздел с «говорящим» названием «Профильное обучение: в поисках утраченного» знакомит с отечественным и зарубежным опытом. Что такое профильное обучение, его задачи и основные формы организации — эта информация полезна не только педагогам и психологам (а книга вышла в серии «Психолог в школе»), но и руководителям школ, так как в конечном счете от них зависит, станет ли школа профильной или нет. Правда, для того чтобы принять соответствующее решение, опоры на данное издание будет явно недостаточно.
Профильное обучение, охватывающее 10–11-е классы, предполагает предпрофильную подготовку учащихся, которая содержательно мало чем отличается от профориентационнной работы и потому хорошо знакома всем школьным психологам. Однако необходимость осуществления профессионального выбора уже в стенах школы повышает требования к качеству проводимых обследований.
Опираясь на данные мониторинга профессиональных планов выпускников последних лет, позволяющие нарисовать психологический портрет современного выпускника, автор предлагает конкретные пути решения проблемы профессиональной ориентации школьников. Понятно, что набор соответствующих диагностических методик носит авторский характер, однако авторская модификация самих тестов и критика в адрес некоторых, ставших классическими, вызывают возражения. Например, автору «грустно слышать, когда учителям и школьным психологам рекомендуют в старших классах использовать ДДО», в то время как многие психологи считают его не имеющим конкуренции вследствие теоретической обоснованности и доступной формы проведения. Во всяком случае, опыт построения нового путем забвения старого в нашей науке уже имеется.
В заключение автор останавливается на трудностях, с которыми сталкивается психолог при проведении профориентационной работы. В частности, речь идет о возможности конфликта между родителями и детьми. Известно, что довольно часто выбор профессии осуществляется не в соответствии со способностями и склонностями подростков, как это мыслится в идеале, а с опорой на иные, не всегда имеющие непосредственное отношение к содержанию будущей работы, основания. В этом случае психолог не в состоянии оказать квалифицированную помощь, точнее говоря, в ней нуждается не ребенок, а его родители. В силу того что число подобных случаев не уменьшается, следует специально отметить, что профильное обучение — не панацея от дальнейших разочарований по поводу ошибочно выбранной профессии.

Марина СТЕПАНОВА