Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №5/2006


ГАЗЕТА В ГАЗЕТЕ

Семейная консультация № 1

 

Наталия ЕФИМОВА,
кандидат психологических наук
E-mail: enspsiholog@мail.ru

МОЯ СЕМЬЯ

Программа для родителей

Профилактическая работа с семьей является одним из важных направлений деятельности школьного психолога. Именно в общении со взрослыми дети усваивают социальные нормы и ценности, присваивают общественно-исторический опыт, отражающий конкретный уровень экономического, социокультурного развития общества и человека.

Программа «Моя семья» рекомендуется для родителей младших школьников и подростков 5–7-х классов как одна из форм проведения родительских собраний. Она состоит из пяти занятий, некоторые упражнения можно использовать в качестве домашнего задания.

Предварительно психолог на родительском собрании проводит вводное занятие: рассказывает об особенностях развития личности школьника данного возраста, о психологических проблемах, дает общую характеристику класса на основе проведенной ранее диагностики. Важно пробудить интерес и мотивировать родителей на продолжение занятий. Например, можно начать со слов: «Мы становимся родителями в момент рождения первенца и постигаем основы воспитания ребенка с его взрослением, часто совершая ошибки из-за незнания особенностей психологического развития данного возраста. Некоторые родители строят процесс воспитания по образу и подобию своих родителей; другие пытаются найти свой способ, знакомясь с опытом известных семей, например Никитиных; некоторые отдают процесс воспитания ребенка в руки дедушек и бабушек либо перепоручают это дело государственным учреждениям. Мы предлагаем на последующих родительских собраниях продолжить обсуждение формирования личности ребенка в семье».

В качестве домашнего задания можно предложить родителям определить стиль воспитания с помощью опросника АСВ (анализ семейного воспитания) *. Желательно, чтобы на опросник ответили все члены семьи, участвующие в воспитании, по отдельности (мама, папа, бабушка, дедушка). Бабушка и дедушка отвечают в том случае, если являются активными участниками, то есть живут одной семьей с ребенком. После этого сравниваются результаты. В случае расхождения мнений обсуждаются преимущества и недостатки каждого типа воспитания. При необходимости семья или ее представители могут прийти на индивидуальную консультацию к психологу.

Занятия должны носить систематический характер, при этом учитывается, что они могут являться частью родительского собрания, но могут проходить и на добровольной основе в течение нескольких дней подряд.

Занятие № 1. ЧТО ТАКОЕ МОЯ СЕМЬЯ

Счастье — это когда утром хочется
идти на работу, а вечером домой.

Народная мудрость

Рекомендации к занятию. На этом занятии предлагается определиться с пониманием сущности семьи, выявить отношения между ее членами. Супруги часто по-разному понимают, что такое состав семьи, включают туда родителей, других ближайших родственников. Причем мнения родителей по этому поводу могут различаться. Важно организовать с помощью наших занятий общение как внутри семьи, так и между семейными парами.

Цель: определение понятия семьи, ее функций, нравственных основ и традиций.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вступление

Ведущий. Семья — один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.

В литературе понятия «брак» и «семья» нередко используются как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но немало и особенного, специфического. Так, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды.

Современные отечественные социологи определяют брак как исторически изменяющуюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.

Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.

У истоков утверждения исторического взгляда на брак и семью стоит швейцарский ученый И. Бахофен (1816–1887), автор работы «Материнское право». Крупнейшей вехой на пути обоснования эволюционных идей был труд американского ученого Л. Моргана (1818–1881) «Древнее общество». Позднее обоснование происхождения и развития семьи дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Они утверждали, что экономические отношения, составляющие основу общественно-экономических формаций, являются в то же время и основой семьи.

Методологической основой понимания причин, побуждающих людей объединяться в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия, выступают потребности человека. Социально-экономические изменения, происходящие в современном обществе, несомненно оказали влияние на состояние семьи. Современная семья находится в поиске новых путей своего развития.

Предлагается обсудить правила поведения в группе.

Правила поведения в группе

• Настрой на актуальное психологическое состояние, не только собственное, но и своего партнера.

• Безоценочное восприятие личности партнера.

• Изначальное доверие к намерениям партнера.

• Восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и решение.

• Содержание общения должно включать проблемы и нерешенные вопросы.

• Разговор нужно вести, искренне демонстрируя свои чувства и желания.

Данные правила необходимо помнить и супругам. Если на занятиях присутствует только один из них, выполнением рекомендованных упражнений они все равно должны заниматься совместно.

На начальном этапе необходимо обсудить со своим партнером:

• Всегда ли ваше общение соответствует этим правилам?

• Готовы ли вы двигаться в одном направлении для сплочения вашей семьи?

• Готовы ли преодолеть те разногласия, которые могут у вас возникнуть при обсуждении семейных проблем?

• Готовы ли вы честно и искренне посмотреть на себя и открыться своему партнеру?

Если да, тогда смелее за дело.

Если нет, то можете поразмыслить над поставленными вопросами в одиночестве.

Ключевые понятия

Семья — это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.

Важнейшими функциями семьи являются:

• репродуктивная (рождение детей);

• экзистенциальная (функция социальной и эмоциональной защиты своих членов);

• хозяйственно-потребительская (соблюдение домашнего бюджета, управление семьей, ведение домашнего хозяйства);

• воспитательная (семейная социализация, воспитание детей);

• социально-статусная (связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет определенный социальный статус членам семьи);

• восстановительная (поддержание здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха);

• коммуникативная (общение, обмен информацией).

Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее членами, включая, помимо отношений родства, и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета и т.д.

Упражнения для индивидуальной и групповой работы

Родителям предлагается проделать упражнения. Они могут быть выполнены либо на занятии, либо самостоятельно дома с последующим обсуждением выводов и проблем, с которыми столкнулись партнеры в ходе общения.

Упражнение «СЕМЬ Я»

Ведущий. Впишите в сердечки имена членов вашей семьи. Стрелочками укажите отношения между ними: прямой — хорошие отношения, волнистой линией — эмоционально-неуравновешенные, пунктиром — слабые, жирной линией — авторитарные. При выделении отношений можно добавить свои опознавательные знаки с учетом индивидуальных особенностей вашей семьи (см. рис.).

Обменяйтесь мнениями по поводу восприятия в семье сложившихся отношений между ее членами.

Упражнение «Герб семьи»

Ведущий. С давних пор люди составляют гербы из разных символов, в которых они находили поддержку и силу. В этом гербе имели отражение: имя, символ, личная сила, сильная черта характера, внешняя сила (что или кто поддерживает извне), «подвиг» (ситуации, в которых члены семьи были «на высоте»), мечта. Нарисуйте герб своей семьи. В рисовании герба необходимо принять участие всем членам семьи.

Упражнение «Традиции нашей семьи»

Ведущий. Запишите традиции семьи, в которой вы выросли, и те, которые бы хотели иметь в своей семье.

Традиции родительской семьи Традиции моей семьи
   

Упражнение «Нравственные основы семьи»

Ведущий. Моральный кодекс провозглашает ведущий нравственный принцип, по которому живет семья: «Взаимное уважение в семье», «Забота о воспитании детей», «Один за всех, все за одного». Какой бы нравственный принцип мы ни взяли, становится ясным, что он усваивается с раннего возраста в семье. Усвоение нравственных норм происходит не со слов, а в деятельности, в поступках людей. Сформулируйте нравственные основы своей семьи.

Вопросы к занятию

• Какие упражнения вызвали у вас затруднения и почему?

• Какие чувства вы испытали, проделывая данные задания?

• Какой опыт отрефлексировали, выполняя данные задания?

Занятие № 2. ВЗАИМОПОНИМАНИЕ ПОКОЛЕНИЙ В СЕМЬЕ

Любовь к родителям —
основа всех добродетелей.

Цицерон

Рекомендации к занятию. В начале занятия напомнить результаты предыдущего, а также обсудить домашнее задание. Подвести обсуждение к цели сегодняшнего разговора и его важности для развития ребенка.

Цель: научиться позитивным отношениям в семье.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вступление

Ведущий. Семья представлена различными поколениями, каждое из которых руководствуется своими ценностями и идеалами, соответствующими идеалам общества, сформировавшего их. Может ли быть понимание между «отцами и детьми»? Научиться позитивным отношениям с разными поколениями в семье — непростая задача. Особенно если вследствие создания молодой семьи сливаются две родительские. Первым шагом на пути к взаимопониманию поколений является осознание ожиданий, установок и ориентаций каждого члена семьи.

Рассматривая вопрос о взаимодействии различных поколений в семье, можно прийти к выводу, что наше поколение и поколения наших родителей и прародителей совсем не похожи друг на друга: у нас разные ценности, разные взгляды на жизнь. Но на самом деле это не так.

В каждом из нас живут три абсолютно разных Я: Я — Родитель, Я — Ребенок и Я — Взрослый. Все эти аспекты личности обладают абсолютно разными характеристиками и ценностями (структура «Я» по Э. Берну **).

Когда объединяются две разные семьи, то необходимо учитывать различия в системе ценностей этих семей, чтобы не происходило внутрисемейных конфликтов. Система ценностей различных поколений очень важна для человека. Если он не будет уважать предыдущие поколения, считаться с их системой ценностей, то этот человек либо порывает с семьей, либо не находит общего языка с ее членами.

Ключевые понятия

Отношения — система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, определяющихся содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями; отношения между членами группы, обусловленные их личностными качествами, а не формально предписанными ролями и функциями.

Система ценностей — модель ценностей общества или группы, в которой индивидуальные ценности взаимосвязаны таким образом, чтобы каждая из них усиливала другую и тем самым образовывалось бы согласованное целое.

Сотрудничество — совместное участие в общем деле, стремление к согласованной и слаженной работе, готовность поддержать и оказать помощь.

Упражнения для индивидуальной и групповой работы

Упражнение
«Система ценностей различных поколений»

Обсудите систему ценностей семьи со стороны мужа и жены, найдите возможность принятия и уважения системы ценностей между разными поколениями.

Упражнение «Кто в доме хозяин?»

Можно выделить три основных типа распределения семейных ролей:

авторитарный (с оттенками патриархальности) — во главе один из супругов (муж или жена), которому принадлежит верховная власть в решении основных вопросов семейной жизни;

автономный муж и жена распределяют роли и стремятся не вмешиваться в сферу влияния друг друга;

демократический управление семьей лежит на плечах обоих супругов в равной мере.

Разыграть все три типа распределения ролей, причем в авторитарном управлении с двух позиций муж — глава, жена — глава. Обсудить, как чувствовали себя в разных позициях, какое распределение семейных ролей оптимально соответствует вашей семье.

Ведущий. Распределите семейные роли в вашем доме:

«Голова» семьи –
«Душа» семьи –
«Руки» семьи –
«Ноги» семьи –

Упражнение «День рождения»

Упражнение проводится в группе (4–6 человек). Для каждого из участников команды распределяются роли: жены, мужа и их родителей. После первого диалога участники меняются ролями. У одного из родителей, например тещи, день рождения, нужно пойти ее поздравить:

• Представить ситуацию: свекровь плохо относится к невестке, а теща к зятю.

• Конфликт существует только между тещей и свекровью, детей они в свой конфликт не втягивают.

• В семье царят хорошие дружеские отношения.

Поделиться чувствами от своей роли в данном упражнении.

Упражнение «Конфликтные ситуации»

Группа разбивается на команды по 5–7 человек. Команде предлагается разыграть конфликтные ситуации. Ситуации выбираются тренером исходя из состава участников и тех вопросов, которые их волнуют.

Примеры конфликтных ситуаций

• Молодая семья с ребенком двух лет живет с родителями жены. Бабушка и дедушка используют любую возможность подчеркнуть неспособность молодых родителей самостоятельно воспитывать сына и принимать важные решения. В результате назрел конфликт между зятем и тещей, грозящий разрушить отношения в семье. Как наладить эти отношения?

• Поженившись, молодые супруги стали жить в доме родителей мужа. Мать мужа пытается управлять жизнью молодых. Муж избегает ссор с матерью, обе женщины ему дороги. Как жене строить свои отношения со свекровью?

• Пожилая женщина, мать семейства, с возрастом утеряла реальное влияние на жизнь и дела близких. По характеру она властная, привыкла командовать. Но теперь она уже нездорова, слаба, раздражительна, капризна, не ориентируется в современном изменившемся мире. Как строить с ней общение в семье?

• Между родительской семьей и молодыми постоянно возникает недовольство по разным поводам, жить отдельно будет гораздо лучше для обеих сторон. Но инициатор возможного размена квартиры прекрасно понимает, что родители вложили в ее обустройство много любви, сил, времени, денег. Он опасается, что они не захотят терять эту удобную и комфортабельную квартиру, имея в виду не только свои интересы, но и будущее самих детей. Как молодым построить беседу, чтобы уговорить родителей на разъезд?

Вопросы к занятию

• Как влияют ценности ваших семей на ваши взаимоотношения?

• Какие чувства вы испытали в результате проделанных упражнений?

• Каким навыкам сотрудничества внутри семьи вы научились?

Занятие № 3. СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ В СЕМЬЕ

Ничто нам так не хочется изменить,
как привычки других людей.

Марк Твен

Рекомендации к занятию. В начале занятия обсудить домашнее задание. Обратить внимание на выводы, которые родители делают в результате домашнего обсуждения. Самые значимые можно записать в виде памятки. Связать новую тему о социальных ролях в семье с предыдущими.

Цель: осознать свои права и обязанности, потребности в соответствии с социальной ролью.

Вступление

Ведущий. Каждый человек в течение своей жизни обучается исполнять самые разные роли: ребенка, ученика школы, студента, отца или матери, инженера, врача, члена определенного социального слоя и т.д. Ролевое обучение необходимо, чтобы научиться:

1) выполнять обязанности и осуществлять права в соответствии с ролью;

2) приобрести установки, чувствования и ожидания, соответствующие данной роли.

Следует отметить, что на удовлетворенность браком влияет не столько реальное поведение супругов в различных сферах брачно-семейных отношений, сколько оценка поведения одного супруга другим. Поскольку у разных людей может быть разное представление о том, что такое хорошо налаженный быт, должное воспитание детей, уважение, внимание, любовь, постольку результаты исследования удовлетворенности вряд ли могут служить показателем реальных брачно-семейных отношений.

В то же время исследование удовлетворенности может очень много дать для выявления ожиданий каждого из супругов, связанных с распределением ролей и ролевым поведением членов семьи. Можно выделить два подхода к решению этой проблемы.

.При первом подходе рассматриваются ролевые ожидания и ролевое поведение в какой-то одной, сравнительно узкой сфере деятельности. Например, конфликты между мужем и женой могут возникать из-за того, что жена хочет, чтобы муж проводил все свое свободное время дома, в то время как он предпочитает общение с друзьями или у него есть какое-то увлечение. Муж может ожидать от жены большего внимания к выполнению определенных хозяйственных функций и т.п.. Такие ситуации достаточно распространены и могут явиться причиной серьезных семейных конфликтов.

.Второй подход связан с попыткой построения комплексной модели ролей, ролевых ожиданий и ролевого поведения. Одна из наиболее интересных попыток в этом направлении была предпринята известным американским социологом К. Киркпатриком, который выделил: традиционные роли мужа и жены, товарищеские роли (роли компаньонов) и роли партнеров — и перечислил основные ожидания, которые соответствуют этим ролям.

Сегодня мы будем обсуждать вопрос, играющий немаловажную роль в удовлетворенности семейными отношениями. Постарайтесь быть искренними и тактичными в его обсуждении, понять, каковы ожидания вашего супруга (супруги) относительно своей и вашей роли в семье.

Ключевые понятия

Социальная роль ожидаемое поведение человека; обязывает вести себя определенным образом.

Упражнения для индивидуальной и групповой работы

Упражнение «Моя роль в семье»

Понятие роли включает в себя совокупность ожиданий каждого индивида в отношении как своего собственного поведения, так и поведения других людей при взаимодействии в определенной ситуации.

Обсудить представление членов семьи о своей роли.

Для лучшего понимания проблем друг друга можно на некоторое время поменяться ролями: муж может взять на себя роль жены, а она принимает его роль. Каждый старается играть роль другого, высказывая жалобы и претензии, и в результате имеет возможность проникнуть в мир чувств и реакций своего партнера.

Упражнение «Мои потребности в росте...»

Обсудить потребности в развитии и росте каждого супруга:

• материальные (потребность в обеспечении достатка в семье);

• социальные (потребность в обучении, профессиональной реализации, общении с другими людьми);

• духовные (потребность в совершенствовании своего духовного развития).

Вопросы к занятию

• Как влияют ваши представления о социальных ролях друг друга на взаимоотношения?

• Что будет происходить с вашей семьей, если потребности одного супруга будут качественно другими, чем у другого?

• Что будет происходить, если какая-либо потребность будет доминировать над другими?

Занятие № 4. ПОЗНАЙ СВОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ «Я»

Мы не были родителями изначально,
мы стали родителями в момент вашего рождения.
Как родители, мы ровесники вашего рождения
и не меньше вашего нуждаемся в помощи и поддержке.
От нас зависит, какими вы станете,
но и от вас – какие родители получатся из нас.

Билль о правах родителей

Рекомендации к занятию. Здесь следует вернуться к результатам опросника АСВ (анализ семейного воспитания), проведенного перед началом занятий, и детально разобрать каждый стиль. Кроме того, дополнить опросник новой информацией, которая предлагается во вступлении, и помочь родителям скорректировать стиль воспитания детей.

Цель: определить свое отношение к процессу воспитания детей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вступление

Ведущий. Одна из функций семьи — продолжение человеческого рода. Опыт родителей мы получаем вместе с нашим воспитанием. Поскольку муж и жена воспитывались в разных семьях, то и взгляды на роль родителя и воспитание могут быть разными.

Современная семья чувствует ответственность за развитие ребенка, но принимает ее частично: все желательное — результат нашего воспитания, все нежелательное — из-за дурного влияния друзей, улицы, школы, средств массовой информации и прочего. Поведение родителей иногда строится так, как если бы ребенок изначально нес в себе все зло мира, выкорчевать которое — и есть задача воспитателя. Ребенок из субъекта социального взаимодействия превращается в объект воздействия, манипулирования. Вместо воспитания навыков опрятности и личной гигиены — борьба с нечистоплотностью, вместо воспитания щедрости — борьба с жадностью и т.д. Давайте рассмотрим, что представляет собой процесс воспитания.

Разные стили ухода за ребенком и обращения с ним начиная с первых дней его жизни формируют те или иные особенности его психики и поведения. Анализируя видеозаписи общения матери с ребенком, С. Броди выделила четыре типа материнского отношения:

1. Матери легко и органично приспосабливались к потребностям ребенка. Для них было характерно поддерживающее, разрешающее поведение.

2. Матери сознательно старались приспособиться к потребностям ребенка, однако они чаще доминировали над ребенком.

3. Матери не проявляли большого интереса к ребенку. Основу материнства составляло чувство долга, в качестве инструмента воспитания применялся жесткий контроль.

4. Матери характеризовались непоследовательностью. Они вели себя неадекватно возрасту и потребностям ребенка, их воспитательные действия носили противоречивый характер.

Наибольший вред наносят психике развития ребенка матери четвертого типа. Непоследовательность в воспитании приводит к развитию у ребенка устойчивого невроза.

А. Болдуин выделил два стиля родительского воспитания — демократический и контролирующий. Демократический стиль определяется следующими параметрами: высоким уровнем вербального общения между детьми и родителями; включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения; готовностью родителей прийти на помощь, если это потребуется, одновременно верой в успех самостоятельной деятельности ребенка; ограничение собственной субъективности в видении ребенка. Контролирующий стиль включает значительные ограничения поведения детей: четкое и ясное разъяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер.

Оказалось, что в семьях с демократическим стилем воспитания дети характеризовались социальной активностью, с трудом поддавались внешнему контролю, им не был присущ альтруизм и эмпатия. Дети родителей с контролирующим типом воспитания были послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрессивны. При смешанном типе воспитания детям присуща внушаемость, послушание, эмоциональная чувствительность, неагрессивность, отсутствие любознательности, оригинальности мышления, бедная фантазия.

Наиболее распространенным механизмом формирования характерологических черт ребенка, ответственных за самоконтроль и социальную компетентность, выступает усвоение детьми средств и навыков контроля, используемых родителями для самоконтроля.

В отечественной литературе выделены следующие типы родительского отношения, способствующие возникновению той или иной аномалии развития.

Гипопротекция: недостаток опеки и контроля за поведением, доходящий иногда до полной безнадзорности; чаще проявляется как недостаток внимания и заботы о физическом и духовном благополучии подростка, делах, интересах, тревогах. Этот тип воспитания особенно неблагополучен для подростков с акцентуациями по неустойчивому и конформному типам, провоцируя ассоциальное поведение — побеги из дома, бродяжничество, праздный образ жизни.

Доминирующая гиперпротекция: обостренное внимание и забота о подростке сочетается с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов, что усиливает несамостоятельность, нерешительность, неумение постоять за себя. Особенно ярко проявляется у подростков с психоастенической, сензитивной и астено-невротической акцентуациями. У гипертимных подростков такое отношение родителей вызывает чувство протеста против неуважения к его «Я», резко усиливает реакции эмансипации.

Потворствующая гиперпротекция: воспитание по типу «кумир семьи», потакание всем желаниям ребенка, чрезмерное покровительство и обожание, результирующее непомерно высокий уровень притязаний подростка, безудержное стремление к лидерству и превосходству, сочетающееся с недостаточным упорством и опорой на собственные ресурсы. Способствует формированию психопатий истероидного типа.

Эмоциональное отвержение: игнорирование потребностей подростка, нередко жестокое обращение с ним. Скрываемое эмоциональное отвержение проявляется в глобальном недовольстве ребенком, постоянном ощущении родителей, что он не «тот», не «такой». Эмоциональное отвержение плохо влияет на психологическое развитие детей: при гипертимной и эпилептоидной акцентуациях ярче выступают реакции протеста и эмансипации; истероиды утрируют детские реакции оппозиции, шизоиды замыкаются в себе, уходят в мир грез, неустойчивые находят отдушину в подростковых компаниях.

Повышенная моральная ответственность: не соответствующие возрасту и реальным возможностям ребенка требования бескомпромиссной честности, чувства долга, порядочности, возложение на подростка ответственности за жизнь и благополучие близких, настойчивые ожидания больших успехов в жизни — все это сочетается с игнорированием реальных потребностей ребенка, его собственных интересов, недостаточным вниманием к его психофизическим особенностям.

Подростки с психоастеническим и сензитивным типами акцентуации, как правило, не выдерживают бремени непосильной ответственности, что приводит к образованию депрессий. У подростков с истероидной акцентуацией опекающий вызывает ненависть и агрессию.

В общем виде выделяются следующие черты патогенных типов воспитания:

— низкая сплоченность членов семьи и разногласия между ними;

— высокая степень противоречивости, непоследовательности, неадекватности требований к ребенку;

— выраженная степень опеки и ограничительства в каких-либо сферах жизнедеятельности детей;

— повышенная стимуляция, преувеличение возможностей детей, в связи с этим частое применение угроз, осуждения.

Ключевые понятия

Воспитание обучение навыкам поведения, принятым в семье, школе, в общественной среде.

Воспитать: 1) вырастить, дав образование, обучив правилам поведения; 2) путем систематического воздействия привить какие-либо чувства, навыки, черты характера.

Упражнения для индивидуальной и групповой работы

Упражнение «Воспоминание о детстве»

Ведущий. Какие главные воспитательные средства вы знаете?

Существует мнение: «Похвалишь ребенка — и он укрепится в добре, накажешь — и зло отступит». Но вот беда: они не всегда безотказны, эти средства. Кто не знает и такую «закономерность»: чем больше ребенка ругают, тем хуже он становится. Почему же так происходит? А потому, что воспитание ребенка — это вовсе не дрессура. Доказано, что потребность в любви — одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение — необходимое условие нормального развития ребенка.

Вспомните, как вас воспитывали родители. Что вам больше всего запомнилось и как это повлияло на вашу дальнейшую жизнь?

Упражнение «Пойми чувства ребенка»

Ведущий. Чтобы понять ребенка и помочь ему, вам необходимо встать на его место. Перед вами таблица, в которой нужно заполнить графу «Чувства ребенка». В левой колонке вы найдете описание ситуации и слова ребенка, справа напишите, какие, по вашему мнению, чувства он испытывает в этом случае.

Ситуация
и слова ребенка
Чувства
ребенка
1. «Сегодня, когда я выходил из школы, мальчишка выбил у меня портфель, и из него все посыпалось!»  
2. Старший сын — маме: «Ты всегда ее защищаешь, говоришь: «Маленькая, маленькая», — а меня никогда не жалеешь!»  
3. Ребенок роняет чашку, та разбивается: «Ой!!! Моя ча-а-шечка!»  
4. Ребенок (влетает в дверь): «Мам, ты знаешь, я сегодня первый написал и сдал контрольную!»  
5. «Ну надо же, я забыл включить телевизор, а там было продолжение фильма!»  

Упражнение «Я-сообщение»

Ведущий. В предыдущем упражнении мы разобрали ситуацию, когда ребенок переживает, а теперь разберем обратную — когда переживает родитель. Попробуйте сказать о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица.

Используя «Я-сообщение», важно называть именно то чувство, которое вы сейчас испытываете.

Ситуация Ваше чувство Я-сообщение
Ваша дочь влюбилась в «шалопая»...    
Вы входите в комнату (9-й этаж) и видите вашего сына сидящим на подоконнике открытого окна...    
Вы ожидаете гостей. Дочь отрезала и съела кусок торта, который вы приготовили к торжеству...    
Вы только что вымыли пол, сын пришел и наследил...    

Ситуации могут быть дополнены реальными событиями, происходящими с членами данной группы.

Упражнение «Какой Я родитель»

Ведущий. Сформулируйте в виде «Я-высказываний»: «Какой я родитель?» Поделитесь друг с другом восприятием как родителя своего супруга (супруги). Какой предыдущий опыт (возможно, ваших родителей?) мешает развитию вашего родительского «Я»? Какие знания вам необходимы?

Вопросы к занятию

Какие особенности своего родительского «Я» вы для себя открыли?

Что будет происходить в вашей семье, если каждый будет чувствовать свою «нужность»?

Какие чувства вы испытываете, открывая себя как родителя?

Занятие № 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ СЕМЬИ

Стали они жить-поживать да добра наживать.

Сказка

Рекомендации к занятию. Вспомнить все основные выводы, которые были сделаны в ходе всего цикла занятий. Проанализировать, что изменилось во взаимоотношениях в семье за последнее время.

Цель: смоделировать наиболее комфортные отношения для своей семьи.

Вступление

Ведущий. Вот мы и подошли к заключительному занятию по взаимопониманию в своей семье. Возможно, не на все вопросы удалось получить однозначные ответы. Однако вы смогли сделать первый шаг к пониманию себя и своих близких людей, а тот, кто ищет, всегда найдет именно ту мудрость, которая необходима. Сегодня предлагаю подвести итоги наших обсуждений.

Ключевые понятия

Психологический климатэто совокупность психологических состояний, настроений, отношений людей в группе и коллективе.

Благополучие семьи определяется и такими качествами ее членов, как доброжелательность друг к другу, стремление взять ответственность на себя, умение отнестись к себе критически.

Упражнения для индивидуальной и групповой работы

Упражнение
«Сказка об идеальном взаимопонимании»

Ведущий бросает мячик в аудиторию, поймавший его говорит одно предложение. В общем должен получиться связный текст (сказка) про семью, в которой царит идеальное взаимопонимание

Упражнение «Дискуссия»

Ведущий. Закончите предложения:

1. Взаимопонимание в семье — это...

2. Я вижу, когда меня понимают, если...

3. В моей семье есть/нет взаимопонимания, потому что...

После того как все участники составят предложения на заданные темы, по каждому из этих предложений проводится обсуждение. В конце дискуссии подводится итог.

Упражнение «Скульптура семьи»

Все участники разбиваются на команды (от 7 до 10 человек), в каждой выбирается ведущий, который из остальных членов команды моделирует семью, где царит идеальное взаимопонимание.

После того как все команды создадут свою модель семьи, они показывают ее всем остальным участникам тренинга.

В конце проводится обсуждение:

• Все ли чувствуют себя на своем месте в данной ситуации?

• Хотел бы кто-нибудь жить в такой семье?

Вопросы к занятию

• Как вы влияете на психологический климат в вашей семье?

• Что может способствовать улучшению взаимопонимания в вашей семье?

• Какой психологический климат вы можете создать в своей семье?


 * Р.В. Овчарова. Справочная книга школьного психолога. – М.,1993, с. 140–152.

** Эрик Берн. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – СПб. – М.,1998.