Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №5/2006


ИЗ ПЕРВЫХ РУК

С позиции ребенка

В предыдущем номере «Школьного психолога» мы начали разговор о работе белорусских психологов. Сегодня мне хочется рассказать о психологической экспертизе школьных учебников, которая проводится в Белоруссии уже давно и о необходимости которой так много говорят российские психологи. Осуществляется она отделом прикладной педагогической психологии минской Академии последипломного образования по заказу Министерства образования республики. В ряде регионов России психологи тоже ведут такую работу, но происходит это спонтанно и, как правило, является местной инициативой. На государственном уровне все ограничивается лишь выступлениями с высоких трибун.
О том, насколько важна такая работа не только для учеников, но и для авторов учебников, мне рассказали Елена Осипова (начальник отдела прикладной педагогической психологии) и Елена Чумаченко (методист высшей категории). Сотрудников отдела приглашают для участия в работе экспертного совета Министерства образования Беларуси, причем психологи оценивают учебники после того, как они одобрены министерством и прошли проверку в экспериментальных школах и классах. После завершения эксперимента проходит обсуждение его результатов, на котором кроме авторов, присутствуют эксперты, в том числе и психологи.
При оценке учебников психологи из Академии последипломного образования взаимодействуют со специалистами из Национального института образования. «Когда мы занялись экспертизой учебников, то воспользовались разработанной коллегами схемой. В нее хорошо вписывались результаты нашей экспертизы, анализ структурных компонентов учебника, его мотивационная составляющая. Сначала мы опасались, что наши замечания не понравятся авторам, ведь взгляды психологов отличаются от взглядов педагогов и научных работников, – вспоминает Елена Осипова. – Но наши опасения были напрасны».
Правда, опираться только на собственное мнение сотрудники отдела не стали. В качестве экспертов выступали и дети. Мнения этих «экспертов» оказались наиболее ценными: школьники могли сравнивать предлагаемый им для оценки учебник с тем, по которому им приходится заниматься постоянно. Не были забыты и такие значимые участники образовательного процесса, как родители: проводился опрос тех из них, чьи дети занимались по экспериментальному учебнику.
Полученные материалы обобщались, анализировались, и на их основании составлялось совокупное мнение, которое учитывалось при проведении экспертизы. С результатами экспертизы психологи обязательно знакомили авторов. Примечательно, что те не только внимательно выслушивали все замечания, но и были благодарны критикам, поскольку получили возможность учесть позицию и ребенка, и родителей. Психологи считают очень важным показать, для кого написан учебник – для ребенка или для взрослого. По их мнению, очень часто авторы пишут свои учебные пособия не для детей, а для взрослых, а должно быть наоборот.
Секреты проведения экспертизы специально для читателей «Школьного психолога» раскрыла Елена Чумаченко:
«Начинали мы с того, что в буквальном смысле слова взвешивали учебник, клали его на весы. Ведь детям приходится носить с собой большое количество книжек, а если это будут огромные «кирпичи»?! При оценке любого учебного пособия мы стараемся прежде всего встать на позицию ученика. Сначала мы оцениваем общее впечатление, которое производит книга: ее обложка, шрифт, оформление. Но главным критерием для нас является соответствие возрастным возможностям ребенка, особенностям его восприятия и усвоения материала.
Мы всегда рекомендуем авторам использовать ту информацию, восприятие которой доступно детям. При анализе учебника по информатике мы, в частности, обратили внимание авторов на то, что лучше объяснять сложный материал, приводя забавные примеры из жизни. И они включили в пособие много смешных моментов, например задачу на составление алгоритма поедания драников, снабдив все это рисунками. Это очень оживило учебник!
Важным критерием оценки является количество заданий. возрастным возможностям ребенка должно соответствовать даже количество слов в инструкции. Она должна быть простой и четкой.
Часто мы просим, чтобы авторы придерживались при составлении учебника единого стиля. Когда разные параграфы пишутся разными людьми, каждый представляет свою концепцию, взгляд на проблему, свои задачи, не обращая внимания на соавторов, то ребенку приходится постоянно перестраиваться с одного стиля на другой. Это все равно что постоянно менять учителей. И нам удалось доказать, что это мешает ребенку. Теперь такие учебники направляются на доработку».

Ольга РЕШЕТНИКОВА
отдел прикладной педагогической психологии
Академии последипломного образования,
г. Минск,
Республика Беларусь
E-mail: psyh_lab@academy.edu.by