Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №5/2006


ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Двадцать минут в кабинете психолога

Рис. Е. Медведева

Откровения подростка

14:10

Стоп!

Как легко и тяжело сказать это слово! Если бы я лучше мог владеть им, не сидел бы сейчас в этом мягком кресле и не рассматривал игрушки, висящие на стенах, как в кабинете детского врача в поликлинике, не переживал бы, что, если классуха проболтается родителям, они решат, что я психопат! Но ведь это не так! Мне самому интересно, что тут к чему, как устроена эта система. Если бы мне не было интересно, я бы ни за что не попал сюда. Ничто, а уж тем более никто и никогда не заставит меня делать то, чего я не хочу!

14:13

Смотрю в окно. Бегают, носятся, играют в снежки, как маленькие. «Несносные ребятишки». Смотря из этого окна, чувствуешь себя на ранг выше и опытней. Сейчас как вылезу в форточку, как заору на них: «Сумасшедшие! Сумасшедшие! Ясно?» Она ведь, наверное, частенько так сделать хочет, копаясь в своих, а точнее, в наших бумажках с дурацкими вопросами и нашими такими же ответами. Я знаю, что ребята так отвечают на эти тесты, чтобы позлить ее, посмеяться, обмануть, выставить себя очень крутыми. А она? Из года в год вопросы одни и те же. За школьный курс я выучил их почти наизусть. Неужели ждет момента, когда что-нибудь изменится? Неужели думает, что выявит таким образом какие-то только ей знакомые отклонения? Иногда мне кажется, что, выходя из кабинета, она просто выбрасывает наши листочки. Иначе зачем они ей без нашего дальнейшего участия, без нашего интереса? Ей просто повезло, что я пришел сам и согласился остаться. А то общалась бы круглый год с нашими искаляканными бланками.

14:18

Она такая, просто вся из себя! Будто нет у нее проблем вовсе. Ни с мужем, ни с детьми, ни с работой — идеальный образчик человеческой расы. Хотел бы я знать, как достигнуть такого, как людей учат быть примером душевного равновесия? А вдруг она самый несчастный человек на свете? И нет у нее ни мужа, ни детей, да и работа в школе наверняка не предел ее мечтаний. Иногда думаю, зачем она тут сидит, какой «понт»? Мило улыбается, игнорирует мои истерики, на все один ответ: «На самом деле ты очень хороший! Я-то знаю!» — и подмигивает, как поросенку, которого зарежут через пару часов. Может, она хочет, чтобы никто не повторял ее ошибок, или пытается уйти от своих проблем, разгребая чужие? Не может же быть, чтобы ей просто нравилась такая работа!

14:19

В прошлый раз, когда я ждал ее с совещания (она что, нарочно оставляет меня так надолго каждый раз в кабинете, один на один с витающим тут повсюду духом психологического здоровья?), я читал названия книг на полках. На минутку мне показалось, что я попал в зоопарк, где вместо обезьянок — люди. Их изучают, проводят эксперименты, опыты, а потом пишут книги с названиями «Трудный подросток. Причины его конфликтов в семье». Это что-то вроде «Сурок обыкновенный. Помощь при одомашнивании и ручном кормлении». Неужели ученые уже все изучили — любовь, дружбу, общество в целом?.. Неужели теперь все заранее известно? Я так и представляю, как она приходит, садится и начинает грозить мне наманикюренным пальчиком: «Все знаю про тебя, Васечкин! Все! И прошлое из тестика! И будущее из диагностички! И что на сердце у тебя по твоим «шедевральным» рисуночкам!»

14:23

Пусть думает, что так и есть. Не поверит же мне, если начну утверждать обратное. Или правду вообще не скажет, решит, что юношеский максимализм. Мне противно. Неужели она все-таки думает, что все причины моих проблем: побегов из дома, пьянок, протеста, лжи — в общем, всего моего «трудного» поведения можно описать? Я сам не знаю и половины, не могу разобраться, почему хочется кричать в тот или другой момент. А она и подавно не должна! Или она мне боженьку заменяет? Как в средние века: исповедуйся, сынок, и можешь идти грешить дальше со спокойной совестью. Может, просто теперь святых отцов начали называть по-другому, потому что ими стали женщины в большинстве? И она только делает вид, что знает все и все может?

14:25

Ну где же она? Когда она приходит, моя ненависть сразу отступает, она хитрая. У нас соревнование на самом деле. Кому расскажу — не поверят! Называется: «Кто кого отгадает быстрей». Это что-то вроде: «Анна Павловна, вы сегодня такая красивая!» А она: «Отпустить тебя пораньше, Андрей?» Но это легко, она ведь очень хорошо знает людей, и зачастую мне надо много времени, чтобы понять, что она имела в виду.

14:26

Когда думаю, что она могла бы быть моей матерью (ругать меня за прогулы, курение, орать, плакать, корить), становится стыдно. Я никогда ни с кем такого возраста по душам не разговаривал. И не собираюсь. А ей тут все выкладываю. И тихо так сижу, жду ее реакции. Вначале почти ничего, а с каждой встречей — все больше и больше. Даже не знаю, как так получается. Сижу и думаю, разгадает она меня на этот раз или нет, могла она представить, как у меня все запутано, или видала ситуации похлеще? И надеюсь про себя, что все, что я говорю ей, больше не узнает никто. Странно, но я ей доверяю. Правда, меня частенько бесит, когда она пытается изобразить из себя моего ровесника, встать со мной наравне и смотреть из моих глаз. Это выглядит нелепо. Просто глупо. Невозможно, и все тут. Она старше меня, она другая.

14:28

Интересно, думает ли она обо мне после наших бесед? Я обычно потом ни о чем не думаю. Не хватает сил. Будто из меня что-то высыпали, и приходится потихоньку собираться вновь. Приходишь домой — нашел один кусочек, видишь друзей — второй, потом школа, двор… Да мало ли где я раскидан. А вот если бы, скажем, очутился я на острове и пробыл там годика три — не собрал бы себя прежнего вовсе. Я бы спросил ее мнение. Но кто она мне? Не друг, не подружка, не учительница, не мама, в конце концов. Она просто зарабатывает себе на жизнь на моих проблемах. Пора бы привыкнуть, Андрей. А ты вечно мечтаешь о заоблачных высях. Я ведь тоже пользуюсь этим, чтобы хоть кому-то высказаться. И получить хоть какой-то ответ. Так что мы квиты.

14:30

Стоп!

Я полон противоречий, эмоций, слов и мыслей. Я давно взорвался бы, будь я атомной бомбой. Я все-таки решусь и спрошу ее, как она спасается, держит себя в руках, а заодно проверю свою теорию. Меня так и разрывает от интереса, какая она внутри и есть ли у нас похожие проблемы…

А пока сбегаю за шоколадкой, чтобы приятней говорить было. И записку оставлю.

14:31

«Вы такой же человек, как и я. Следовательно, тоже любите сладкое. Я быстро, туда и обратно (не как Хоббит).

Андрей»

Андрей ВАСЕЧКИН,
ученик 11-го класса, г. Минск,
Республика Беларусь