Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №6/2006


КОЛЛЕГИ

О ПОЛЬЗЕ СРАВНЕНИЯ

Общение с белорусскими психологами, работающими в системе образования
(см. «Школьный психолог», № 4, 2006), навело меня на грустные размышления. Чем больше я проникалась жизнью белорусских коллег, тем больнее становилось за отечественных специалистов. Действительно, все познается в сравнении! Ну почему психологи Белоруссии могут спокойно жить и работать, тогда как российским приходится постоянно становиться в оборонительную позицию, доказывая свою необходимость образованию?

«Нас в жизни не бывает, но мы на свете есть...»

Посещая различные совещания, конференции и круглые столы постоянно вспоминаешь слова А.Блока: «И вечный бой, покой нам только снится…»: большинство психологов образования России заняты постоянной борьбой за выживание. Их судьба зависит от федеральных реформ, позиции местных властей, а главное — от настроения директора школы.

На мой взгляд, за пятнадцать лет своего существования психологи образования России уже не раз доказали свою нужность и школе и ребенку, так же как и свои возможности и профессионализм. Но всякий раз с малейшими изменениями в системе образования это приходится делать заново. В нашей стране уже сформировалась система психологической службы в образовании, которая существует в автономном режиме, без всякой поддержки и руководства извне, приспосабливаясь к внешним и внутренним изменениям. Парадоксально, но российские психологи, каждый на своем конкретном месте, пытаются решать задачи, которые не решены на федеральном уровне.

Все меньше находится специалистов, которых удивило бы то, что психологу необходимо заниматься мониторингом, экспертизой и проектированием отдельных звеньев образовательного процесса. Внутри своей ячейки (а это может быть школа, район или большой регион) они активно занимаются этими видами деятельности. И это происходит несмотря на то, что руководители образования часто вообще не ставят перед психологами никаких задач. Создается впечатление, что там, «наверху», в реформированной структуре управления образованием про психологов просто забыли! И нам ничего не остается, как самим или через различные общественные объединения отслеживать потребности современного образования и удовлетворять их.

Прошедший год показал, что никакой вертикали психологической службы в государстве не существует. Нет даже отдельного представителя этой службы в Министерстве образования и науки России. А все попытки собрать на совещание представителей регионов решали только одну задачу: напомнить «начальству» о том, что мы еще есть и мы многое можем.

Как все начиналось

А.Н. Сизанов – один из основателей психологической службы в Беларуси

А.Н. Сизанов –
один из основателей
психологической службы
в Беларуси

Старт развитию психологической службы в системе образования России и Белоруссии был дан одновременно: в соответствии с приказом Министерства образования СССР от 1.11.88 г. была начата подготовка практических психологов для учреждений образования в двенадцати вузах страны. Среди них был и Минский государственный педагогический институт им. М. Горького (в настоящее время — Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка).

В 1994 году здесь был открыт факультет психологии, который ежегодно готовит около 700 специалистов-психологов. Кстати, основоположником психологии в системе образования в Белоруссии по праву считают Л.С. Выготского, который, опередив время, создал во время своей работы в техникуме г. Гомеля первый психологический кабинет.

Затем наступил период, когда российская и белорусская системы образования развивалась в «параллельных мирах», и сейчас, спустя более чем 15 лет, можно сравнить то, что получилось.

Начнем с самых главных вопросов, точнее — «горячих точек» деятельности психологов: нормативно-правого и научно-методического обеспечения, возможности повышения своего профессионально уровня, да и просто спокойной, нормальной творческой работы. Российские специалисты переживают сейчас период «беззакония», объясняющегося тем, что с ликвидацией Министерства образования России все изданные им приказы утратили силу. Действенными остаются лишь инструктивные письма.

Совершенно иная ситуация у белорусских коллег.

Служба должна развиваться!

С начала 90-х годов в Белоруссии постепенно формируется нормативно-правовая база деятельности психологов учреждений образования. Для ее разработки создаются временные научные коллективы, образованные по инициативе Министерства образования. Главным результатом этой деятельности стала разработка образовательного стандарта по практической психологии.

В соответствии с приказами Министерства труда и Министерства образования республики с 1996 года в начальных, базовых и общеобразовательных школах введена должность психолога (с 1998 года — педагога-психолога). Появились они и в профессионально-технических учебных заведениях, и в отделах воспитательной работы с молодежью высших учебных заведений. Пять лет назад должность педагога-психолога появилась во всех типах дошкольных учреждений Беларуси. Эти специалисты работают и в учреждениях внешкольного воспитания и образования, детских спортивных школах и оздоровительных лагерях.

Кроме того, психологическую помощь детям и родителям в системе образования оказывают 112 центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР), 31 социально-педагогический центр (СПЦ), 94 детских социальных приюта, 3 социально-психологических реабилитационных центра для населения, пострадавшего от аварии на Чернобыльской АЭС.

Как рассказал мне А.Н. Сизанов, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии и педагогики Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы», в Белоруссии нет специального положения о службе практической психологии в образовании. Роль этого документа выполняет приказ министерства образования республики Беларусь «О совершенствовании деятельности педагогов-психологов и психологической службы системы образования» от 13 августа 1998 года.

В нем не только четко прописывается структура психологичеыской службы на различных уровнях (областном, муниципальном, районном, а также в отдельных учебно-воспитательных учреждениях), но и определяется система методического руководства подразделениями службы (областные, городские, районные методические секции), задача которых — повышение профессионального мастерства педагогов-психологов и распространение опыта их работы. Каждому управлению образования в обязательном порядке предписывается разрабатывать и утверждать в органах местного управления перспективные региональные планы развития психологической службы в системе образования.

Оборудование и инструментарий

В этом документе нашлось место и научно-методическому обеспечению специалистов. В обязанности Национального института образования входит постоянное обновление перечня необходимых психодиагностических методик, которые можно использовать в работе педагога-психолога учреждения образования. А Научно-методическому центру учебной книги и средств обучения, Академии последипломного образования, Республиканскому институту профессионального образования делегируется право ежегодного обобщения опыта работы психологической службы системы образования и содействия его распространению.

Этой задаче отвечает также разработка положения и проведение конкурса «Психолог года».

В приложениях к Приказу содержатся такие документы, как «Примерное распределение недельного рабочего времени педагога-психолога», «Этические нормы деятельности педагога-психолога», «Профессиональные права педагога-психолога» и «Критерии оценки эффективности деятельности педагога-психолога и организации психологической службы образования».

Существует и специальный приказ Министерства образования Республики Беларусь «Об утверждении положения о кабинете психологической службы учреждений образования» от 13 августа 1998 года. В нем указано, что областные и городские управления образования, высшие и средние специальные учебные заведения, республиканские внешкольные учреждения обязаны «обеспечить в учебно-воспитательных учреждениях выделение и оборудование помещений для кабинета психологической службы в соответствии с утвержденным положением и создать условия для оптимального режима его работы, максимально учитывающего запросы детей, учащихся, студентов, преподавателей, воспитателей и родителей».

В тексте положения содержатся разработки и рекомендации по техническому оснащению, интерьеру и методическому инструментарию, а также перечень необходимой документации.

Особо отмечено, что «кабинет психологической службы должен иметь нетрадиционную форму, создавать уютную атмосферу и вызывать положительные эмоции».

Среди документов, определяющих деятельность психологов, работающих в центрах, существуют, в частности, «Методические рекомендации по упорядочению деятельности центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации», где также есть перечень необходимой документации и приложение, в котором представлены необходимые разработки: журнал диагностики, журнал консультаций психолога, журнал учета групповых и индивидуальных форм работы. Всем, кого заинтересовали эти документы, советую зайти на сайт Министерства образования Республики Беларусь: www.minedu.unibel.by.

Приказы надо выполнять

Обобщая все перечисленное выше, можно отметить, что белорусским коллегам созданы достойные условия для работы. Сама психологическая служба представляет систему, в основе которой лежат управленческая и методическая вертикали. Служба охватывает все уровни образования: начиная от дошкольного и кончая вузовским.

Педагог-психолог каждого учебного заведения организационно подчиняется руководителю образовательного учреждения, а методическую помощь и контроль качества его работы осуществляет методическая служба. В каждом городском и сельском районе есть инспектор, который по закону должен иметь психологическое образование. Если же такого человека нет, то методическое руководство осуществляют специалисты центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

Непосредственное оказание помощи детям проводится продуманно и профессионально. Если в учреждениях образования психологи больше занимаются развивающей и профилактической работой, то серьезная помощь (особенно в сложных случаях) оказывается в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. В них есть все необходимые для этого специалисты. В социально-психологических центрах проводится работа с детьми «группы риска», ребятами из неблагополучных семей, детьми, оставшимися без попечения родителей или попавшими в сложную жизненную ситуацию.

Российские психологи могут позавидовать и отлаженной системе повышения квалификации, которая существует в Белоруссии. Этим занимаются несколько учреждений образования. Психологи школ и дошкольных образовательных учреждений имеют возможность раз в два года проходить обучение в Академии последипломного образования, выбрав наиболее интересную для себя тематику. Что касается психологов среднего и высшего профессионального образования, то они имеют возможность повышать свою квалификацию в Республиканском институте профобразования и Республиканском институте высшей школы.

В этих учебных заведениях предусмотрены обучающие курсы и для социальных педагогов. Эти специалисты также трудятся во всех учреждениях образования в тесном взаимодействии с психологами. Они работают с трудными детьми, с семьями, занимаются организацией досуга детей, их творчеством, взаимодействуют с органами общественного самоуправления, молодежными объединениями.

Во время моего пребывания в Белоруссии мне удалось убедиться, что приказы и распоряжения здесь выполняются без промедления. Ведь каждый пункт этих документов содержит конкретные сроки и фамилию исполнителя, которому и придется реально отвечать в случае невыполнения того или иного распоряжения.

В прошлом номере газеты мы уже знакомили читателей с тем, как проводится экспертиза учебников в Белоруссии. Второй год все учебные заведения республики участвуют в мониторинге развития познавательных процессов у детей и сформированности у них психологических качеств личности. В отличие от многострадальных российских коллег, белорусские психологи имеют для этого весь необходимый инструментарий и отлаженную систему обработки и передачи информации.

В качестве перспективного направления развития психологической службы Беларуси А.Н. Сизанов назвал компьютеризацию работы психологов, включающую оснащение всех кабинетов компьютерами и специальными программами, которые помогали бы обрабатывать результаты диагностики и мониторинга, фиксировать и анализировать полученную информацию.

В целом у меня создалось впечатление, что психологов здесь ценят, уважают, стараются всячески защищать и поощрять. Результаты этого не заставляют себя ждать, в чем можно убедиться, полистав номера «Школьного психолога» или посетив Неделю школьной психологии в «Орленке». Никто не станет отрицать, что разработки и публикации белорусских коллег отличаются яркостью и глубиной. Так что сравнение условий работы российских и белорусских специалистов явно не в пользу соотечественников.

Новый поворот

Я уже заканчивала этот материал на пессимистической ноте, когда узнала, что психологическая служба образования России постепенно совершает новый поворот в своем развитии. Про нас опять вспомнили!

В Министерстве образования и науки РФ наконец-то появился человек, который будет отвечать за деятельность психологической службы. Это хорошо известная нашим читателям по рубрике «Читатель на приеме» Т.Ю. Федотова (кандидат психологических наук, главный специалист отдела воспитания и дополнительного образования детей).

Я уже держала в руках первый документ, который утверждается сейчас в министерстве: «План мероприятий Минобрнауки России и подведомственных ему Рособразования и Рособнадзора по развитию службы практической психологии образования на 2006–2008 годы». В него включен комплекс мероприятий по развитию нормативно-правового обеспечения службы практической психологии, в том числе: разработка проектов федеральных законов по совершенствованию психолого-педагогической и медико-социальной помощи в образовательных учреждениях РФ, внесение дополнений и изменений в «Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации», разработка «Положения о межрегиональном научно-методическом центре службы практической психологии федерального округа РФ», а также документы по аттестации, лицензированию и сертификации деятельности педагогов-психологов и используемого ими инструментария и много других материалов, о которых так долго мечтали российские психологи.

Приятно, что в «план мероприятий...» включены практически все основные предложения, содержащиеся в Резолюции II Национальной научно-практической конференции «Психология образования: региональный опыт», о которой мы подробно писали в № 2 «Школьного психолога».

Более конкретную и точную информацию мы узнаем непосредственно от Т.Ю. Федотовой, интервью с которой планируется напечатать в одном из ближайших номеров нашей газеты.

Ольга РЕШЕТНИКОВА