Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №6/2006


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Учимся решать проблемы.
Программа развития проектного мышления
у младших подростков

М.Р. Битянова,
Т.В. Беглова
М.: Генезис, 2005

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.
В последние годы проектная деятельность все шире включается в традиционную школьную практику. Эта форма работы способствует успешности с точки зрения не только освоения школьником академической программы, но и приобретения им адекватных социальных навыков. Последнее обусловлено тем, что личностная окраска проблемы, над которой учащийся работает, оказывает серьезное воздействие на его убеждения и, опосредованно, на поведение.
Пособие М.Р. Битяновой и Т.В. Бегловой, продолжающее одну из предыдущих работ коллектива («Профессия — школьник. Программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников»), является действительно практико-ориентированным. Оно, как говорится, полностью готово к употреблению, и то, что в комплект, помимо самого пособия, входит рабочая тетрадь для школьников, делает его еще более удобным в работе. Пособие включает описание учебного психологического курса и сценарии учебных занятий, а также подробную разработку сюжетно-ролевых игр.
Курс состоит из трех частей, первая из которых направлена на формирование навыков сотрудничества и знакомство с понятием «проблемная ситуация». Цель второй — знакомство с типами проблемных ситуаций. В этой части, которая, кстати, самая большая по объему, обучение способам решения проблем осуществляется на практических примерах, например проблемах, которые возникают в процессе взаимодействия людей друг с другом. Третья часть — отработка навыков распознавания и решения проблемных ситуаций.
Учебный курс разработан с учетом специфики работы в школе, то есть каждое занятие продолжается 40 минут (1 урок), а сюжетно-ролевая игра, которую рекомендуется проводить во второй половине дня, — 90 минут.
Авторы рассматривают развитие проектного мышления как «важную образовательную задачу школы, над решением которой должны работать различные школьные специалисты, используя для этого... урок, время самоподготовки, проектную работу, факультативные часы». С этим нельзя не согласиться. В наше время, когда доступна едва ли не любая информация, главным становится умение понять, что именно необходимо для выхода из проблемной ситуации. Не менее важно и то, что развитие проектного мышления способствует формированию умения определить проблему, преобразовать ее в цель своей деятельности и проанализировать полученный результат. Полученные при этом навыки могут найти применение не только в учебе, но и в повседневной, в том числе профессиональной деятельности.
В качестве пожелания авторам: хотелось бы увеличить объем теоретического раздела, посвященного особенностям проектного мышления и его развития в условиях школы.

Вадим РОДИОНОВ