Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №7/2006


ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК

Юмор и умственные способности

Исследовательская работа учениц 3-го класса

В ГОУ № 1611 Северного округа г. Москвы проводится экспериментальная работа по программе А.И. Савенкова: «Одаренный ребенок в массовой школе». Одно из направлений такой работы — развитие исследовательских способностей дошкольников и младших школьников. Все дети в течение учебного года самостоятельно делают творческие проекты. Для своих исследований они выбирают разные темы, есть среди них и темы по психологии: поведение одноклассников на переменах, умственные способности кошек и собак, модели идеальных учителей и одноклассников.

Мы представляем исследовательскую работу третьеклассниц — Ани Безменовой и Кристины Шпунтовой.

Всем известно, что умные люди обычно любят шутить, умеют это делать и хорошо понимают шутки. А когда о человеке говорят, что он не понимает шуток, то считается, что он глуп. Мы решили узнать, связано ли умение школьника шутить и понимать шутки с его умственными способностями и успехами в учебе. Исследование мы проводили среди одноклассников. Всего в нашей работе участвовало 25 человек.

Сначала мы решили выяснить, как наши одноклассники оценивают способности друг друга к юмору. Для этого мы дали каждому участнику эксперимента таблицу со списком одноклассников и попросили поставить каждому отметку за чувство юмора.

Собрав заполненные таблицы, мы провели расчеты. Нам помогли вычислить средний бал каждого ученика в нашем классе. Восемь ребят получили очень высокие оценки, а шесть — очень низкие.

Мы сопоставили полученные данные со школьными оценками каждого. Конечно, мы не считаем, что тот, у кого хорошие оценки в школе, обязательно самый умный, есть умные ребята, которые получают тройки и даже двойки. Но мы не могли иначе проверить умственные способности. У нас получилось, что все ребята, которые плохо успевают в школе, имеют низкие оценки за юмор. А самые высокие оценки за юмор не у отличников, а у тех, кто учится чуть лучше среднего.

Мы решили продолжить свою работу. Хотим попробовать повысить восприимчивость наших одноклассников к юмору, возможно, это поможет всем нам стать умнее и позволит учиться лучше.

В качестве первого шага мы собрали анекдоты о школе, о детях и животных. Пользовались мы разными источниками: расспросили учителей и психологов нашей школы, опрашивали ребят и взрослых, читали книги и детские журналы («Мурзилка», «Классный журнал», «Микки Маус», «Тошка и компания»).

Представляем свой материал. Давайте посмеемся...

Пример таблицы для оценки

Имя Чувство юмора отсутствует.

«Шуток не понимает и шутить не умеет»

Плохое чувство юмора.

«Понимает шутки, но плохо, шутит тоже плохо»

Хорошее чувство юмора.

«Умеет шутить, но не понимает, когда шутят над ним»

Отличное чувство юмора.

«Умеет шутить и может посмеяться над собой»

— Мама, купи собачку!

— Нет!

— Ну пожалуйста, купи!

— Я же сказала, нет! Продай кому-нибудь другому!

Медосмотр в школе.

Врач спрашивает первоклассника:

— У тебя есть какие-нибудь жалобы на уши и нос?

— Есть. Они мне мешают свитер надевать.

Отец — сыну (строго):

— Ты когда, балбес, исправишь плохую отметку в журнале?

— Папа, я уже третий день пытаюсь это сделать, а Мариванна с журнала глаз не спускает.

— Папа, ты очень понравился нашей учительнице!

— С чего ты взял?

— Она опять хочет тебя видеть!

Волк остался бы жив, если бы не заговорил в темном лесу с незнакомой девочкой в красной шапочке...

Папа мальчика звонит своему соседу:

— Вы уже сделали домашнее задание?

— Да!

— Дайте списать!

«Новый русский» смотрит тетрадь своего сына.

— Что-то я не въезжаю — написано: «Классная работа», а стоит — два!!!

Школьник приходит к школьному врачу.

— Доктор, у меня грипп. Что вы мне посоветуете?

— Стань от меня подальше!!!

Сын «нового русского» вернулся после первого дня в школе расстроенным.

— Папа! Как же так? Стулья жесткие, питание так себе, а все говорят: «Первый класс, первый класс...»

В школе изучают способы первой медицинской помощи.

— Юра, что бы ты сделал, если бы твой младший брат проглотил ключ?

— Я бы лазил в дом через форточку!

Во время прогулки еж обнаружил на обочине проколотую шину и обрадовался: «Наконец-то наши победили!»

Последний день в школе.

Учитель просит учеников собраться вместе для группового фото.

— Встаньте ровнее, — говорит он, — чтобы через 30 лет поглядеть на фото и сказать: «Вот Аня, она теперь адвокат, вот Вова, он теперь пилот, вот Лена, она теперь врач...

— А вот, — раздается голос из последнего ряда, — наш учитель, он теперь скелет!

А еще мы нашли в книжках смешные загадки.

Австралийская юмористическая загадка

Скажите-ка, дети, почему мамы-кенгуру так не любят дождливые дни?

Понятно, почему: ведь тогда малыши резвятся дома. В кармане.

Английские юмористические загадки

Дети, что такое длинное, желтое и все время показывает на север?

Это намагниченный банан.

Почему слон серый, огромный и весь в морщинах?

Потому что если бы он был маленький, белый и гладкий, то это был бы не слон, а таблетка аспирина.

Что не существует, но имеет название?

Ничего.

Кем ты станешь в двадцать лет?

Двадцатилетним человеком.

Чем кончается ВСЁ?

Буквой «ё».

Наталья САВЕНКОВА,
психолог ГОУ № 1611, г. Москва