Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №8/2006


КНИЖНЫЙ ШКАФ

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
для  подростков и родителей

 

А.Г. Грецов
СПб.: Питер, 2006

Первая книга, посвященная психологии подростка, увидела свет более ста лет назад, и с той поры психологами написаны сотни и тысячи книг на эту тему. Поначалу ученые мужи писали эти труды друг для друга, позднее переключились на просвещение родителей и лишь совсем недавно стали обращаться непосредственно к тем, кто и составляет предмет их профессионального интереса, — к подросткам. Таким образом, любая книга о подростках, как правило, ориентирована на один из трех сегментов разнородной читательской аудитории. Новая работа питерского психолога А.Г. Грецова представляет собой смелую попытку обращения сразу к двум адресатам — как к самим подросткам, так и к их родителям (ничего нового для ученой аудитории книга не содержит, да автор такой задачи и не ставит).
Сама по себе идея сколь интересна, столь и спорна — слишком уж разные ожидания связывают отцы и дети с литературой такого рода. Удается ли автору удовлетворить ожидания тех и других? Увы, скорее нет — перед нами вполне ожидаемый итог «погони за двумя зайцами». Попытка рассказать подросткам о них самих, а заодно и просветить их родителей оказывается фактически безадресной. Да и название книги ожиданий не оправдывает — слово «практическая» по отношению к психологии сегодня стало своего рода ритуальным заклинанием, произносимым к месту и, как в данном случае, совершенно не к месту — никаких конкретных практических рекомендаций книга не содержит. Она представляет собой вполне традиционный просветительский очерк, весьма добротный, но далеко не оригинальный.
(Дабы исчерпать претензии к книге, можно поворчать и на ее оформление — иллюстрации, стилизованные под детские рисунки, оставляют впечатление любительских каракулей.)
Сказанное, впрочем, не означает, будто книга не хороша и читателя не заинтересует. Просто, образно говоря, поставив перед собой трудно выполнимую задачу — с середины реки докричаться до двух ее берегов, автор рискует оказаться не услышанным ни на одном, ни на другом. И это достойно сожаления, поскольку прислушаться к нему следовало бы. И прежде всего школьным психологам — тем, кто, подобно автору, пытается перекинуть мостик между дальними берегами. В своей небольшой работе автор доступно излагает ключевые идеи, касающиеся психологических особенностей подросткового возраста. При этом он опирается на множество научно-психологических источников (что юного читателя вряд ли подкупило бы) и на собственный профессиональный опыт — как настоящий практический психолог, автор с освещаемыми проблемами знаком не понаслышке.
При том, что занимательности, столь ценимой подростками, книге явно недостает, ее содержание с точки зрения психологической практически безупречно. Лет сто назад такую книгу назвали бы «Психология подростка в кратком общедоступном изложении». Именно в этом качестве она может быть весьма полезна всем, кто хотел бы расширить и систематизировать свои знания по этой теме. Несомненно, многие школьные психологи относятся к этой категории читателей. Ознакомившись с новой книгой, они не будут разочарованы. А вот станут ли рекомендовать ее подросткам и родителям? Наверное, большинство скорее предпочтет ее фрагментарно пересказать — для каждой аудитории по-своему.

Сергей СТЕПАНОВ