Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №9/2006


НАШИ ДЕТИ

Вот уже более 10 лет по роду своей деятельности мне приходится «жить» и в школе, и рядом со школой, и рядом с детским садом… Работая в психолого-педагогическом центре, куда приходят родители исключительно проблемных детей, можно составить ложное представление о том, что у всех детей есть те или иные проблемы: адаптации, обучения, взаимодействия со сверстниками и так далее и тому подобное. И тут очень важно остановиться и задать вопрос, в первую очередь самому себе: а что, действительно у всех детей (ну почти у всех) есть проблемы?
Обо всех не скажу, поскольку ответ зависит от того, что мы, взрослые, и в особенности психологи, подразумеваем под понятием «проблема».
Но есть категория детей, про которых однозначно можно сказать, что им очень непросто и они нуждаются в нашей помощи. Речь пойдет о первоклассниках и о том, как школьный психолог может помочь первоклассникам прожить адаптационный период. И, с нашей точки зрения, делать это надо не в сентябре, а именно в апреле-мае.

КАК МИНОВАТЬ КРИЗИС ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ

Почти нормативный страх

Зайдем издалека.

Вот, например, ребенок дошкольного возраста, трех-четырех лет, который уже некоторое время ходит в детский сад. Он вроде бы уже адаптировался к такой коллективной жизни, но чего он больше всего боится? Он боится, что его не заберут из садика… И тут дело даже не в том, что у малыша есть подобного рода «опыт» забывания в детском саду, а в том, что это почти нормативный страх, связанный одновременно с развитием самостоятельности, эмоциональной экспансии в незнакомый до того мир и потребностью в поддержке внутреннего психологического ресурса со стороны близких взрослых. Это своего рода «игра», но игра неосознаваемая, позволяющая ребенку, имеющему поддержку близких — уверенность в их стабильном отношении (не забудут взять из сада), — осваивать мир новых отношений в более широкой социальной среде. Уже позже, лет в пять, ребенок (из условно нормативной в социальном отношении семьи) даже перестает задумываться, придут ли за ним, и если приходят рано или «не вовремя» — даже не хочет идти домой.

А что испытывает ребенок перед 1 сентября? Какие чувства и мысли его обуревают?

В последнее время все чаще приходится констатировать, что к своим законным семи годам почти половина детей, в особенности мальчиков, оказывается психологически не готова к началу регулярного обучения. Технически чаще готова, а с точки зрения зрелости всех предпосылок, необходимых для успешной адаптации, — нет, то есть отмечается незрелость регуляторных функций, и как следствие — затруднено «опроизволивание» и поведения, и памяти, и речи…

Но все это может как затруднять, так и облегчать существование ребенка в школе именно в первые два месяца.

Восемь причин тревоги у первоклассников

Мы глубоко убеждены, что первые четыре–шесть недель в школе являются критическим периодом для любого ребенка. Это почти нормативная ситуация, как с малышами в детском саду и их страхами. Ведь и у будущего школьника масса страхов, неуверенности, тревоги.

Можно попробовать понять, почему.

1. Чаще всего ребенок попадает в малознакомое для него место, где он физически должен тратить свой ресурс на своеобразное «ориентирование».

2. Это ориентирование и построение новой для ребенка модели поведения необходимы не только в физическом пространстве, но и в пространстве новых формальных отношений — охранник, дежурный, буфетчица и др.

3. Наличие большого количества незнакомых людей, с которыми надо взаимодействовать, необходимость ориентироваться в пространстве уже неформальных отношений.

4. Недостаточная структурированность школьных правил и прав самого ребенка (плюс отсутствие хорошо знакомых людей, которые в этом отношении могут помочь).

Такая ситуация — «нерасписанность» всех возможных проблем и разрешенных путей их решения — может стать источником истинного стресса для ребенка, ведь ему неоткуда брать новые модели поведения, у него их просто нет в арсенале, а родители часто лишь излишне запугивают детей, считая, что чем жестче они расскажут ребенку о том, как надо вести себя в школе, что там нельзя делать, тем послушнее и правильнее будет его поведение.

5. Повышение своего внутреннего статуса, что также часто не позволяет ребенку обратиться к родителям с простым вопросом, своеобразное неудобство перед близкими, «ведь я уже взрослый».

Подобное повышение собственного статуса, традиционно называемого в педагогике «становлением позиции школьника», именно в начале школьной жизни часто является тормозящим адаптацию ребенка фактором.

6. Значительно возрастающие уже к третьей декаде сентября, а тем более к началу октября образовательные, программные нагрузки, хоть формально и без домашних заданий, но фактически — с ними.

7. Несовпадение ожиданий, то есть того, что ребенок в своем внутреннем плане представлял как ШКОЛУ, и того, на что он на самом деле «напоролся».

8. Нарастание педагогических и родительских претензий к ребенку, вполне объяснимых, поскольку все семь вышеперечисленных пунктов приводят к тому, что ребенок оказывается в ситуации настоящего стресса, усугубляющего его эмоциональное и физическое неблагополучие.

Прививка к школе

В результате всего перечисленного уже к началу октября месяца все — и педагоги, и психологи, и, конечно, родители — видят, что дети уже неуспешны, истощены, расторможены, раздражены, а большинство из них начали просто болеть, даже те, кто продержался в детском саду. То есть налицо все признаки школьной дезадаптации — как поведенческой, так и учебной. Многим специалистам даже известна своеобразная «кривая первой четверти». Мы попытались ее изобразить на рисунке, где самая нижняя точка обозначает максимальную дезадаптацию ребенка для этого периода обучения.

Получается достаточно грустная картинка.

Но! Учитель и школьный психолог вместе могут сделать многое для того, чтобы эти потери свести к минимуму. А если удастся заручиться поддержкой родителей, то можно надеяться, что «кризис первой четверти» пройдет мягко.

Итак, какие меры профилактики возможны к применению?

Обратимся к причинам, которые нам кажутся основными в формировании этой кризисной ситуации.

И в «Школьном психологе», да и во многих специальных педагогических и иных изданиях очень много говорится о том, что в течение первого школьного дня первоклассников знакомят с учителем, со школой, водят по коридорам и кабинетам. Но, как показывает практика, делать подобное знакомство именно в САМЫЙ волнующий, а порой и страшный день, как минимум, не совсем правильно. С нашей точки зрения, такое знакомство, или своеобразная «прививка», должно происходить значительно раньше и уж не в столь необычной ситуации.

В нашей школе подобная прививка как для обычных детей, так и для детей с различными проблемами проходит в двадцатых числах мая, когда младшеклассники уже не учатся, старшеклассники готовятся к экзаменам, а основные проверочные и контрольные работы уже позади. Именно тогда учителя, набирающие первоклассников, или, если такие еще не определились, завуч начальной школы совместно с психологом, воспитателем ГПД и другими «свободными» учителями участвуют в этом заранее подготовленном действии.

Школьная трехдневка

У подобного мероприятия должен быть сценарий и четкое представление о том, сколько времени оно займет. Этот параметр чрезвычайно важен, так как действие, которое длится более полутора часов без перерыва на чай, очень утомительно (см. пункты 1–6). В нашей школе такое действие длится три дня, в нем принимают участие и родители — это даже приветствуется. Ребенок может ходить и не на все дни, но программа раздается заранее.

В первый день удобно, если вначале дети собираются во дворе, играют в постановочные игры, можно вместе с родителями, и лишь после того, как их напряжение несколько спадет, они выпустят пар, их ведут в школу. Последовательность знакомства со школьными помещениями не так важна. Можно, если вначале была прогулка, пойти в туалет, показать, где моют руки, а можно, помыв руки, сразу показать детям школьный буфет, где для них уже подготовлен (родителями) чай с булочками, ведь они проголодались. После этого можно осмотреть свой будущий класс, помочь в наведении красоты, познакомиться с учителем рисования или музыки, спеть песню и… смело идти домой.

А уже на следующий день, сразу придя в класс, послушать, как учитель или воспитатель читает сказку, потом передохнуть (узнав при этом, что можно делать на перемене, можно ли оставаться в классе и т.п.) и пойти на спектакль, поставленный, скажем, пятиклашками. Это может быть спектакль по той же самой сказке, что дети слушали в классе. По ходу сценария педагоги, воспитатели, родители, психолог отвечают на вопросы малышей или сами рассказывают об определенных правилах поведения в разных ситуациях.

Завершить такую трехдневку можно игрой в школу уже в самом классе, где педагог сначала показывает детям свою модель поведения, а потом кто-то из взрослых, чаще всего воспитатель или психолог, задают «типичные» детские вопросы, моделируя иные поведенческие стратегии, продолжая прояснять, что и как делают в школе, как себя вести в различных ситуациях.

Тут самое важное — соблюсти меру и не запутать детей в правилах, правах и обязанностях.

Завершить же всю процедуру длительного знакомства с учителем и школой удобно совместной игрой детей на улице или походом в парк. Важно, что все это время родители могут быть рядом с детьми, а на какие-то мероприятия оставить их одних — тут все зависит и от самой атмосферы, и от того, какие дети оказались в классе. В идеале — по завершении подобного мероприятия у ребят возникает ощущение, что они уже знают что-то о школе, видели разных педагогов, познакомились со своим будущим учителем и воспитателем.

А что в сентябре?

Как понятно из перечисления действий, подобное знакомство со школой именно в мае позволяет разрешить сразу несколько больных вопросов, а не только познакомиться с пространством школы. Благодаря тому что дети уже взаимодействовали в играх и на других мероприятиях, они проходят очень болезненный этап первого знакомства с большим количеством новых людей, и детей в том числе, и в сентябре они приходят уже знающими своих одноклассников.

Помимо этого, они уже частично сориентированы и в пространстве формальных отношений (охранник, дежурный, буфетчица), знают, что делают эти люди, как относиться к их просьбам или замечаниям.

Чрезвычайно важным оказывается и то, что дети ознакомлены с большим количеством правил поведения в различных ситуациях, знают свои права. Это позволяет снять ту нормативно высокую тревожность и неловкость, которая неизменно возникает у первоклашек в первые школьные дни. кроме того, рядом есть уже знакомые люди, которые в этом отношении могут помочь, что-то напомнить, подсказать.

Видя, как другие дети спрашивают родителей и взрослых в школе о том, что им непонятно, ребенок с большим доверием начинает относиться и к опыту своих родителей или бабушек. Конечно, хорошо, если дома родители расскажут ребенку о том, почему было страшно им, когда они первый раз пришли в школу, но тут с родителями должна быть проведена определенная работа психолога. Как всегда, важна не только «доза» этих разговоров, но и сам стиль общения родителя с ребенком — максимально доверительный и не запугивающий. И уж конечно, родителям не стоит (даже если это и правда) с пафосом рассказывать своим малышам, какие они были правильные, послушные, умные…

При такой подготовительной работе, которая естественно продолжается и в сентябре, к моменту нарастания учебной нагрузки дети приходят с совершенно другими психологическими показателями, ведь тот объем сил, своеобразный психоэмоциональный ресурс, который должен был тратиться на адаптацию, остается для решения чисто образовательных задач.

Важно также, что в таком случае то, что ребенок в своем внутреннем плане представлял как ШКОЛУ, оказывается максимально похожим на ту школу, в которую он пришел. Нет обычного несовпадения ожиданий ребенка с тем, что есть на самом деле. Это, в свою очередь, лишает ребенка негативных переживаний — все более или менее предсказуемо, понятно и просчитывается как детьми, так и родителями.

Педагог же за эти несколько встреч выстраивает свою картину, он уже представляет: где и по какому поводу его могут ждать «засады», какой объем помощи и внимания требуется тому или иному ребенку. Это также облегчает его задачи на первых этапах обучения первоклашек.

Таким образом, нарастание педагогических и родительских претензий к ребенку может быть по крайней мере минимизировано.

Мы отдаем себе отчет в том, что подобная прививка не есть панацея от всех проблем в школе. Проблемы, как это хорошо известно, возникают всегда, но очень важно, что уже на этапе вхождения ребенка в школьную жизнь ему можно помочь сохранить свой ресурс.

Может, в этом случае его интерес к самому процессу учебы не «завянет» к концу первого школьного года.

Наталья СЕМАГО,
кандидат психологических наук,
центр «Тверской», МГППУ