Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №10/2006


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Режиссер, сказочник, художник...

Психологическая игра для старшеклассников

Психологам хорошо известны удивительные свойства метафоры, которые могут и должны использоваться в практической психологической работе. Иногда метафоры скрыто появляются в тренингах, а иногда — как в описываемой ниже игре — становятся важнейшим средством получения членами группы обратной связи от других участников. Цели этой игры весьма широки — от прояснения позиций и отношений в группе до развития самосознания и творческих способностей. Ее преимуществом по сравнению со многими психологическими играми является возможность применения в больших по количественному составу группах и относительная автономность: игру «Режиссер, сказочник, художник...» можно провести как отдельную психологическую процедуру со всем классом или, например, отрядом в летнем лагере.

Время на проведение игры — два с половиной часа.

ХОД ИГРЫ

Группа разбивается на 4 подгруппы по 5–7 человек (в случае небольшого количества участников в подгруппы можно включить 3–4 человека). Подгруппы образуют стороны квадрата.

Первый этап. Разогрев

Ведущий. Каждый из вас наверняка смотрел много фильмов, читал много книжек, в том числе сказок, видел много замечательных картин. Все мы с детства приобщаемся к самым разным жанрам искусства. И ведь что интересно — в детстве мы все придумываем разные игры, в которых исполняем порой очень необычные роли, рисуем, сочиняем сказочные истории. Но с возрастом мы почему-то отходим от этих увлекательных дел. И лишь немногим удается профессионально связать свою жизнь с искусством и самим стать творцами новых произведений. По-моему, это несправедливо. Поэтому я хочу предложить вам на какое-то время перевоплотиться в настоящих творцов, мастеров, людей искусства, способных к созданию настоящих шедевров. Давайте почувствуем, как это здорово — быть творцом! Ведь это позволяет взглянуть на мир сквозь волшебную призму искусства. Посмотрите внимательно на предметы, которые вас окружают, на людей, которые находятся рядом с вами и в других подгруппах. Постарайтесь увидеть в них что-то необычное, то, что вы раньше не замечали, на что, может быть, не обращали внимания. Подумайте, на кого похож тот или иной человек, какую ассоциацию он у вас вызывает. При этом постарайтесь, чтобы ваши сравнения и ассоциации не были обидными для человека. Проделайте это молча в течение минуты.

Участники группы в течение минуты наблюдают друг за другом, после чего происходит обсуждение тех образов и сравнений, которые появились у них в отношении своих товарищей. Обсуждение должно занять не более семи-восьми минут.

Второй этап. Упражнение «Режиссер»

Ведущий. Пришла пора вам проявить свою способность не только к ассоциациям, но и к настоящему творчеству. Каждая подгруппа станет сейчас одним коллективным творцом. Вы — кинорежиссеры! Вы задумали снять очень интересный фильм. Посмотрите на подгруппу, сидящую справа от вас. Один из участников этой подгруппы станет исполнителем главной роли в вашем фильме. Ваша задача — в течение десяти минут договориться в своей подгруппе о том, кого из ваших партнеров из подгруппы справа вы выберете для съемок в своем фильме и что это будет за фильм. Может быть, это уже известная кинокартина, по которой вы готовы снять римейк. А может быть, этого фильма еще нет, но у вас есть сценарий или, по крайней мере, общая идея фильма. А может быть, вы хотите экранизировать какое-то литературное произведение? Итак, через пятнадцать минут каждая подгруппа должна будет кратко описать, какой фильм вы собираетесь снимать, имея в виду одного из ваших партнеров в качестве исполнителя главной роли. Три другие команды, выслушав описание фильма, должны угадать, кого именно выбрали режиссеры для съемок. Выкрикивать с места запрещается — я буду реагировать только на поднятую руку. Чья команда быстрее догадается, та и получит призовой балл.

Последовательность предоставления слова «режиссерам» определяется степенью готовности команды либо по какому-то другому критерию. Ведущий четко фиксирует поднятые руки и отмечает полученные баллы. Можно ввести и штрафные очки за неправильную версию.

Третий этап. Упражнение «Сказочник»

Ведущий. Давайте попробуем себя в другом жанре искусства. Представьте себе, что вы писатели. И не просто писатели, а сказочники. Вам нужно написать сказку, в которой в образах каких-то персонажей будут представлены двое ваших партнеров из команды, сидящей слева от вас. теперь внимательно посмотрите на эту подгруппу, выберите прототипов для будущих героев вашей сказки... Вам дается тридцать минут на создание сказки. В ней под масками двух героев будут действовать двое членов нашей группы. Разумеется, в сказке могут быть и, наверное, обязательно будут еще какие-то персонажи, возникающие в силу требований сюжета. Так же как и на предыдущем этапе, выслушав сказку, команды должны угадать, о ком из присутствующих здесь она рассказывает. Приступаем к работе!

При необходимости (и если есть такая возможность) время на написание сказки можно увеличить. После прочтения каждой сказки ведущий должен обязательно уточнить у авторов, кто из персонажей должен рассматриваться как герой, имеющий реальный прототип. Баллы, аналогично предыдущему этапу, присваиваются команде, раньше других угадавшей прототипов.

Четвертый этап. Упражнение «Художник»

Ведущий. Есть еще много разных жанров искусства — скульптура, архитектура, оперное и балетное искусство... Всего не перечислишь, и у каждого жанра есть свои поклонники. Но мало кого оставляет равнодушным творчество художников. Предлагаю вам перевоплотиться в художников хотя бы на некоторое время. У вас на столах имеются листы бумаги, карандаши, краски и кисточки. Ваша задача — в течение получаса создать картину, на которой была бы отражена команда, находящаяся напротив вас. Посмотрите внимательно на своих партнеров. Какие художественные образы рождаются у вас при взгляде на этих людей? Будущая картина может быть любой: батальное полотно или пейзаж, портрет или натюрморт. В конце концов, она может быть написана в духе кубизма, минимализма или представлять собой композицию из цветовых пятен. Это неважно. Важно, чтобы в образах вашей картины нашли отражение какие-то существенные черты всех членов команды, сидящей напротив вас. Возможна ситуация, когда вы вспомните уже написанную кем-то картину. Разумеется, создать ее точную копию за отведенное время вряд ли удастся. Сделайте это хотя бы схематически. Обязательно отметьте на своей картине те образы, которые имеют отношение к вашим живым моделям.

Последнее замечание принципиально: в обилии образов картины нужно вычленить смыслово нагруженные. При соотнесении образов с участниками группы необходимо оценивать количество угаданных каждой командой. Если соревновательный момент не имеет принципиального значения, ведущий может предложить отвечать сначала той команде, чей коллективный портрет представлен на картине. Пусть ребята попробуют узнать себя на картине.

Пятый этап. Подведение итогов

Вообще говоря, игру можно продолжать и далее, вводя новые жанры искусства, однако нужно учитывать утомление, неизбежно возникающее у участников. Кроме того, к пятому этапу уже каждый из членов группы получает свой метафорический портрет, а некоторые — по два и даже по три таких портрета, предложенных разными людьми.

Ведущий. Важно не только то, какая из команд набрала наибольшее количество баллов, но и то, насколько творчески и нестандартно решали возникающие проблемы команды, насколько глубоко и психологически точно нам удалось благодаря волшебной силе искусства понять других людей и метафорически отразить наше понимание в созданных образах.

Происходит обсуждение игры с опорой на следующие вопросы:

Какой из этапов игры оказался для вас самым трудным? Самым легким?

Какие чувства вы испытывали во время игры?

Что из созданных вами творческих продуктов вам хотелось бы прокомментировать?

Что было неожиданным?

С каким видением себя вы не согласны?

Какой образ, по вашему мнению, наиболее верно отражает вас?

Как проходила работа в командах?

Всегда ли мнение членов команды было единым?

Какие трудности вам пришлось преодолевать в разные моменты игры?

Что нового вы узнали о себе и о других людях в процессе игры?

Ведущий должен позаботиться о том, чтобы значение образов было правильно понято теми, кто в них отражен. В случае резко негативного отношения к предъявленной метафорической обратной связи можно обсудить в группе другие варианты, найти приемлемый для участника образ или помочь участнику осознать причины такого неприятия.

Игорь ВАЧКОВ,
доктор психологических наук

Публикация статьи произведена при поддержке художественного интернет-салона Ирины Беляевой www.Art-Mastera.Ru. Хотите обустроить интерьер и ищите услуги продажи картин талантливых художников, тогда посетите сайт www.Art-Mastera.Ru. На страницах сайта можно ознакомиться с примерами работ мастера Ирины Беляевой, и заказать картину или портрет на заказ, не покидая кресла за своим компьютером. А так же в число услуг, предоставляемых художественным салоном Ирины Беляевой, входят работы по созданию проектов дизайна жилых помещений.