Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2006


ВЕСТИ ИЗ РЕГИОНОВ

ЛЮДИНОВО
(Калужская обл.)

Здесь стало традицией проведение ежегодной психологической олимпиады среди старшеклассников

В четвертый раз радушно распахивает свои двери для участников городской олимпиады школьников по психологии Центр диагностики и консультирования г. Людинова.
Олимпиада, как и другие психологические мероприятия центра, сочетает элементы научного исследования, проверки знаний и умения применять их в повседневной жизни. Она проходит в соответствии с требованиями областной олимпиады, проводимой для школьников психологическим факультетом КГПУ им. К.Э. Циолковского и областным психологическим центром.
На первом (заочном) этапе ребята выполняют творческие работы по психологическому анализу заинтересовавших их проблем. Во втором (очном) этапе участвуют те, кто достойно справился с творческим заданием. С каждым годом число старшеклассников, интересующихся психологией, увеличивается. На этот конкурс было представлено 11 работ.
На открытии очного этапа председатель оргкомитета олимпиады и руководитель Центра диагностики и консультирования В.М. Голубева создала у ребят настрой на серьезную и активную работу.
Первым конкурсом была самопрезентация. Вначале ребята очень волновались и настороженно относились друг к другу. Но выступление Наташи Сусловой (средняя школа № 3) покорило всех — и жюри, и соперников. Наташа рассказала о себе в стихах, не забыв упомянуть о своих увлечениях, занятиях спортом, учебе, друзьях и, конечно же, о том, что значит для нее психология.
Конкурс «Защита творческих работ» был самым сложным, но и самым захватывающим. Конкурсантам надо было обосновать выбор темы, ее актуальность и вкратце изложить суть проблемы, над которой они работали. Жюри конкурса приятно удивила разносторонность интересов ребят: «Зависимость личности от Интернета», «О феномене самоубийства», «Социальная роль женщины в современном обществе», «Роль воображения в жизни человека».
Не осталась без внимания и вечная «проблема отцов и детей». Ей были посвящены работы «Исследование типов отношений родителей к юношам и девушкам», «Роль родителей в развитии ребенка и ошибки семейного воспитания». Современную молодежь интересуют и те проблемы, с которыми им самим приходится сталкиваться: «Изучение межличностных взаимоотношений старшеклассников», «Проблемы взаимоотношений в подростковом коллективе». Но ребят привлекают и теоретические проблемы: «Психология эмоций: значение переживания», «Образ Я: роль в жизни личности».
Однако самым большим достижением стали личностные изменения, произошедшие с одной из участниц в процессе работы. Выбрав для исследования тему «Застенчивость», она самостоятельно научилась справляться с проявлениями собственной стеснительности. Она уверена, что «свой чемодан без ручки» (так девочка назвала свою проблему) иногда нужно оставлять дома, за закрытой дверью. В ходе работы подростки еще раз подтвердили устоявшееся мнение о том, что наша жизнь похожа на тельняшку, где светлые полосы чередуются с темными, и что выход из любой неприятной ситуации нужно искать и находить.
Сложной задачей для ребят стало решение психологического кроссворда, поскольку в большинстве образовательных учреждений города психология не преподается. Но оказалось, что для увлеченных психологией натур это не преграда.
В одном из конкурсов школьникам пришлось побывать в роли психолога-консультанта и попробовать свои силы в решении сложных жизненных задач, с которыми к ним обращались сверстники. Практически все задания были более чем серьезными: учащиеся составляли психологические портреты, давали психологический анализ фрагментов фантастического мультфильма, где реалии человеческого общения рассматривались через взаимодействие «мультяшных» героев.
Став участниками деловой игры, ребята за небольшой промежуток времени осознали, что они — команда.
Очень жаль, что все хорошее быстро заканчивается: участники олимпиады просто не заметили, как быстро пролетело время. Опросив ребят с помощью анкет, мы узнали, что для них самое важное не победа, а возможности дальнейшего творческого взаимодействия.
Олимпиада закончилась. Пожелаем всем ее участникам с помощью полученных знаний стать «капитанами своей души», покорить намеченные вершины и достичь многого в этой жизни.

О. КИРИЧЕНКО,
педагог-психолог,
член жюри олимпиады