Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2006


ГАЗЕТА В ГАЗЕТЕ

ДОШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ
№ 3 (8)


Ольга ХУХЛАЕВА,
профессор МГППУ,
Галина БУБНОВА,
педагог-психолог ДОУ № 2522,
г. Москва

ПРИВЯЗАННОСТЬ

Психологическая поддержка дошкольников
в свете теории привязанности Дж. Боулби

Детский психолог сегодня имеет в своем арсенале много средств индивидуальной и групповой работы с дошкольниками. Однако несмотря на это в спектре его воздействий имеется ниша, которая обычно не рассматривается психологами и к которой иногда интуитивно обращаются опытные воспитатели. И эту нишу можно увидеть и заполнить, если рассмотреть ее с точки зрения теории привязанности, разработанной Дж. Боулби.

Согласно ей в младенческом возрасте у ребенка формируется такое важнейшее личностное новообразование, как привязанность к матери. В его формировании можно выделить ряд стадий. Первая — это недифференцированное стремление к взаимодействию с любым взрослым. Вторая — выделение из окружающих матери и, при сохранении дружелюбия к окружающим, более яркое влечение именно к ней. Третья — снижение активных неразборчивых приветствий в отношении окружающих, более того, появление некоторой тревоги по отношению к незнакомым людям и расширение репертуара реакций в отношении матери (слежение за ее уходом и приветствие прихода). К третьей стадии малыш обычно приходит в 6–7 месяцев. И в это время можно говорить не только о формировании привязанности к матери, но и о ее качестве.

Качество привязанности пытались «измерить» М. Эйнсворт и С. Белл с помощью процедуры, которую они назвали «тест чужого человека». Она включает наблюдение за поведением ребенка в отношении незнакомого ему человека сначала в присутствии матери, затем один на один и снова с матерью. Выделено три основных типа реакций, которые дали название качеству привязанности.

Первая — уверенная привязанность. Дети этой группы позитивно реагируют на незнакомца в присутствии матери, огорчаются ее уходу и быстро успокаиваются после прихода.

Вторая — тревожно-требующая привязанность. Такие дети стремятся находиться только рядом с матерью, пугаются нового человека, кричат в ее отсутствие. Долго успокаиваются после прихода. Они как бы требуют, чтобы мать находилась только рядом с ними.

Третья — тревожно-избегающая привязанность. Эти дети не ищут близости с матерью, когда находятся с ней вместе, не огорчаются уходу. Не радуются приходу. Создается впечатление, что они безразличны к ее присутствию или же избегают привязываться, чтобы не почувствовать боль, когда их покинут.

Поскольку первый опыт взаимодействия с окружающими ребенок получает именно из общения с матерью, выработанные в нем паттерны поведения он использует и с другими людьми. Можно сказать, что поведение привязанности не исчезает вместе с уходящим детством и сохраняется на протяжении всей жизни в отношении тех людей, с которыми человек вступает в близкие взаимоотношения.

Понятно, что репертуар его поведенческих реакций с возрастом расширяется и может меньше зависеть от качества привязанности. Однако у дошкольников он существует практически в чистом виде, поэтому во многом определяет их взаимодействие со значимыми взрослыми и сверстниками. Они либо доверяют им и чувствуют себя в их присутствии защищенными, либо беспокоятся и настойчиво требуют заботы и внимания, либо беспокоятся и уходят от близких отношений.

Понятно, что говорить о поведении можно только с учетом культурных особенностей. И поскольку в нашей культуре большое значение придается тактильным взаимодействиям и контактам глаз, то вторая группа детей отличается тем, что будет всячески стремиться к позитивным контактам (объятия, ласки и т.п.) и остро реагировать на негативные (толкание) или просто на отсутствие внимания. Третья — наоборот, будет отвергать любые телесные прикосновения и контакты глаз, проявлять внешнее равнодушие к общению.

Если исходить из данной теории, то более половины детей любой группы детского сада должны иметь тревожную привязанность. может ли так быть? Мы полагаем, что да, в наших социокультурных условиях это вполне возможно. И впоследствии это может повлечь за собой различные тяжелые личностные нарушения. Именно поэтому мы считаем, что важнейший акцент психолога дошкольного учреждения должен быть сделан на возможной коррекции паттерна привязанности.

Как это можно сделать? Через акцентирование такого вида деятельности психолога, как свободное, специально не организованное общение с детьми, в которых взрослый идет за ребенком и делает то, что ребенок ему предлагает: выслушивает его рассказы, играет в предложенные ему игры. И тогда достаточно скоро он станет для них значимой фигурой, и они перенесут на него отношения с матерью. Дети с привязанностью тревожно-требующей будут инициировать телесные контакты, с тревожно-избегающей — проявлять безразличие к самой фигуре психолога. Может встать вопрос: почему мы говорим о наличии переноса, а не просто о дружеских отношениях со знакомым доброжелательным взрослым. Мы полагаем, что о переносе мы можем судить по наличию у детей стремления инициировать у психолога те действия, которые обычно выполняются матерью. Они просят погладить их по голове, поцеловать, взять на руки и сами желают сделать то же самое. Иногда они открыто «маркируют» психологу его роль словами: «Ты мне как мама».

И здесь очень важно, чтобы психолог имел терпение и давал бы детям такое количество и качество контактов, которое они просят. И тогда по мере увеличения времени взаимодействия психолога и детей, то есть накопления у последних опыта позитивного контакта с человеком, пребывающим в роли матери, можно ожидать динамики и в их взаимоотношениях, и в поведении детей в детском саду.

Приведем наблюдение за результатами нашего взаимодействия с детьми старшей группы детского сада (5–6 лет) в количестве 23 человек. Для удобства сведем наблюдения в таблицы. Классификация детей по типам привязанности проводилась нами на основании наблюдений за детьми и сопоставления их поведения с описанными в литературе действиями ребенка в отношении матери.

Как видно из табл. 1 (cм. с. 20), дети с уверенной привязанностью стремились к контакту со взрослым в материнской роли, но не настаивали на постоянном его продолжении. Дети с тревожно-требующей привязанностью стремились полностью обладать взрослым. Они предпочитали взаимодействовать с ним, а не с детьми. Обижались в случае невозможности продолжить контакт. Дети с тревожно-избегающей привязанностью демонстрировали безразличие. В нашей группе не было детей, которые реагировали агрессивно на предложение контакта. Но мы полагаем, что такие могут встречаться.

Как можно увидеть из табл. 2 (cм. с. 21), детям с уверенной привязанностью все-таки требуется время от времени получать поддержку из материнской роли взрослого. И наверное, этот факт нужно осознать всем работникам детского сада. Значит, даже благополучному ребенку по возрасту требуется некоторое количество взаимодействия со взрослым, который предоставляет ему возможность уверенного, принимающего, спокойного контакта.

А дети с тревожно-требующей привязанностью, получив доступ к контакту, повышают свою активность, требовательность. Однако некоторые, как отмечено в таблице, насыщаются контактом, и их зависимость от взрослого снижается. Они начинают проявлять интерес к другим детям, играть с ними.

Некоторую динамику можно заметить и в третьей группе детей. Они уже допускают присутствие психолога, проявляют к нему некоторый интерес, но еще не доверяют.

Как видно из табл. 3, дети первой группы сохраняют потребность в контакте. А дети с тревожно-требующей привязанностью наконец насыщаются контактом и проявляют качества уверенной привязанности. Интересно, что к требованию контакта приступают дети третьей группы, хотя чаще они все-таки стремятся к словесному контакту (что-то рассказывают: «Посмотрите, у меня то-то... А вот это у меня есть...»). Но иногда требуют телесных ласк. Например, просят воспитателя позвать значимого взрослого. Затем в разном темпе они потихоньку также переходят к проявлению уверенной привязанности.

Таблица 1

«Первые дни рядом» (1–6-й день)

Уверенная привязанность

Тревожно-требующая привязанность

Тревожно-избегающая привязанность
1. Обнимают по своей инициативе, иногда целуют. Если кто-то начинает целовать, присоединяются 1. По своей инициативе обнимают, целуют, проявляют горячую любовь 1. Не обращают внимания на взрослого
2. Маркируют свою роль для взрослого: «Мы — твои котята» 2. Маркируют свою роль для взрослого: «Ты нам как мама», «Мы тебя любим как маму» 2. Не маркируют отношения и свою роль
3. Подходят, заговаривают, рассказывают новости или же про свою жизнь 3. Предпочитают телесные контакты вербальным 3. Не подходят сами, демонстрируют безразличие, делают вид, что не слышат слов, к ним обращенных
4. Проявляют интерес к жизни и делам взрослого 4. Сконцентрированы скорее на себе, чем на взрослом и контакте с ним 4. К жизни взрослого интереса не проявляют совсем
5. В присутствии любимого взрослого общаются и со взрослым, и с ребятами 5. В присутствии любимого взрослого ребенок уделяет внимание ему, а не детям 5. Общаются только с детьми, взрослого могут не слушаться
6. Хватает немного внимания, примерно 5 минут в первые дни, потом могут удовлетворяться контактом глаз 6. Достаточно долго требуют постоянного внимания 6. Когда взрослый проявляет активность, то либо избегают контакта, либо неуверенно соглашаются (демонстрируют удовольствие или, стесняясь, ласкаются)

Таблица 2

«В середине пути» (7–12-й день)

Уверенная привязанность

Тревожно-требующая
привязанность

Тревожно-избегающая привязанность
C Некоторые переходят в группу с уверенной привязанностью.
Остальные:
C
1. Продолжает ласкаться к взрослому, но легко общается с другими детьми 1. Продолжают ласкаться и целовать взрослого. Повышают свои требования — просят, чтобы их погладили, или сами кладут руку взрослого себе на голову 1. Время от времени подходят, что-то говорят и проходят дальше
2. Требуется все меньше внимания, хотя оно все равно необходимо 2. Маркируют свою роль: «Ты моя мама, а я твоя дочка», «Я тебя люблю» 2. Слышат взрослого и реагируют на его слова
C 3. Хотят, чтобы все внимание доставалось им. Если раньше они просто обижались в случае недостатка внимания, то теперь плачут, чтобы его получить 3. Начинают терпимее относиться к коротким ласкам

Таблица 3

«Мы вместе» (13–21-й день)

Уверенная привязанность

Тревожно-требующая
привязанность

Тревожно-избегающая
привязанность
C Почти все переходят в группу уверенной привязанности C
1. Иногда ласкаются к взрослому, но чаще удовлетворяются фактом его присутствия — радуются приходу и продолжают заниматься своими делами C 1. Начинают проявляться некоторые качества тревожно-требующей привязанности: слезливость, требование обязательного контакта, чаще словесного
2. Продолжают рассказывать о значимых событиях, предлагают поиграть C 2. Иногда стремятся к телесному контакту
C C 3. В присутствии психолога хорошо себя ведут

Встает вопрос, для ответа на который у нас нет данных: насколько отношение ребенка к психологу будет переноситься на других значимых взрослых? Мы можем только высказать свое предположение, основанное на анализе литературных данных. Нам известно исследование, в котором описан опыт работы с девиантными подростками, основанный на теории привязанности. В специально организованных условиях у них формировали привязанность к двум значимым взрослым — воспитателям, попеременно находящимся рядом с подростком. Авторы утверждали, что это приводило к последующему улучшению поведения ребят.

Мы считаем, что многие дети будут переносить привычки, присущие уверенной привязанности, на тех взрослых, которые также будут проявлять по отношению к ним принимающую теплую позицию. Однако некоторым, имеющим слишком глубокий внутренний конфликт, обусловленный нарушением контакта с матерью, потребуется индивидуальная коррекционная работа с привлечением его семьи. Хотя и для них, как нам представляется, опыт взаимодействия со взрослым, к которому они проявляли уверенную привязанность, будет достаточно важным. Они хотя бы попробуют новые паттерны поведения со взрослыми.

Поэтому мы еще раз подчеркнем необходимость работы детского психолога с качеством привязанности ребенка, которая должна начинаться с наблюдения за ним и выявления типа привязанности. Как нам представляется, для этого можно использовать содержание табл. 4, в котором описано:

— поведение детей, инициирующих взаимодействие со взрослым, или их ответ на предложение о взаимодействии со стороны взрослого;

— поведение детей, целью которого является избегание разлуки со значимым взрослым;

— поведение детей с другим человеком:

а) взрослым на занятиях,

б) детьми в свободное время.

Таблица 4

Поведенческие проявления детей
с различным типом привязанности

Уверенная
привязанность

Тревожно-требующая
привязанность

Тревожно-избегающая
привязанность
1. Проявляет доверие к взрослым и чувство защищенности в их присутствии. Первым идет на контакт. Способен взаимодействовать с детьми в присутствии взрослого. Редко плачет. Понимает справедливость распределения внимания взрослого между всеми детьми 1. Стремится к взрослому, но не может насытиться телесным контактом, боится потерять контакт. С восхищением, страстью воспринимают щекотку, объятия, кувыркания. Обижается на невнимание, ревнует к другим детям. В присутствии взрослого с другими детьми не взаимодействует, сам от взрослого не уходит 1. Избегает тактильного контакта со взрослым и контакта глаз. В случае активности взрослого сжимается в комочек или легонько отталкивает руки, выкручивается
2. Получив ласку, дает возможность уделить внимание другому, не ревнует к другим 2. Отказывается прекращать контакт, обижается, цепляется, плачет 2. Не обращает внимания на приход и уход взрослого, остается как бы в стороне от него
3. а) Способен к учебному взаимодействию с педагогом. На занятиях спокоен, внимателен, слушает взрослогоб) Спокойно играет с детьми без конфликтов 3. а) Не всегда способен к учебному взаимодействию. Иногда проявляют невнимание, неусидчивость
б) Во взаимодействии с детьми склонен к конфликтам. Может ни с того ни с сего толкнуть другого, обижается и плачет, если ему отвечают тем же
3. а) На занятиях: отвлекается, выкрикивает, привлекает внимание; сидит тихо, тоже невнимателен, не всегда выполняет задания, все делает медленно
б) С другими детьми играет: шумно, с конфликтами, без слез; в одиночку, конфликтов избегает, иногда плачет

После классификации типа привязанности необходимо организаовать взаимодействие с детьми, в основе которого лежит чуткость реагирования взрослого на сигналы ребенка. При этом понятно, что каждому ребенку потребуется не только свое качество взаимоотношений, но и свой объем, то есть длительность контактов, которые приведут к изменениям, будет разной.

В заключение хочется высказать предположение, которое можно отнести к психологу, работающему с любой возрастной группой детей (а может быть, и со взрослыми). Для успешности психологической поддержки человека важно не то, что делает психолог, а какое качество контакта он умеет предложить клиенту. И в этом случае возникает вопрос: а какими личностными характеристиками должен обладать психолог, чтобы суметь дать детям уверенный, спокойный, теплый контакт?

ЛИТЕРАТУРА

Боулби Джон. Привязанность. — М., 2003.