Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2006


ВСЕРОССИЙСКАЯ НЕДЕЛЯ ШКОЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

III Всероссийская неделя школьной психологии
«Погружение» представляет:

Тематический день «Психолог у доски»

Одна из наиболее распространенных жалоб школьных психологов на жизнь: «Мои занятия не ставят в расписание», «А когда проводить эту самую диагностику, если нет часов?», «Хочу проводить индивидуальные консультации, но нет возможности — не дают часов» и так далее. Часы в расписании на психологические занятия-встречи с учениками — несомненная ценность для психолога, работающего в образовательном учреждении. Их «выбивают», их отстаивают, ими дорожат, а вот используют очень по-разному. По сути дела, стоящие в расписании часы психологической работы — это некоторое количество «пространства-времени», которое каждый психолог заполняет и насыщает сам, по своему разумению и договоренности с администрацией. Чем так дороги эти «часы-в-расписании» и как их используют психологи?

Дороги и ценны они тем, что позволяют установить межличностный контакт с учащимися, на собственном опыте прочувствовать их особенности, поставить адекватные и актуальные задачи работы с отдельными детьми и классом в целом. Регулярные встречи с детьми позволяют обсуждать их развитие и состояние с педагогами более компетентно, на одном языке (я их вижу в той же ситуации, что и вы, — на уроке). Вообще они дают чувство уверенности, понимание ситуации, которых очень трудно добиться, просто посещая чужие уроки или взаимодействуя с учениками в других ситуациях. Часы психологии — это время для диагностики, решения насущных для класса психологических проблем. В общем, это очень важная составляющая деятельности психолога в образовательном учреждении.

Чем наполняет психолог это с трудом отвоеванное у жесткого школьного расписания время? Попробую предугадать ответы на этот вопрос.

Несомненно, одним из вариантов использования этих драгоценных часов будут уроки психологии. Сколько уже учебных программ издано, а ведь помимо них многие психологи готовят и проводят уроки по своим, авторским программам. Думаю, разнообразие проводимых курсов не исчерпывается разницей в количестве часов и названий. Самое главное — разнообразны образовательные идеи, заложенные в эти уроки, отсюда — множественность тем и методик. Зачем изучать психологию, что именно изучать, как изучать? Использовать ли научный язык или переводить большинство понятий на «человеческий», то есть язык жизни и общения ребенка определенного возраста? Исходить из логики науки под названием «психология» (если да, то из какой из многочисленных логик именно?) или из логики возрастных задач школьников? Оценивать знания учащихся по данному курсу и если да, то как? Сколько авторов — почти столько же ответов на эти вопросы.

Другое наполнение стоящих в расписании часов — групповые развивающие занятия. Они могут проводиться по заранее разработанному плану, иметь четкое программное обоснование. В этом случае они близки по задачам к урокам — систематическому обучению, но существенно отличаются по содержанию и форме. Психологические занятия не учат психологии, они учат жизни. А обучение жизни сопряжено с передачей определенных знаний и технологий психологического характера. Отсюда — игровые и тренинговые формы, отсутствие материала учебников, отсутствие каких-либо форм оценивания, кроме рефлексии и обратной связи от участников и ведущего. По содержанию и формам опять-таки разнообразие великое. Чего только не развивают на развивающих занятиях психологи! Тематика варьируется от стандартности до уникальности и просто затейливости.

Разнообразие в данном случае понятно: развивающие занятия могут исходить из специфики региона, контингента детей, образовательных задач и возможностей учреждения. Скажем, введено в практику школы широкое применение проектов и исследований учащихся — значит, должны появиться развивающие занятия, формирующие специфические и общие умения и навыки, необходимые для успешного освоения данных образовательных форм. Учатся в школе дети разных национальностей — нужно реализовывать особые программы развития толерантности и так далее. Из возрастных задач вытекают программы развития логического мышления, навыков сотрудничества, профессионального самоопределения... Список можно продолжать. Попадаются, конечно, и уникальные программы, сделанные под какую-либо изящную научную концепцию или раскрашенные в цвета личных человеческих и профессиональных пристрастий автора.

Используются часы психологии и под более простые, насущные задачи. Чаще всего — проведение и обсуждение данных психологической диагностики. Для многих из нас это просто время для встречи, которое может заполняться по-разному: разговором на актуальную тему, анкетированием, различными играми или выполнением тренинговых упражнений. Последний бессистемный способ проведения часов психологии может быть очень удобен и даже в целом полезен психологу и детям, но опасен – по крайней мере с одной точки зрения: часы могут отобрать.

Однако все это фантазии, пусть даже и опирающиеся на здравый смысл и знание ситуации. А что конкретно происходит за закрытыми дверями кабинета, где проходят часы психологии? Этим сокровенным знанием наши коллеги — мастистые и еще не очень, но уже готовые транслировать свой опыт, поделятся на Неделе школьной психологии в рамках тематического дня «Психолог у доски». Приезжайте, поделитесь и вы своим опытом. Или просто вместе посидим, послушаем.

Марина БИТЯНОВА,
председатель оргкомитета
Недели школьной психологии