Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2006


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Психология мотивации достижения

Т.О. Гордеева
М.: Смысл;
ИЦ «Академия», 2006

Во времена не столь уж давние типографский набор второго издания книги С.Л. Рубинштейна «Основы общей психологии» был рассыпан на том вздорном основании, что труды зарубежных психологов автор цитировал чаще, чем отечественных. Можно порадоваться, что хотя бы кое в чем ситуация в отечественном книгоиздании изменилась к лучшему. Иначе книге Т.О. Гордеевой никогда бы не увидеть света. Ведь она посвящена проблеме, которая по сей день в наших краях остается, мягко скажем, недооцененной. Нет, разумеется, автором включен в книгу и небольшой раздел «Вклад отечественной психологии», но скорее по соображениям приличий — слишком уж скромный объем (полторы страницы из 336) этот раздел занимает. Остальное — обстоятельное, детальное освещение разработки данной проблемы за рубежом, преимущественно в США (о чем автор, судя по всему блестяще владеющая английским, а также стажировавшаяся в Йеле, знает не понаслышке). Соответственно, и список литературы по большей части состоит из англоязычных источников; русскоязычная его часть представлена в основном переводами.
К сожалению, российский читатель, даже психолог-профессионал, в массе своей в языках не искушен и о современных тенденциях в мировой науке вынужден узнавать по чужим пересказам (тем более что серьезные психологические труды переводов удостаиваются редко). Но, как справедливо отмечает в предисловии к книге Д.А. Леонтьев, выходящая у нас литература по психологии мотивации остановилась на рубеже полувековой давности, повествуя об идеях Левина, Оллпорта или Маслоу как о последних достижениях в данной области. И приходится согласиться с Леонтьевым, что книга Гордеевой «первая, в которой полно и точно отражается действительное современное состояние психологии мотивации по состоянию не на 1960-й, а на 2005 год, то, чем сейчас живет мировая психология мотивации».
В силу этого книга представляет исключительную ценность для наших соотечественников — всех тех, кто желал бы не просто называться, но быть современными психологами. И хотя она не содержит конкретных практических рекомендаций, польза от нее — не только в расширении научного кругозора. Ибо сказано: «То, что не практично, — это плохая теория; то, что не опирается на теорию, — это плохая практика». Автор подробно повествует о весьма практичных теориях, давая тем самым любому практику очень хорошие научные основания.
Как вы считаете, за что следует похвалить школьника, успешно справившегося с учебной задачей, — за его способности или за усердие? А на что следует указать при неудаче? Не торопитесь с ответом. Ведь он почти наверняка будет основан на вашей интуитивной догадке, не подкрепленной научными данными. А откуда же взять данные? Вот они — перед вами. Целая книга!
Уже на первых страницах своей книги Т.О. Гордеева ссылается на известный труд А. Анастази, представляющей собою блестящий свод знаний по психодиагностике. Пожалуй, не будет большим преувеличением уподобить книгу Гордеевой работе Анастази. Хочется верить, что столь широко эрудированный специалист, как Т.О. Гордеева, данной книгой не ограничится.

Сергей СТЕПАНОВ