Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2006


КНИЖНЫЙ ШКАФ

Основы индивидуального и семейного психологического консультирования

А.Н. Елизаров
М.: Ось-89, 2005

Психологическое консультирование является одной из составляющих работы школьного психолога, хотя и не может применяться в школе в полном значении этого термина. Многие родительские проблемы, будь то супружеские отношения или осложнения на работе, не могут стать предметом обсуждения школьного психолога. Исключение составляют проблемы, так или иначе отражающиеся на детско-родительских отношениях.
Отметим, что объем представляемой в книге информации обширен. Автор знакомит читателя с целями, задачами, принципами и этическими аспектами психологического консультирования. Достаточно подробно описываются требования к личности психолога-консультанта, причем А.Н. Елизаров дает своеобразный литобзор по этой теме, показывая подходы различных специалистов к этому предмету. Автор строго соблюдает жанр учебного пособия. Так, указывая на типичные ошибки консультанта, например сверхзабота о клиенте, излишняя естественность, он предлагает контрольные задания, позволяющие в дальнейшем этих ошибок избежать.
В разделе о концепциях и методах психологической помощи можно познакомиться с основными принципами Фрейда, Юнга, Адлера, а также гуманистически-ориентированного консультирования, гештальт-терапии, бихевиорально-ориентированного консультирования и нейролингвистического программирования. Этот раздел — своеобразная мини-энциклопедия, он может быть полезным не только студентам и аспирантам, но и «продвинутым» старшеклассникам, интересующимся психологией.
Раздел, посвященный психологии семьи и семейному консультированию, представляется наиболее практико-ориентированным, так как в нем можно найти описание конкретных методик («Конструктивный спор», «Супружеский договор», «Семейный совет» и другие). Однако для школьного психолога больший профессиональный интерес должно представлять, очевидно, описание работы психолога-консультанта с проблемами воспитания детей в семье, а также с родительско-юношескими конфликтами. Говоря о профессиональном интересе, хочется напомнить: некоторые психологи, специализируясь на психологическом консультировании, «по инерции» продолжают консультировать родителей и педагогов по поводу их личных проблем.
Книгу завершают приложения, которые видятся весьма полезными как студентам, изучающим психологию, так и преподавателям дисциплин психологического цикла. Здесь читатель найдет темы для сообщений на семинарских занятиях, контрольные вопросы, темы для контрольных и курсовых работ, примерный тематический план дипломной работы. Для психологов-консультантов практический интерес представит образец протокола для использования метода словесных ассоциаций К. Юнга, а также доклад о профилактике вовлечения молодежи в деструктивные религиозные организации. Кстати, этот доклад может послужить весьма актуальной темой для подготовки семинара с учителями.
Рецензент заочно познакомился с автором десять лет назад, с интересом прочитав его работу «Использование романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» для профилактики деструктивных родительско-юношеских конфликтов». Хорошие впечатления оставила и новая встреча: добротная книга, написанная ясным языком, — настоящее учебное пособие для студентов и удобный материал для преподавателей.

Вадим РОДИОНОВ