Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №12/2006


МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Окончание. Начало см. в № 11/2006

Мы издаем сборник по вопросам образования и саморазвитию, который называется «Клуб авторов». Авторами публикаций становятся учителя, родители, сами дети.

Предлагаю вашему вниманию публикацию из сборника 2004 г. о том, какие печальные истории происходят с нами и нашими детьми, если мы пренебрегаем своими чувствами.

Правдивая история

Своей внучке я обязана историей, которой хотела бы поделиться с вами. Жила-была молодая любящая пара, ожидавшая в скором времени девочку. Каждый день муж клал руки на живот молодой маме и пел, как умел, колыбельную песенку ребенку. Ребенку, по-видимому, это страшно нравилось, и он в ответ подплывал к папе и толкался изнутри ножками. Вдруг в один прекрасный (а точнее, ужасный) день идиллия кончилась. Дети мои поссорились. Но ребенок ни в чем не виноват, правда? И будущий отец, будучи все еще в ссоре с женой, вечером все равно кладет руки ей на живот и начинает петь колыбельную — изнутри никакой реакции. Муж удивлен и расстроен. На следующий день история повторяется. Муж недоумевает. Еще через день говорит: «Слушай, раз так — давай мириться». Дети были любящими и постарались забыть о ссоре. Тем более что и повод, как обычно бывает, к тому времени показался совершенно ничтожным, да и был, наверно, таким с самого начала. А еще через два дня ребенок опять подплыл к папиным ладоням и стукнулся ножкой. Значит, тоже простил.
Нам, закаленным в жизненных баталиях, иной раз специально «загрубившим» собственную чувствительность, чтобы избежать душевных терзаний, пожалуй, стоит помнить, какое это нежное чудо жизни — наши дети. Им хорошо, когда хорошо нам. Еще в утробе матери они способны почувствовать надлом в отношениях родителей. А мы ссоримся, гневаемся, ругаемся, наказываем и походя тоже наносим им раны, которые, может быть, всю жизнь не затянутся, даже если забудутся.

Психолог школы № 23
Е.П. Рязанова

Отрывки из рассуждений шестиклассников

Из них можно понять, как дети могут самостоятельно постигать суть отношений с миром.

Работать вместе — это очень трудно и интересно. Я поняла, что если люди работают вместе, то между ними возникает какая-то связь, и чем больше они работают, тем толще эта нить связи, хотя она все равно может быть разрезана острыми ножницами конфликта... Можно полить дождем дружбы эти ножницы, и тогда они не смогут разрезать нить связи...

Аня

А что, если на себя посмотреть глазами Никиты, он ведь думает, что я болван, и посмеивается и о Сереге он так же думает, да и я о них так же думаю. Мы все друг о друге так думаем, так уж мы устроены: думаем друг о друге свысока. И вообще мы все несовершенны, но надо суметь ужиться и с этим...

Саша

Характер человека может изменяться не только в лучшую сторону, но и в худшую, а точнее — изменяется сам человек, характер изменяет общество, которое его окружает, мир, а мир не всегда мирный, во многих мирах постоянно идет борьба добра и зла. В моем добро побеждает не всегда, очень часто побеждает зло... Есть такое зло, которое может переманить на свою сторону кого угодно, но есть такое добро, которое может сделать вообще всё: оно может сделать добро еще добрее, оно может убрать любое зло или хотя бы найти его слабое место...

Катя

Сложность проблемы взаимоотношений так велика, что только образы помогают подросткам понять суть происходящего между ними. Понимание и проговаривание того, что конфликты неизбежны, что от них нужно не уходить, а наполнять положительными чувствами, — большой шаг вперед для школьника 12 лет. Конфликт под знаком дружбы — это уже сотрудничество. То, о чем пишут дети, постигнуто через личный опыт, а не номинировано взрослыми: «ссориться — это плохо».

Условия общения, ориентированного
на развитие коммуникативных навыков

Важно, чтобы ребята научились ценить мнение всех участников общения, и взрослого в том числе. В таком общении самое главное — разрушить существующий среди подростков стереотип восприятия взрослого как скучного морализатора, отнимающего время от интересных занятий. Наши зарубежные коллеги-психологи назвали такого взрослого фасилитатором (англ. facilitate — облегчать; содействовать; способствовать; помогать, продвигать). Что это значит?

Нет разделения на идеи взрослые и идеи детские.

Педагоги в таком общении не делают назидательных комментариев к рисункам, сценам и на правах взрослого не вносят своих корректив в происходящее, в работы детей. А если у взрослого есть свое мнение, то оно выносится на общее обсуждение. Взрослому нужно быть готовым к несовпадениям его мнения с мнением ребят. Такая жизнь идеи взрослого наравне с идеями школьников принципиальна.

Школьники — авторы своей образовательной программы.

Принципиально и то, что сцены спектакля, над которым мы работаем, создаются самими подростками. Благодаря этому возникает обмен опытом по поводу близких переживаний, в момент проигрывания сцен эти переживания и разрешаются в конкретных поступках героев. В такой ситуации эффект совместной работы примерно такой: «Я теперь смогу отказать тем, кто просит списать, потому что я попробовала проиграть такой отказ в сцене форум-театра». Вот одна из таких сцен.

Действие 2. Явление 4

Класс. Марина, Саша, другие ребята. Входит Света. Марина бежит к ней, обнимает ее.

Марина (радостно)

Я поздравляю тебя с днем рождения, я дарю тебе письма моего старого поклонника.

Света

Марин, я тебе, конечно, так благодарна, но на фиг они мне нужны. В рамку я их, что ли, на стенку повешу?

Марина

Получишь представление о настоящей любви.

Аня

Ой, Света, привет! С днем рождения тебя... Но ты списать-то дашь? (Подмигивает, шепотом.) Я там первый-то пример нашла, ну а второй ты мне дашь... Спасибо... За контрольную спасибо.

Саша (с задором)

Светка, привет! Поздравляю тебя с днем рождения (обнимает Свету), желаю тебе всего хорошего, счастья в личной жизни!

Света (удивленно)

С-спасибо...

Саша

Пожалуйста.

Света

Ты знаешь, я хотела попросить у тебя прощения за то, что я вчера на тебя накричала.

Саша

А, да ладно, я уж все забыл. И потом, я сам же был виноват. Так что в расчете.

Света

Зато я не забыла.

Саша (встает на одно колено)

Прости меня, если сможешь.

Света

Я подумаю...

Марин, ты знаешь, я еще никогда в свой день рождения не делала за весь класс контрольную работу.

Марина

Я за тебя рада. Но ты ведь сделаешь за меня-то, мы же с тобой подруги.

Умение школьников формулировать проблему

Взрослый может в итоговом обсуждении высказать свое мнение о проделанной работе, но чаще всего участники очень быстро сами начинают видеть себя и понимать, что с ними происходит. На первых этапах такое видение можно активизировать, если задать вопрос: «Как бы вы назвали одним словом вашу совместную работу? А работу других команд?» То, что работа удалась и достигла своей цели, можно оценить по вариантам названий наших встреч. Кроме названия «Хаос и яблоки», у нас были такие варианты: «Пощечина научному миру», «Клубок противоречий».

Правила общения рождаются в процессе общения

Все ограничения общения с подростками оговариваются в момент появления проблемы. Чаще всего то, что не устраивает взрослого, очевидно и школьникам. У нас это было так. Кто-то рассказывал о себе, а другие в это время начали перешептываться. Сразу ввели правило: не перебивать друг друга, потому что это мешает совместной работе. Потом вдруг кто-то начал много и долго рассказывать о несправедливостях, которые творятся вокруг него. Пришлось ввести ограничение на разговоры о событиях, которые происходят вне круга нашего общения. Признак хорошего тона — обсуждать то, что видят все здесь и сейчас, только в этом случае может быть использован принцип форума для разрешения каких-то проблем.

Такие ограничения легко принимаются и исполняются без лишних напоминаний.

Ирина КАЛИСТРАТОВА,
г. Нижний Новгород