Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №12/2006


НАШИ ДЕТИ

ТЕЛЕВИДЕНИЕ И НРАВСТВЕННОСТЬ:
возможен ли союз?

Однажды я попросила третьеклассников экспериментального класса ответить на вопрос: «Что такое телевидение России?» В результате я получила следующие ответы.

Телевидение — это:

1) студия, где снимают телевизионные передачи, фильмы с трюками, сериалы, мультфильмы;

2) команда людей, которые снимают фильмы и рекламу;

3) голубой экран, по которому показывают разные программы;

4) станция, из которой идет ток во все телевизоры, из которых люди получают полезную информацию;

5) интересные передачи, интересный канал;

6) то, что снимается по телевизору; там показывают грустное, смешное и веселое;

7) прямая трансляция передач;

8) русская классная программа;

9) видение через стекло, в котором показывают телепередачи, мультики, комедии, новости, рекламу.

Как мы видим, маленькие телезрители многое знают о телевидении. В этих детских определениях учтены и важнейшие функции телевидения — познавательные, развлекательные, назидательные; и его жанровое разнообразие — сказка, комедия, приключения, детектив; и то, что телевидение — это трудная работа; и то обстоятельство, что телевидение — это прежде всего отечественные программы.

Визит в студию

Большое впечатление на третьеклассников произвело посещение Государственной телерадиокомпании (нашего костромского представительства). Мы смогли увидеть ведущих канала, место, где происходит съемка известных всем передач: «Телеинфо», «Новая студия», костромское «Времечко», познакомиться с профессиями звукорежиссера, оператора и других. Во время экскурсии дети получили определенные представления об особых выразительных средствах телевидения — это кадр, план, ракурс, монтаж, цвет, звук, движение. Красной нитью проходила мысль о том, что при создании любой передачи или фильма обязательно присутствует авторский подход к изображению тех или иных событий, поэтому их не стоит воспринимать как беспристрастную демонстрацию событий из жизни.

Очень часто именно телевидение обвиняют в том, что современные дети мало читают и судят о художественном произведении по фильму, созданному по его мотивам. На уроках чтения младшим школьникам давалось представление о том, что сказка, рассказ или повесть, по которым снимают фильм, часто сильно отличаются от кино- или телеверсии. Происходит это потому, что эти произведения имеют разных авторов, которые по-своему относятся к одним и тем же событиям, и кроме того, каждое из этих видов искусства говорит на своем языке, имеет свои художественные особенности.

Важной задачей нашей работы было дать детям представление о том, что передачи, фильмы, показываемые по телевидению, — мир вымышленный, иллюзорный, который не следует воспринимать как жизненную правду. Для этого мы показали в классе фрагменты телепередачи «Сам себе режиссер», с бесконечными падениями, трюками, о последствиях которых авторы умалчивают, отдельные эпизоды из фильмов-боевиков. Выбор фильмов не имел для нас принципиального значения. Главное, на что обращалось внимание при просмотре, — те способы, которые выбирают герои для борьбы со злом, адекватность их поступков условиям жизни в современном обществе.

Ситуация выбора

Одним из методов, позволяющих решать намеченные задачи, является коллективная беседа. Достоинство коллективной беседы заключается в том, что дети объединены общими переживаниями, эффект сопереживания усиливает оценку события и отношения к нему. В процессе таких бесед дети имеют возможность обсудить поступок героя не только с взрослыми, но и со сверстниками, утвердиться или усомниться в правильности своей оценки.

При обсуждении с третьеклассниками отрицательных поступков героев особое внимание обращалось на разъяснение сущности отрицательного, так как адекватной оценка становится только тогда, когда у ребенка сформированы достаточно четкие представления о положительном, морально значимом и отрицательном. Именно последним объясняется появление неадекватных оценок, когда отрицательные поступки дети оценивают положительно, а положительные — отрицательно. Вопросы были следующие:

— Что заставило этого героя поступить так жестоко?

— Что было бы, если бы все люди боролись со злом, несправедливостью подобным способом?

— Что может быть с человеком, если такие события произойдут в реальной жизни?

— Как бы вы поступили на месте этого героя?

Для нравственного воспитания ситуации выбора имеют особое значение. В этих ситуациях у младшего школьника проявляется способность совершить нравственный поступок. Самостоятельное добровольное включение в них называется социальными пробами.

Ту или иную ситуацию можно смоделировать в процессе социально-ролевых игр. Главный педагогический смысл этих игр М.И. Рожков определяет как «создание условий для социальных проб детей в имитируемой социальной деятельности, т.е. создание ситуаций выбора, в которых ребенок должен выбрать способ решения той или иной социальной проблемы на основе сформированных у него ценностей, нравственных установок и своего социального опыта». Наиболее приемлемой характеристикой таких игр является выражение Д.Б. Эльконина о том, что игра является «арифметикой социальных отношений». В них присутствуют ситуации, которые составляют основу социальных проб, в частности: ситуации выбора позиции в отношениях с другими участниками игры, ситуации разрешения трудностей на пути к достижению успеха и др.

В заключение мы подводили детей к выводу о том, что данные истории придуманы. Они демонстрируют откровенно нереальные формы и способы поведения с целью вызвать улыбку или интерес к ним у зрителей, а пользоваться ими в жизни нельзя.

Для того чтобы вызвать интерес к детским передачам, в классе проводились викторины, игры-соревнования («Звездный час», «Джентльмен-шоу»), дидактические игры с использованием любимых мультипликационных героев.

Большое внимание мы уделяли мультфильмам. Возникающее в результате просмотра эмоциональное поле является благоприятным для педагогического воздействия на нравственный мир ребенка.

Думающее восприятие

Изучение особенностей детского восприятия телевизионной информации показало, что из-за фрагментарности восприятия, наивного реализма, отсутствия жизненного и эстетического опыта эмоции, пережитые во время просмотра мультфильма, часто остаются неосмысленными. Поэтому свою задачу мы видели в том, чтобы помочь ребенку осознать свои впечатления, развивать в нем так называемое думающее восприятие.

У младшего школьника еще только формируются общие способы ориентировки в существенных свойствах вещей и явлений. Он еще только учится отличать случайное и закономерное во всех областях человеческой жизни, только вырабатывает критерии оценки себя и других, только учится действовать с позиции своей оценки, произвольно выбирая способ поведения.

Таким образом, младший школьник начинает овладевать рефлексией, то есть способностью осознавать поступки телегероев и их мотивы. Способность к рефлексии формируется у детей в процессе обсуждения и оценки телевизионных передач.

Полезными являются такие, например, вопросы:

1. Какие передачи и фильмы понравились? Какие не понравились? Почему? Назови героя фильма, на которого ты хотел бы быть похожим?

2. Посмотри передачи «Улица Сезам», «Вечерняя сказка». Что дает тебе просмотр каждой из этих передач? Чем тебе нравятся (или не нравятся) эти передачи?

3. Посмотри мультфильмы «Ну, погоди!», «Том и Джерри». Сравни персонажей мультфильмов. Кто, по-твоему, лучше? Добрей? Кто тебе больше нравится? Почему?

Умение соотнести себя с героем мультфильма — очень важный этап в развитии самосознания ребенка. С одной стороны, когда ребенок сочувствует и сопереживает персонажу мультфильма, это рождает в его душе самые разные новые чувства: сострадание, желание быть добрым и мужественным, наказать обидчика, уверенность, что и ты можешь одержать победу и быть счастливым. С другой стороны, сравнение — это одна из тех логических операций, которые лежат в основе развития мышления ребенка. Осуществляя сравнение себя с персонажами мультфильмов, ребенок нередко приходит к осознанному выводу о том, в чем он их превосходит и к чему ему еще надо стремиться.

Следовательно, просмотр телевизионных передач может служить для младших школьников настоящей энциклопедией нравственности, своеобразным «сводом» моделей поведения в различных ситуациях. Это происходит в том случае, если учитель ставит детей перед необходимостью высказывать свои оценочные суждения, мотивировать собственную точку зрения, обосновывать свое отношение к увиденному.

В ходе этических бесед (о дружбе, желаемых качествах друга, о герое, на которого хотел бы быть похожим) мы обращали внимание детей на те качества и отношения, которые знакомы младшим школьникам, а именно честность (честный — лживый); смелость (смелый — трусливый); отношение к людям (добрый — злой, уважение — высокомерие), к труду (трудолюбивый — ленивый), к вещам (аккуратный — неряха, щедрый — жадный). При этом использовались такие методические приемы, как ссылки на отдельные эпизоды, фрагменты фильма, которые служили эмоционально-образным материалом для анализа поступков реальных людей. Анализ фрагментов телефильма позволяет педагогу корректировать впечатления ребят, способствует более точному и емкому их восприятию.

Как спланировать день?

На сегодняшний день остро стоит проблема повышения культуры потребления информации. СМИ настолько насыщены важными и интересными материалами, что сориентироваться в них чрезвычайно сложно. Неслучайно известный латышский писатель Янис Петерс сравнивает умение читать программу телевидения для выбора соответствующих передач с умением работать в библиотеке и предлагает учить этому детей.

Важной задачей нашей работы являлось формирование навыков ориентации третьеклассников в программе телевидения, осознанного отношения к выбору передач для просмотра. Необходимо было выработать у детей привычку читать телепрограмму, выбирать нужное, ценное и убедить их, что совершенно не обязательно смотреть телевизор каждый день, лучше в свободное время читать книги, заниматься спортом, гулять.

Проводя занятия с детьми, мы старались отойти от привычного пути обучения и воспитания, сводящегося к элементарной трансляции знаний, норм, способов мышления. Развитию воображения, активизации мыслительной деятельности способствуют проблемные ситуации, в основе которых всегда лежит противоречие. Научить ребенка их разрешать — значит помочь ему стать творческой личностью, приучить не пасовать перед трудностями, обогатить его жизненный и познавательный опыт. Для решения не всегда имеются готовые образцы, и, следовательно, необходима некоторая смекалка, сообразительность, чтобы справиться с проблемной ситуацией.

Как спланировать свой день, чтобы успеть выучить уроки, помочь маме, погулять, посмотреть интересные телепередачи?

После первой беседы с детьми стало традицией вывешивать специальную информацию в классном уголке «Посмотри по телевизору». Причем предложения могли вносить как учащиеся, так и учитель. Для этого учителю необходимо знать содержание и направленность передач, адресованных детям.

Надежным посредником между миром ребенка и внешним миром являются сюжетно-ролевые игры.

Целям формирования нравственных оценок телевизионной информации будут соответствовать игры, предлагающие ребенку такие роли, которые требуют от него проявления лучших человеческих качеств, смелости в отстаивании своего мнения, независимости суждений.

Ролевая игра

Для ролевой игры «Телестудия» дети были организованы в малые группы. Такая организация была выбрана нами не случайно. Мы ставили перед собой цель — приучить детей к самостоятельности суждений и оценок телевизионных передач. По мнению психологов, источником самостоятельного мышления является не индивидуальная работа под руководством взрослого, а деятельность в группе. При организации детей в малые группы:

– дети чувствуют себя комфортно, эмоционально раскрепощенно, физически не устают;

– дети объединяются так, как хотят, по своему усмотрению и желанию.

Малые группы позволяют организовать игру интересно и радостно, потому что ребенок может высказать свое мнение; в малой группе ребенок признает мнение других детей; не нарушает, а согласовывает свои стремления с действиями товарищей, поэтому более покладист в общении со взрослыми (педагогом); справедливо сам оценивает свои успехи и неудачи.

Работая в группах, ребенок должен уметь:

– кратко формулировать свою точку зрения;

– выяснять точки зрения своих партнеров;

– обнаруживать разницу точек зрения;

– пытаться разрешить разногласия с помощью аргументов, не переводя логическое противоречие в плоскость личных отношений.

Чтобы усилить субъектную позицию ребенка, обсуждение программы телепередач проходило в два этапа Первый — обсуждение в группах, где каждый «сотрудник телеканала» мог высказать свое мнение о просмотренных телепередачах; второй — выступление от групп «директоров каналов».

Учитель являлся одновременно и участником игры (директором Государственной телерадиокомпании), и руководителем коллективной деятельности.

Формированию навыков осознанного отношения к выбору телепередач для просмотра способствовала ролевая игра «Живое телевидение». Участникам было предложено разделиться на четыре творческие группы, распределить роли и представить себя в роли ведущих телепередачи. Каждая группа должна была сочинить текст, который будет произносить, выбрать мультфильмы, которые покажет зрителям с помощью видеомагнитофона.

Большинство родителей, вероятно, не воспринимают телевидение как фактор воспитания. Если считается необходимым рекомендовать детям книги, спектакли, фильмы, а затем обсуждать их, то, к сожалению, по отношению к телевизионным программам этого не происходит. Телевизионные программы обсуждаются крайне редко, что в определенной степени снижает информированность школьников о программах, предназначенных для них, не настраивает их на восприятие адресованных им передач. Поэтому мы посчитали необходимым выполнение детьми домашнего задания при помощи родителей. Например:

— Возьми программу телевидения на неделю. Прочитай ее с родителями. Какие передачи тебе хотелось бы посмотреть? Отметь их.

— Спланируй свои телевизионные просмотры на следующую неделю.

Проблема формирования нравственных оценок телевизионной информации распространялась на родителей учащихся и учителей базовых школ. Со взрослыми мы проводили беседы с просьбой проявлять большую ответственность и требовательность к себе, к своим высказываниям при детях.

Незаметный переход

Организация творческой деятельности младших школьников для формирования осмысленного отношения к телевизионным передачам является обязательным элементом во внеклассной работе. Здесь мы исходим из общепризнанного положения, выдвинутого С.Л. Рубинштейном, согласно которому непременным условием развития личности может быть только включение ее в активную, творческую, самостоятельную деятельность.

По мнению психологов, необходимыми компонентами творчества являются процессы мышления и воображения. Определяя задачи по развитию мышления, мы в первую очередь уделяли внимание формированию качеств мышления, которые способствуют развитию креативности — способности порождать новые идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.

Телевидение и игра — любимые занятия младших школьников. Так в играх-инсценировках по просмотренному мультфильму ребенок постепенно входит в содержательный мир фильма и оценивает поступки персонажей, что обычно вызывает большие затруднения. Это связано с тем, что у детей младшего школьного возраста преобладает ситуативное восприятие событий без проникновения в их причинно-следственные связи.

Использовать игру в организованном воспитательном процессе можно при создании собственных рисованных мультфильмов. В основе этого метода лежит принцип диафильма — каждый рисунок представляет собой отдельный кадр. Конечно, полноценного движения в таком мультфильме нет, картинка не «оживает», как в настоящем анимационном кино, зато все желающие могут принять участие в его создании.

В последние годы анимацию стали активно применять в образовательных целях: появились рисованные и кукольные мультфильмы, где в игровой форме детям объясняют математические понятия, обучают чтению, письму, логике. Элементы анимационного кино часто встречаются в компьютерных учебных программах для школ и вузов. По нашему мнению, использование мультипликации в воспитательной работе с детьми является одним из эффективных средств безболезненного взросления младших школьников, постепенного вхождения их в мир взрослых, незаметного перехода от игры к обучению, что в значительной мере составляет содержание проблемы преемственности.

Возможность для самовыражения

Значительную роль в воспитании младших школьников играет метод театрализованных мероприятий благодаря его мощному воздействию на эмоциональную сферу ребенка. С целью формирования интереса к мультипликации, создания условий для реализации творческих способностей детей мы провели такие театрализованные мероприятия, как «Парад мультфильмов», «Праздник мультипликации».

Работа по созданию мультфильма началась с построения сюжета сказки, где Принц ищет для себя Принцессу. Ищет, встречаясь с теми героями и проходя через те препятствия, которые дети сами для них изобретут и... помогут преодолеть тем или иным способом.

Ценность данной работы заключается в том, что герои, выбранные для мультфильма, — это те персонажи, на которых наши дети хотят или не хотят быть похожими, чьи качества примеряют на себя либо, напротив, отвергают.

Из педагогической литературы известно, что чем младше ребенок, тем чаще следует прибегать к невербальным формам воспитания: игре, изобразительной деятельности. Через действие ребенку легче понять эмоциональное состояние героя, адекватно выразить свое отношение к его поступку. Поэтому помимо игр-инсценировок по сюжетам любимых мультфильмов нами широко использовались пластические этюды на выражение основных эмоций, разработанные М.И. Чистяковой.

Изобразительная деятельность является самоценным и специфичным видом художественно-творческой деятельности. В процессе рисования формируется умение видеть, всматриваться, фантазировать, а затем отражать в своих работах увиденное. Мы рассматриваем изобразительную деятельность как возможный метод изучения внутреннего состояния ребенка, его способности не только отражать впечатления, полученные в жизни, но и выражать свое отношение к изображенному, показывая в рисунке характер героев, настроение, сказочность. В итоге ребенок еще быстрее продвигается к правильному осмыслению фильма.

Выполнение творческих заданий (создание собственного мультфильма, рисование на тему «Мой любимый герой мультфильма») дает каждому ребенку возможность для самовыражения.

И. ГУНДОРОВА,
кандидат педагогических наук,
г. Кострома

ЛИТЕРАТУРА

1. Баженова Л.М. Герои книг на экране // Начальная школа. — 1998. — № 8. — С. 17–22.

2. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. – М.: Издательство МГУ, 1991. — 127 с.

3. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. — СПб.: Речь, 2000. — 507 с.

4. Рожков М.И. Социальные пробы как средство нравственного воспитания // Нравственное воспитание: Тезисы чтений памяти К.Д. Ушинского. — Ярославль: Издательство ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2001.

5. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. — 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.