Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №12/2006


ИГРОТЕКА

ИГРА «КОЛЮЧКА»

Окончание. Начало см. в № 11/2006

ЧАСТЬ II

Разминка

Проводится любая игра на сплочение, например «Молекулы».

Члены группы – атомы, свободно двигающиеся по комнате под музыку. По сигналу ведущего атомы объединяются в молекулы по 2, 3, 4, 5 человек. Последний раз объединяются все члены группы.

После окончания игры группа возвращается к сказке «Колючка».

Введение в игровую ситуацию

Участники вспоминают первую часть игры, рассказывают, что им запомнилось, показывают группе сделанные дома рисунки. Все рисунки принимаются.

Игра «Осанка и улыбка»

Ведущий. Ребята, в прошлый раз мы закончили сказку на том месте, где Колючка выпрямилась, посмотрела по сторонам и улыбнулась.

Сейчас я предлагаю вам сделать следующее упражнение.

Встаньте все, выпрямитесь, расправьте плечи, подожмите животики. Поднимите голову так, чтобы она держалась на гордой, высокой шее, Плечи свободные, вы энергичные, дыхание свободное. Улыбнитесь друг другу.

Поза, в которой вы сейчас стоите, – поза уверенного человека. Главное в этом упражнении – найти необходимое внутреннее самоощущение.

А что же дальше произошло на волшебной поляне?

Ведущий читает следующий отрывок из сказки.

И вдруг все цветы улыбнулись ей в ответ. Колючка пошевелила корнями и почувствовала, что земля поит ее своими водами, подняла голову и увидела, как ей улыбается солнышко, пошевелила листиками и ощутила ласковое прикосновение ветерка. Птицы спели ей красивую песню, и Колючка расцвела.

Упражнение «Цветение розы»

Ведущий. Ребята, сейчас вы сделаете еще одно упражнение, которое называется «Цветение розы».

Устраивайтесь поудобнее на своих стульях, закройте глаза, глубоко вздохните несколько раз и расслабьтесь. Представьте волшебную поляну. Какая она – большая или маленькая?.. Какие цветы на ней растут, есть ли там холмики, отдельные кусты? Может быть, на ней есть съедобные ягоды?

(Чтобы детям было легче представить себе поляну и цветы на ней, можно включить спокойную музыку.)

Вы видите розовый куст с цветами и бутонами. Обратите внимание на один из бутонов. Он еще полностью закрыт, лишь наверху можно увидеть розовую точку. Вообразите, что зеленая чашечка начинает раскрываться, обнажая пока еще закрытые лепестки цветка. Наконец перед вашим мысленным взором предстает весь бутон, состоящий из розовых лепестков.

Лепестки начинают медленно раскрываться, расходиться в стороны – и вы видите свежую, прекрасную розу во всем ее великолепии. Попытайтесь уловить ее характерный запах, который не спутаешь ни с каким другим. Теперь представьте, что на розу падает солнечный луч, освещая и согревая ее...

В течение некоторого времени удерживайте это изображение.

Теперь отождествите себя с розой. В символическом смысле вы и есть эта роза, вы пробуждаетесь и открываетесь навстречу миру.

Представьте, что вы стали розовым кустом. Ваши корни пронизывают землю, от которой поступают питательные вещества. Ваши листья и цветы растут, тянутся вверх, питаются энергией солнечного света и согреваются ею.

Вообразите, что вы – другие розовые кусты, растения и деревья. Вы – всё, что существует за счет этой жизненной энергии и составляет часть планеты, великого целого. Попытайтесь удержать это ощущение.

Я медленно считаю до пяти, на счет «пять» вы открываете глаза и рассказываете, какую вы сумели увидеть поляну и розовый куст на ней.

Дети (по желанию) рассказывают о том, что им удалось представить.

Игра «Ласковые ладошки»

Ведущий. Ребята, а вам понравилось, как солнечный луч согревал ваш цветок? Сейчас вы тоже сможете подарить друг другу свое тепло.

Участники занятия становятся в круг друг за другом, и каждый последующий гладит стоящего впереди по голове, спине, внешней части рук (легко, слегка прикасаясь).

Затем один ученик (это может быть отвергнутый или тот, кто не почувствовал тепло от другого) становится в центр круга, и все участники гладят его.

Игра «Качества характера»

Ведущий. Вы помните, когда Колючка ощутила вот такое ласковое прикосновение, она расцвела. Знаете, что она сказала?

– Расцвела! Я расцвела! – воскликнула Колючка. – Спасибо тебе, Солнечный Лучик. Как же здесь хорошо!

И красавица Колючка радостно затрепетала – у нее начиналась новая жизнь.

Ведущий. Ребята, подскажите, а какие качества характера нужны человеку для дружбы с другими людьми?

Дети по очереди высказывают свое мнение, ведущий записывает все предложенные качества на бумагу. В конце обсуждения он их зачитывает.

Игра «Самое ценное»

Ведущий. Сейчас я прошу вас назвать самое ценное свое качество, которое способствует вашему взаимопониманию с другими. Ответьте на вопрос: если бы сейчас вы могли помочь другим прийти к взаимопониманию, что бы вы им сказали? Назовите черту характера, которая этому способствует. Назовите самое ценное ваше качество.

Дети по очереди называют свое самое ценное качество.

Анализ сказки

Ведущий задает ребятам вопросы для анализа сказки:

1. О чем эта сказка?

2. Почему Колючка казалась себе одинокой?

3. Кто помог Колючке изменить взгляд на жизнь? Каким образом?

4. Что она сделала, чтобы расцвести?

5. Есть ли среди ваших знакомых кто-нибудь, похожий на Колючку?

6. Знакома ли вам такая ситуация и те чувства, которые испытывала Колючка?

7. Как можно помочь человеку, похожему на сказочную Колючку?

8. Чему мы можем научиться у этой сказки?

9. Какое значение для вашего класса может иметь эта игра?

Желательно, чтобы каждый участник мог высказать свое мнение. Все мнения заинтересованно выслушиваются и обсуждаются.

Игра «Мне нравится в тебе...»

Ведущий. Игра подходит к завершению. Сейчас каждый из нас скажет своему соседу слева приятные слова, продолжив фразу: «Мне нравится в тебе...»

Дети по очереди говорят друг другу комплименты.

Игра «Я желаю тебе...»

Ведущий. А сейчас мы поменяемся местами и скажем своему новому соседу пожелание, продолжив фразу: «Я желаю тебе...»

Ребята пересаживаются на новые места и высказывают пожелания своим соседям.

Обсуждение игры

Участники занятия обсуждают игру, делятся своими впечатлениями. Рассказывают о том, что им особенно понравилось и запомнилось и чего, по их мнению, не хватало.

Прощание со сказкой

Ведущий обращает внимание членов группы на то, что они несколько изменились, потому что пребывание в сказке обязательно меняет человека – иногда сразу, иногда постепенно.

Он благодарит группу за совместно пройденный путь. Все прощаются со сказочной страной, говорят: «До свидания, сказка!»

Ирина СТИШЕНОК,
г. Гомель,
Республика Беларусь