Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №15/2006


КОНКУРС

НОМИНАЦИЯ:

«КОРРЕКЦИОННАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА СО ШКОЛЬНИКАМИ»

ГРАНИ МОЕГО «Я»

Программа комплексного взаимодействия
с подростками «группы риска»

Предлагаемая программа предназначена для работы с учащимися 7–9-х классов в течение года и направлена на создание условий для личностного роста и укрепления здоровья детей данного возраста. Поэтому занятия могут использоваться не только с коррекционной целью для проблемных учащихся, но и для всех школьников.

Сценарии занятий составлены по единой схеме работы с детьми по усвоению приемов саморегуляции и формированию необходимых жизненных навыков. Эта схема предполагает определенную последовательность:

1. Формирование понятия и потребности в овладении навыком.

2. Расширение представления о понятии и отработка умений.

В зависимости от особенностей конкретной группы детей количество занятий по определенным темам можно сокращать либо менять их последовательность.

Стрессоустойчивость подразумевает умение ребенка вступать в равноправные партнерские отношения с людьми разного возраста, поэтому мы считаем целесообразным начинать работу с формирования навыков общения.

На занятиях учащиеся получают знания о том, как общаться, упражняются в применении приемлемых способов поведения, овладевают навыками эффективного общения.

Большое внимание уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию.

Опыт показывает, что эффективность подобных занятий выше, когда учащиеся ощущают полную безопасность и доверие к ведущему.

Несмотря на существование конкретного плана каждого занятия, в намеченный замысел могут вноситься изменения в ходе занятия или накануне в связи с поступившим запросом (со стороны учащихся, преподавателей или родителей).

По форме занятия являются тренингом, где через специальные игры и упражнения формируются навыки и участники получают определенную информацию. На занятиях у ребят есть возможность получить конкретные знания, осознать и решить свои личные проблемы, а также выработать адекватную самооценку и скорректировать свое поведение.

Перед началом работы (на первом занятии) обязательно вместе с детьми принимаются правила (групповые нормы) поведения на занятиях, где учитываются все пожелания участников.

Используемые на занятиях диагностические процедуры служат для учащихся инструментом самопознания. Интерпретировать и комментировать полученные данные можно в целом для всей группы участников или индивидуально для каждого в письменном виде.

Основные задачи занятий:

• Изучение личностных особенностей и черт характера участников.

• Обучение учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.

• Обучение способам внутреннего самоконтроля и сдерживания.

• Снятие негативных импульсов.

• Формирование позитивной моральной позиции.

• Первичная профориентация.

Программа состоит из четырех частей и реализуется по четвертям. В первой четверти проводятся занятия, направленные на диагностику, то есть изучение индивидуальных особенностей учащегося. Вторая часть посвящена повышению самооценки, личностному росту подростков. Встречи в третьей четверти включают в себя темы по профилактике приема ПАВ. И последняя часть направлена на ознакомление с миром профессий и первичную профориентацию подростка.

Нетрадиционная форма проведения занятий, разнообразное содержание, отсутствие напряженности, дружелюбная атмосфера — все это создает положительный эмоциональный фон и вызывает желание посещать занятия. На занятиях учащиеся имеют возможность снять напряжение, получить эмоциональную разрядку. Ведущий следит за отношениями участников, старается предупреждать конфликты.

В конце занятия учащиеся получают задания на дом, позволяющие проанализировать собственные поступки и отработать полученные навыки.

Планируя занятия, важно учитывать не только возрастные закономерности, но и проблемы и поведение конкретных детей.

В качестве примера предлагается описание одного из занятий, проведенных по программе.

ЗАНЯТИЕ 12
Жизнь по собственному выбору

Цель: формирование самосознания подростка, личностный рост.

Материалы: гуашь, цветные карандаши или фломастеры, листы формата А4 на каждого участника, мяч.

Перед занятием участникам раздают бейджи и просят записать свое имя.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Я надеюсь, что наша встреча пройдет интересно и с пользой для каждого из вас. Сегодня мы постараемся послушать друг друга и сделаем нечто, что позволит почувствовать себя более уверенными и защищенными.

I. Разминка «Доброе животное»

Ведущий. Ребята, нас с вами девять человек, и мы организовали группу. Для того чтобы почувствовать себя одним целым, я предлагаю выполнить упражнение «Доброе животное». Встаньте в круг плечом к плечу и возьмите друг друга за руки. Вы — одно большое доброе животное. Животное дышит. Шаг назад – вдох. Шаг вперед — выдох. У животного бьется сердце. Два шага назад — притопывая, два шага вперед. Спасибо.

II. Упражнение «Рыба для размышления»

Ведущий. Для того чтобы нам познакомиться поближе, я предлагаю каждому из вас «поймать рыбу» — вытянуть карточку и закончить записанное на ней предложение.

Каждый участник группы «ловит рыбу», доставая из корзинки карточку с неоконченным предложением. После этого он зачитывает предложение, завершая его своими собственными словами.

Предложения на карточках:

Самый большой страх — это...

Я не доверяю людям, которые...

Я сержусь, когда...

Я не люблю, когда...

Мне грустно когда...

Когда я спорю...

Когда на меня повышают голос, я...

Самое грустное для меня...

Человек считается неудачником, если...

Мне скучно, когда...

Я чувствую неуверенность, когда...

Ведущий. Какое чувство вы испытали, заканчивая предложения? Действительно, каждый из нас переживал чувства страха, неуверенности, неуспеха. Наверное, случалось, что вы были обижены, у вас было плохое настроение или на душе грустно, или вы просто скучали. В этот момент каждому хочется иметь поддержку и защиту. С древних времен люди создавали для себя талисманы и обереги. Сегодня мы с вами постараемся создать такую поддержку для себя.

III. Коллаж «Мой герб»

Ведущий. Во второй половине XV века крестоносцы в Европе стали использовать специальные эмблемы для обозначения своего положения в обществе. Люди знатного происхождения гордились своими гербами. Гербы не только обозначали индивидуальность того или иного человека, качества его характера, его успехи и привилегии его семьи, но и говорили о его происхождении. Для распознавания воина щиты покрывали яркими красками (эмалями), украшали деталями. Основой герба служит щит. И не зря: щит — это защита, помощник в трудную минуту. Сегодня каждый из вас сделает для себя герб.

Для этого вы получите листы с основой герба. Он разделен на пять частей. В первой вам надо изобразить то, что вы умеете делать лучше всего.

Во второй — место, где вы чувствуете себя хорошо: уютно и безопасно.

В третьей — самое большое свое достижение.

В четвертой — трех человек, которым вы можете доверять.

Все это вы можете изобразить с помощью слов, картин, символов, рисунков.

А в пятой напишите три слова, которые хотели бы услышать о себе.

Время на работу — 15 минут.

Участникам дается время на создание собственного герба. По желанию участники рассказывают о том, что у них получилось. Обсуждение.

Ведущий. Каждому из нас надо помнить, что, герб который вы изготовили, поможет вам:

— когда вам скучно, вспомнить те дела, которыми можно заняться;

— когда одиноко, подумать о тех людях, к которым вы можете прийти и поделиться своими мыслями;

— стать более уверенными, вспомнив свои достижения, и задуматься о том, чего еще вы можете достигнуть;

— мысленно представив то место, в котором вам уютно и хорошо, отдохнуть и успокоиться;

— когда же бывает горько, обидно, страшно, тревожно, для поддержания духа вспомнить и произнести вслух три слова, которые вам хотелось бы слышать о себе.

IV. Упражнение «А что дальше?»

Ведущий. Сейчас я предлагаю вам потренироваться и произнести слова о себе вслух, уверенно и громко.

А как звучат эти слова из уст других? Я предлагаю проговорить эти слова каждому из нас, чтобы услышать их со стороны. Каждый может сказать слова тому, кому он хочет. Эти слова должен услышать каждый. Спасибо.

Участники по кругу проговаривают свои мысли.

— Что вы чувствовали, когда сами произносили эти слова?

— Была ли разница между тем, когда вы говорили и когда вам говорили?

— Как вы думаете, что нужно делать, чтобы соответствовать этим словам?

Ведущий. Действительно, если мы хотим услышать эти слова о себе, нам прежде всего надо понять себя и начать работать над собой. А начать можно с самого простого. Например, позаботиться о своем здоровье.

Сейчас я предлагаю вам встать и освоить еще один прием приобретения уверенности — массаж. Встаньте друг за другом по кругу. Мягко положите руки на голову впередистоящему и слегка помассируйте макушку головы, затем плечи. Можно слегка постучать ребрами ладони. Теперь слегка пощипайте спину, погладьте. Слегка постучите кулаками, еще раз погладьте.

Я вижу ваше хорошее настроение. Возможность поделиться своими мыслями и чувствами помогает лучше понять себя. Давайте попробуем взяться за руки и молча поговорить друг с другом.

Закройте глаза. Теперь возьмитесь за руки. Постарайтесь сосредоточиться на звуках вокруг вас, пусть каждый сосредоточится на том, что слышит. постарайтесь узнать звуки, которые до вас доносятся.

Не открывая глаз, сконцентрируйте внимание на ладонях соседей справа и слева, ладонях, которых вы касаетесь. Постарайтесь понять и запомнить свои ощущения и чувства.

Теперь по-прежнему с закрытыми глазами разнимите руки и сосредоточьтесь на своем дыхании: почувствуйте, как воздух входит через нос и рот, как движется грудная клетка и живот при каждом вдохе и выдохе.

А теперь представьте, что в каждом центре вашего существа есть маленькая частица, очень спокойная и счастливая. Не затронутая страхами и заботами о будущем, она пребывает там в полной гармонии, в мире и счастье. До нее нельзя добраться, прикоснуться. Если вы пожелаете, ее можно представить в виде какого-нибудь образа — язычка пламени, драгоценного камня или озера с гладкой спокойной поверхностью. Наполненная радостью, спокойствием, она, эта драгоценная частица, находится в полной безопасности. Она там, глубоко в нас. Представьте теперь, что то, что находится глубоко, в самом центре, в самом ядре вас, — это вы сами.

Снова возьмитесь за руки. Постарайтесь вложить свои ощущения в ладони стоящих слева и справа от вас и одновременно ощутить те чувства, которые они посылают вам...

Откройте глаза.

Спасибо. Наше занятие подошло к концу.

V. Рефлексия

1. Что нового для себя вы узнали на нашем занятии?

2. Что вам понравилось и что не понравилось?

3. Как вы считаете, поможет ли вам герб справиться с плохим настроением и стать более уверенными в своих силах?

VI. Ритуал прощания «Аплодисменты по кругу»

Ведущий. Обратная сторона вашего герба осталась чистой, и, прежде чем проститься, я хочу вам подарить на память девиз дня, который вы можете поместить на обратную сторону. Я не знаю, кому какой девиз достанется, но одно слово может перевернуть всю жизнь или стать спутником жизни. Девиз находится на обратной стороне маленьких цветных гербов.

Статья подготовлена при поддержке интернет-магазина «DostavkaKresel.Ru». Если Вы решили приобрести качественное и надежное кресло, то оптимальным решением станет обратиться в интернет-магазин «dostavkakresel.ru». На сайте, расположенном по адресу www.dostavkakresel.Ru, вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать кресло по выгодной цене. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.dostavkakresel.Ru.

Спасибо вам за работу. Всего доброго.

Надежда НИКОЛАЕВА,
педагог-психолог
МОУ «СОШ № 56»,
г. Чебоксары,
Республика Чувашия