Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №15/2006


КОНКУРС

НОМИНАЦИЯ:

«ПСИХОЛОГ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС: ПРОГРАММЫ, ФОРМЫ И  МЕТОДЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ПСИХОЛОГА С ПЕДАГОГАМИ И АДМИНИСТРАЦИЕЙ»

Как быть уверенным в себе

Тренинг для педагогов

Цель: развитие у педагогов личностных тенденций, осознание мотивационных установок, обучение навыкам уверенного поведения.

Задачи:

1) гармонизация отношений;

2) углубление процесса самопознания;

3) познание себя при помощи группы;

4) отработка приемов уверенного поведения и усиление чувства уверенности в себе.

Условия проведения

Занятия проводятся один раз в месяц. Приглашаются все желающие, но не более 12–14 человек, можно и больше, но это займет больше времени. Цикл практических занятий рассчитан на 6–8 часов (4 занятия). Продолжительность занятий — 1,5–2 часа.

CХЕМА РАБОТЫ

1) Вводная часть:

– Приветствие.

– Психологическая разминка.

– «Поговорим о прошлом занятии».

2) Основная часть:

– Игры и упражнения на отработку уверенного поведения и усиление чувства уверенности в себе.

– Релаксация.

3) Заключительная часть:

– Рефлексия.

– Прощание.

ЗАНЯТИЕ 1

Тема: «Аргументация своей точки зрения, отстаивание своих интересов»

Задачи:

1) создание благоприятных условий для работы группы;

2) обучение способу обоснования своей позиции;

3) отработка приемов уверенного поведения и усиление чувства уверенности в себе;

4) гармонизация отношений.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Приветствие. Упражнение «Племя бумба-юмба»

Психолог. Мы с вами попали в племя бумба-юмба. Поприветствуем жителей так, как принято в их племени. По сигналу — один хлопок в ладоши — мы должны потереться носиками, по сигналу — два хлопка в ладоши — потереться спинками.

Рефлексия: какие чувства вы испытывали?

Упражнение «Приветствие по кругу»

Психолог (предлагает закрыть глаза). Сейчас я дотронусь до того, кто сидит справа от меня. Он примет мое приветствие и с закрытыми глазами точно таким же образом дотронется до своего соседа, передавая привет ему, и так далее, пока мое приветствие опять ко мне не вернется, только уже с другой стороны.

Упражнение «Заключение контракта»

Ознакомление с темой тренинга, его целями, режимом работы.

Выработка правил группы производится с помощью мозгового штурма, следует записать все выбранные правила на листе ватмана.

– Говорить от своего лица.

– Говорить о происходящем здесь и сейчас.

– Избегать оценок.

– Все активны.

– Слушать, не перебивая.

– Конфиденциальность.

– Право на личное мнение.

– Ко всем обращаться по имени.

– Точность начала и конца занятия.

Информационный блок

Психолог. Главная особенность неуверенной в себе личности состоит в том, что в социальной деятельности такой человек стремится избегать любых форм личного самопроявления. Демонстрация собственного мнения, достижений, желаний или потребностей либо крайне неприятна (вследствие страха, стыда, вины, связанных с самопроявлением), либо невозможна (вследствие отсутствия соответствующих навыков), либо не имеет смысла в рамках его системы ценностей и представлений.

Существуют также вполне очевидные и простые для наблюдения характеристики поведения, отличающие уверенных в себе людей.

Уверенные в себе люди говорят громко, но не кричат, часто смотрят в глаза собеседнику, но не «сверлят» его глазами, всегда выдерживают определенную дистанцию общения, не приближаясь к собеседнику вплотную. Они умеют держать паузу в разговоре, редко перебивают партнеров, способны ясно и четко выражать свои мысли. Уверенные в себе люди говорят открыто о своих чувствах, желаниях и претензиях, сопровождая их кратким и четким обоснованием, часто используют местоимение «Я», не боятся выражения личного мнения. От уверенных в себе людей редко можно услышать оскорбления, упреки, обвинения. Все претензии к окружающим они высказывают от своего собственного лица. Нельзя сказать, что эти способности формируются сами собой или что человек уже рождается уверенным в себе. Как и все социально-психологические качества личности, уверенность в себе формируется в ходе социализации, те есть во взаимодействии с социальным окружением.

Сегодня у нас первое занятие, тема которого «Аргументация своей точки зрения, отстаивание своих интересов». Данный навык общения тесно связан с уверенностью в себе; уверенное поведение — оптимальный способ обоснования своей позиции.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Упражнение «Нападающий и защищающийся»

Участники группы делятся на пары и ведут диалог. Нападающий чувствует свое превосходство. Он указывает, ругает, критикует, требует, говорит громко, то есть «нападает». Защищающийся постоянно извиняется и оправдывается, старается угодить, говорит вкрадчиво, тихо, то есть «защищается». Через пять минут участники меняются ролями. Каждый должен полностью испытать власть, авторитет «нападающего» и манипулирующую пассивность «защищающегося».

Рефлексия

— Как вы себя чувствовали в каждой роли?

— Какая роль была по душе, а какой трудно следовать?

— Сравните сыгранные роли с действиями в реальной жизни.

Упражнение «Времена года»

Участники называют по порядку времена года. Затем объединяются в группы по временам года. В каждой группе выбирается ведущий, который становится впереди своей подгруппы и показывает любое танцевальное движение, остальные дружно его повторяют. Затем ведущий становится в конец, а следующий участник, становясь ведущим, показывает свое движение, и так до тех пор, пока каждый участник не побывает в роли ведущего.

Рефлексия

— Что вы испытываете после выполнения упражнения?

Упражнение «Полюсы»

Первый набор полюсов: мягкий, ответственный, замкнутый, сдержанный.

Второй набор полюсов: нерешительный, уступчивый, суровый, твердый,

Психолог. Осознайте полюсы, на которых лежат карточки, и выберите полюс, присущий вам.

После того как участники группы распределятся по «полюсам», задаются следующие вопросы:

— Как себя чувствуете, что чувствуете, ощущаете?

— Нравятся полюсы или нет?

— Кто такие те, кто находится на данном полюсе?

— Как они себя чувствуют, чего боятся, чего хотят, чего не хотят?

Упражнение «Базар»

Каждый участник может «продать» какое-то свое качество, разрекламировав его и взяв взамен у коллег то, которое ему нужно.

Рефлексия

– Как вы сейчас себя чувствуете? Хотелось ли вам что-нибудь изменить?

Упражнение «Путешествие» (медитация)

Психолог предлагает участникам занять удобное положение и включает запись спокойной музыки.

Закройте глаза... Представьте, что вы отправились в путешествие. Вы объездили множество стран, познакомились с разными людьми.

И вот вы едете через поле. Вокруг летают бабочки, стрекозы. Жужжат пчелы — они собирают мед. Поют птицы — они радуются, что вы едете через их поле. Пахнет цветами и свежей травой. На холме вы видите прекрасный дворец. Что-то подсказывает вам, что очень важно поехать именно туда. И вы направляетесь по дороге, ведущей к дворцу.

Когда вы входите во дворец, то поражаетесь его красотой. Все здесь удобно и красиво, как будто кто-то строил этот дворец специально для вас. И вы понимаете, что здесь найдете что-то очень важное для себя. Вы идете по дворцу легкой и уверенной походкой.

Представьте, что вы идете по нему и находите для себя то, что вы хотите...

Все то, что вы нашли для себя в этом прекрасном дворце, остается с вами, и вы возьмете это с собой, когда будете возвращаться. А сейчас сделайте глубокий вдох... и выдох. Возьмите с собой все то хорошее, что было с вами. И потихоньку открывая глаза, возвращайтесь к нам.

Рефлексия

— Какие чувства вы испытываете после путешествия?

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Рефлексия по результатам занятия.

Упражнение «Закончи предложение» (письменно)

– Во время занятия я поняла, что...

– Самым полезным для меня было...

– На занятии мне не понравилось...

– На следующем занятии я хотела бы...

Домашнее задание

Нарисуйте таблицу, в которой будет две графы. В первой зафиксируйте особенности поведения и общения, которые помогают устанавливать доброжелательные отношения с партнером, способствуют снятию эмоционального напряжения, если такое возникает.

Во второй — те ваши качества и особенности поведения, которые мешают формированию положительных взаимоотношений, повышают напряженность в общении, способствуют конфликтности.

Прощние. Упражнение «Благодарю тебя»

Все образуют круг. Начинает психолог. Он протягивает руку и говорит стоящему справа участнику: «Спасибо, Галина, мне было приятно с тобой выполнять упражнения». Тот, чье имя было названо, обращается со словами благодарности к соседу: «Спасибо, Катя, за оказанную поддержку», — и берет соседа за руку, и так до завершения круга. В заключение все громко аплодируют друг другу и говорят: «Спа-си-бо! До свида-ния! До встре-чи!»

ЗАНЯТИЕ 2

Тема: «Мои права и права других людей»

Задачи:

1) закрепление навыков уверенного поведения с учетом прав окружающих;

2) ознакомление с принципами взаимодействия с другими людьми, подразумевающими учет их мнения;

3) создание благоприятного социального психологического климата.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Психолог. Здравствуйте! Я рада видеть каждого из вас и надеюсь на творческую и конструктивную работу.

Приветствие. Упражнение «Новый способ»

Психолог. Стоя в круге, вам необходимо по очереди назвать свое имя и продемонстрировать какой-либо жест. А мы все вместе будем повторять каждое предложенное приветствие.

Рефлексия

— Какое настроение? Какие ощущения?

Психолог. Сегодня я познакомлю вас с принципами взаимодействия с другими людьми, мы закрепим навыки уверенного поведения.

Обсуждение домашнего задания

– Какие особенности поведения и общения, по-вашему, помогают устанавливать доброжелательные отношения с партнером?

– Какие качества и особенности поведения мешают формированию положительных взаимоотношений?

– Что вы испытывали при заполнении данных граф?

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Упражнение «Индивидуальное восприятие»

A. Одному из участников предлагается рассадить всех остальных по цвету глаз: от светлоглазых до темноглазых. В ходе выполнения задания никто не имеет права корректировать его мнение.

После того как задание выполнено, кому-нибудь другому предлагается скорректировать полученную комбинацию по-своему и т.д.

Чаще всего один из участников высказывает мысль о том, что, сколько бы ни было корректоров, каждый внесет свои изменения: «Каждый видит по-своему».

Б. Одному из участников предлагается пересадить всех в соответствии с тембром голоса. Каждый участник произносит свое имя. Послушав голоса, водящий должен рассадить всех по голосам — от самого высокого до самого низкого.

Другой участник корректирует расстановку участников по тембру голоса.

Итак, всем становится очевидно, что каждый «слышит по-своему». Таким образом демонстрируется индивидуальность не только зрительного, но и слухового восприятия.

В. Далее проверяется еще один канал восприятия — прикосновение. Предлагается расположить участников по теплоте рук (в качестве «эксперта» и «корректора» выбираются самые стеснительные члены группы). Первый поочередно пожимает руки в виде приветствия, а затем рассаживает всех по порядку — от «самого теплого» до «самого холодного». Второй корректирует расположение участников в ряду.

В заключение всем предлагается пересесть на любое место, на котором им хочется сидеть в данный момент. Проводится обсуждение: как при наличии индивидуального восприятия людям удается решать проблему общения? Нужно подвести группу к принципам взаимодействия с другими людьми.

Принципы взаимодействия

1) Каждый имеет право чувствовать, видеть, слышать, думать по-своему;

2) каждый обязан признавать это право за окружающими.

Рефлексия

– Что такое уважение к чувствам другого человека?

– Почему нельзя убедить человека, что он не должен испытывать тех чувств, которые он в действительности испытывает?

Упражнение «Мой герб»

Психолог. В старину было принято изображать на воротах замка, на щите рыцаря родовой герб и девиз — краткое изречение, выражающее руководящую идею или цель деятельности владельца. Мы не будем писать девиз, а нарисуем герб. Каждый из вас должен изобразить свой герб, который отражает ваше жизненное кредо, отношение к себе и миру в целом. Не смущайтесь, если вы не умеете рисовать, начинайте, и у вас обязательно получится.

После завершения рисования организуется выставка. Каждый рисунок получает свой номер. Все ходят по выставке, пытаясь угадать, чей герб изображен на каждом рисунке. Свои догадки фиксируют на бумаге, записывая номер герба и имя участника, которому, по их мнению, принадлежит герб. Затем все собираются в круг, обмениваются мнениями. Подводится итог: определяется самый проницательный участник — тот, кто правильно назвал больше всех авторов гербов.

Упражнение «Мое отражение»

Психолог. Поиграем в игру, которая поможет нам выявить наше отношение к самим себе. Задача каждого — внимательно посмотреть на себя в зеркало и попытаться воспринять себя несколько отстраненно, как если бы он видел не свое отражение, а лицо незнакомца, которое привлекло его внимание. Сосредоточенно изучите этого человека, а затем попытайтесь ответить на следующие вопросы:

– Что привлекательного вы видите в этом человеке?

– За что его можно любить?

– Что в нем вызывает уважение, а может быть, восхищение?

Постарайтесь быть предельно честными. Это потребует от вас известной доли мужества.

Рефлексия

— Что вы испытывали при выполнении этого упражнения?

— Кто испытывал сильное сопротивление и так и не смог сказать в свой адрес ничего хорошего? (Это сигнал для серьезных раздумий о себе и о своей жизни.)

Релаксационное упражнение «Луг-лес-луг»

Психолог. Закройте глаза, сядьте удобнее, руки положите свободно на колени. Слушайте только то, что я вам говорю. Сконцентрируйтесь на моем голосе. Сделайте три глубоких вдоха, вдыхайте и выдыхайте спокойно, не напрягаясь. Вдох носом, выдох ртом, губы при этом чуть приоткрыты. Вы слышите только мой голос. Посторонние мысли пролетают мимо. Уберите своего внутреннего критика, он не должен вам мешать слышать мой голос. Дыхание спокойное и размеренное, покой — покой — покой.

Представьте, что вместе с воздухом в грудную клетку попадает «добрая» энергия. Чистая, светлая, добрая. С каждым вдохом ее больше... Энергия — клубок желтых ниток. Почувствуйте ее тепло, почувствуйте тепло в груди, оно ниточками проникает во все точки тела, эти лучики согревают своим теплом. Вам уютно, приятно, комфортно, тепло, вы отдыхаете. Вдох — выдох. Концентрируйтесь на выдохе.

А теперь представьте, что вы — на лугу, залитом светом солнца. Посмотрите, вслушайтесь, что за звуки вас окружают? Почувствуйте запах, что это за запах? Цветы, какие они — цвет, форма, большие — маленькие, запах?

Идите, идите по лугу. Вы идете по дороге. Что это за дорога: узкая — широкая, извилистая — прямая, что под ногами — трава, песок, щебень, асфальт? Что чувствуете? Перед вами лес, вы заходите в него. Какой здесь запах, какие звуки, какие деревья? Тропа выводит вас из леса. Снова — луг. Какой это луг? Запах — цветы — ветерок. Что за аромат и свежесть...

Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы полны сил и энергии.

А сейчас пусть каждый нарисует то, что видел.

Рефлексия

— Какие ощущения от выполнения упражнения?

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Психолог. Подведем итоги:

– мы познакомились с принципами взаимодействия с другими людьми;

– поработали над навыками уверенного поведения с учетом прав окружающих.

На следующем занятии будем знакомиться с тем, как правильно высказать просьбу и реагировать на нее.

Упражнение «Рефлексивнaя мишень»

На листе бумаги А4 рисуется мишень, которая делится на 4 сектора:

1 — оценка содержания; 2 — оценка формы, методов взаимодействия; 3 — оценка деятельности ведущего; 4 — оценка своей деятельности.

Каждый участник маркером «стреляет» в мишень четыре раза – по одному в каждый сектор, делая метку (точку, плюс и т.д.). Метка соответствует его оценке результатов состоявшегося взаимодействия.

После того как каждый участник «выстрелил» в рефлексивную мишень, она вывешивается на всеобщее обозрение и психолог организует ее краткий анализ.

Прощание. Упражнение «Благодарю тебя».

ЗАНЯТИЕ 3

Тема: «Просьба»

Задачи:

– обучение тому, как правильно высказывать просьбу и реагировать на нее;

– развитие умения определять психологические характеристики — свои и окружающих;

– упрочение уверенности в себе;

– создание благоприятных условий для дальнейшего сплочения коллектива.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Приветствие «Здравствуй, а я тебя помню!»

Психолог. Мы начинаем нашу встречу взаимными приветствиями. Сейчас вы по очереди будете здороваться друг с другом, обязательно подчеркивая индивидуальные особенности того, к кому обращаетесь. Разумеется, обращение начинается с имени. Пример такого приветствия: «Здравствуй, Ирина, я рада тебя видеть! Я помню, что твоей отличительной чертой является принципиальность». Если вы не помните особенность того, кого приветствуете, то извинитесь перед ним.

Упражнение «Поговорим о прошлом занятии»

Психолог. Для эффективной работы группы нам необходимо обязательно анализировать то, что происходит во время занятий. Дома вы, вероятно, вспоминали прошедшую встречу. Поделитесь со всеми своими впечатлениями о прошедшем занятии.

— Что помогло в работе над собой?

— Что так и не получилось?

— В чем причины?

— Какие претензии есть к членам группы, ведущему?

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Упражнение «Без маски»

Психолог. Мы уже убедились, что в данной группе можно быть откровенным. Давайте еще раз попробуем поведать друг другу что-то о себе без всякой предварительной подготовки. Перед вами в центре круга стопка карточек. Вы будете по очереди брать по одной карточке и сразу продолжать фразу, начало которой написано на вашей. Ваше высказывание должно быть предельно искренним и откровенным! Присутствующие будут внимательно слушать вас, и, если они почувствуют фальшь в ваших словах, придется взять другую карточку с новым текстом и попробовать ответить еще раз. Кто хочет быть первым?

Содержание карточек:

«Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня...»

«Мне очень трудно забыть, но я...»

«Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это...»

«Мне бывает скучно, когда я...»

«Особенно меня раздражает то, что я...»

«Мне особенно приятно, когда меня...»

«Иногда люди не понимают меня, потому что я...»

«Верно, что я еще...»

«Думаю, что самое важное для меня...»

«Мои друзья редко...»

«Я горжусь тем, что...»

«Моя сильная сторона в профессиональной деятельности...»

«У меня возникает чувство сомнения, когда...»

Упражнение «Пирог с начинкой»

Психолог. Просьба в чем-то напоминает пирог с начинкой: форма может быть одинаковой, а содержание разным; пирог может быть сладким или пресным и т.д. Нарисуйте или опишите разные пироги — их форму, цвет, вкус.

Рефлексия:

— Какие ассоциации, приятные или неприятные, вызвал каждый их этих «пирогов»?

— С чем это связано?

Подчеркивается значимость умения правильно высказать просьбу и реагировать на нее, а также реагировать на отказ от выполнения просьбы.

Упражнение «Чемпионат»

Психолог. Сейчас вы разобьетесь на пары. Каждая пара должна вытащить из корзины задание, которое надо будет выполнить, разыграв сценку с помощью кукол. На подготовку вам дается 1 минута, на выполнение — 3 минуты, все остальные — судьи, которые оценивают выступление и выставляют оценки. Максимальная оценка – 3 балла:

а) за точность выполнения задания;

б) за использованные средства.

Я выполняю роль главного судьи, буду подсчитывать очки.

Критерии оценки: умения, которые необходимы для того, чтобы правильно высказать просьбу, принять отказ ее выполнить или отказаться от выполнения обращенной к ним просьбы.

После каждого выступления ведущий просит «судей» обосновать свои оценки и спрашивает у выступающих, как они сами оценивают свое чувство уверенности.

Упражнение «Волшебная чашка»

Психолог. Сядьте удобно, положите свободно руки на колени, закройте глаза, дышите спокойно, ровно и глубоко. Расслабьтесь. Представьте себе белый экран, сосредоточьтесь на нем. Вообразите, что видите на нем свою любимую чашку. Раскрасьте ее так, как вам хочется. Еще раз внимательно посмотрите на чашку, рассмотрите ее. Наполните ее до краев вашим любимым напитком. Представьте и постарайтесь мысленно нарисовать рядом с вашей чашкой другую, чужую. Она пустая. Отлейте из своей чашки в пустую. Рядом еще пустая чашка, еще и еще... Отливайте из своей чашки в пустые и не жалейте. А сейчас посмотрите снова в свою чашку. О! Она снова полна до краев! Что же с ней случилось? Почему так произошло?..

Ваша чашка особенная — волшебная. Мы можем отливать из нее, а она всегда будет полной. Эта чашка — твоя! Она наполнена твоей добротой и уверенностью! Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: «Это я! У меня есть такая чашка!»

Задание: нарисуйте свою чашку.

Рефлексия

— Что вы чувствуете после выполнения упражнения?

— Почему ваша чашка всегда оставалась полной?

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Подведение итогов

Психолог. Мы познакомились с тем, как правильно высказывать просьбу и реагировать на нее; поработали над навыками уверенного поведения.

На следующем занятии будем рассматривать качества, важные для эффективного межличностного общения.

«Все у меня в руках» (рефлексивная технология)

На мольберте крепится плакат с изображением ладони. Большой палец — «Над этой темой я хотела бы еще поработать», указательный — «Здесь мне были даны конкретные указания», средний — «Мне здесь совсем не понравилось», безымянный — «Психологическая эстафета», мизинец — «Мне здесь не хватало...».

Участники рисуют на листах бумаги свою руку и вписывают внутри контура свои ответы на вопросы. Затем листы вывешиваются и всем участникам предлагается время для знакомства с ответами друг друга.

Прощание. Упражнение «Свеча»

Психолог. Наше занятие заканчивается. Я вас всех благодарю. Мне было приятно с вами работать.

А сейчас я зажгу свечу, и все мы будем по очереди передавать ее друг другу и говорить спасибо за совместную работу.

ЗАНЯТИЕ 4

Тема: «Познание себя»

Задачи:

– создание благоприятного социального психологического климата;

– углубление процесса самопознания;

– отработка навыков уверенного поведения и саморегуляции;

– получение позитивной обратной связи для укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов;

– познание себя при помощи группы.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Ритуал приветствия.

Упражнение «Подари камешек»

Ведущий предлагает участникам взять из коробки по одному или два камешка и подарить тому, кому они захотят, но обязательно со словами: «Я дарю тебе камешек, потому что ты самый...»

Тем педагогам, которым ничего не досталось, камешки дарит ведущий, обязательно отмечая при этом лучшие качества каждого, которому он делает подарок.

Упражнение «Поезд»

Игра проводится в круге. Сначала надо рассчитаться на первый-второй. Первые номера — хлопок в ладони, два притопа ногами. Вторые номера — два хлопка, один притоп. Движения повторяются по очереди: первый — второй — первый — второй и т.д. по кругу: имитируется стук колес поезда.

По ходу игры темп все время убыстряется.

Упражнение «Поговорим о прошлом занятии»

— С каким настроением вы сегодня пришли на занятие?

— Что помогло в работе над собой?

— Чего вы ждете от сегодняшнего занятия?

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Упражнение «Мои сильные стороны»

Психолог. У каждого из вас есть сильные стороны, то, что вы цените, принимаете и любите в себе, что дает вам чувство уверенности в собственных силах, что помогает выстоять в трудную минуту. При формулировании сильных сторон можете также отметить те положительные качества, которые вам не свойственны, но вы бы хотели выработать их в себе. На составление списка вам дается пять минут.

По окончании работы сядем в круг и озвучим записи. Когда будете высказываться, говорите прямо, уверенно, без всяких «но», «если», «может быть», «я не совсем уверен». На выступление дается 2 минуты.

Рефлексия

— Какие ощущения вы испытывали во время выполнения упражнения?

Упражнение «Самый-самый»

Психолог. Каждый человек — уникальная личность. В чем-то он совершенно неподражаем и вне всякой конкуренции. Но именно из-за того, что не все это видят, человек может быть неудовлетворен тем, как окружающие к нему относятся. Давайте исправим это. Разделитесь на команды по три-четыре человека, и пусть члены каждой команды расскажут о своих качествах, которыми они могут соперничать с другими. Подумайте, чем вы превосходите других членов вашей команды. На подготовку отводится одна минута. (Участники выполняют упражнение.)

А теперь расскажите друг другу о своих достоинствах и подтвердите их фактами. Давайте подведем итоги и внутри каждой команды выделим одного самого-самого по тем показателям, которые здесь обсуждались. Например, самый-самый высокий, самый-самый веселый, самый-самый находчивый.

Теперь нам остается определить «самого-самого» из всех команд. Давайте организуем конкурсы «самых-самых». Например, самых веселых или высоких из всех присутствующих здесь. На подготовку и организацию конкурса отводится одна минута.

В заключение поаплодируем «самым-самым».

Рефлексия

— Какие чувства вы испытывали во время выполнения упражнения?

Упражнение «Хвастовство»

Участники садятся в круг и получают задание (время для подготовки 2–3 минуты).

Психолог. Каждый должен похвастаться перед группой каким-либо своим качеством, умением, способностью, рассказать о своих сильных сторонах — о том, что он любит и ценит в себе. На выступление отводится 1 минута.

После первого «хвастовства» ведущий инициирует аплодисменты и восторженные отзывы. Это особенно важно для эмоциональной поддержки робких и застенчивых участников.

Рефлексия

— Какие ощущения возникли в процессе выполнения упражнения?

Упражнение «Скульптура»

Группа делится на две подгруппы. Одна должна «вылепить» скульптуру человека с чувством собственного достоинства, другая — человека без чувства собственного достоинства. Фигура лепится из одного из участников, которому все участники группы придают необходимую позу, создают ему мимику. Каждая подгруппа выбирает экскурсовода, который будет описывать скульптуру, рассказывать, что и как она выражает. Экскурсанты (члены второй подгруппы) могут согласиться или не согласиться, внести свои коррективы.

Рефлексия

— Что вы чувствовали в процессе «создания» скульптуры?

— Что чувствовали сами «скульптуры»?

Упражнение «Я в тебе уверен»

Психолог. Объединитесь в пары. Сядьте друг против друга. Посидите некоторое время молча, просто глядя в глаза. Это трудно, не совсем привычно, но вы ведь знакомы.

Теперь по очереди высказывайтесь, каждый раз начиная фразу следующими словами: «Я уверена, что ты...» Например: «Я уверена, что ты поможешь мне, если мне будет нужно», «Я уверена, что ты никогда не скажешь обо мне плохо». Еще рая подчеркну, что вы говорите по одной фразе, передавая слово друг другу.

Рефлексия

— Что вы чувствуете сейчас?

— Менялись ли ваши чувства на протяжении упражнения?

— Какой из этапов упражнения показался вам наиболее сложным?

Упражнение «Сон героя»

Психолог. Мы долго играли и устали. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха...

Ваши руки совершенно спокойно лежат на коленях. Ваши ступни стоят на полу и расслаблены. Ваши руки и ноги становятся спокойными и тяжелыми. Напряжение уменьшается. Ваше тело отдыхает...

Представьте себе, что каждый из вас уснул, устроившись на отдых под большим раскидистым деревом. Вам снится прекрасный сон. Каждый видит самого себя через пять лет...

Обратите внимание, как вы выглядите через пять лет...

Где вы живете...

Что вы делаете...

Представьте, что вы очень довольны своей жизнью. Чем вы занимаетесь? За что отвечаете? Кем работаете? Кто находится рядом с вами?..

Потратьте некоторое время на то, чтобы подробно рассмотреть отдельные образы своего сна. Время от времени до вас доносится мой дружеский голос. Можно разобрать отдельные фразы: «Ты замечательная... Мы тебя любим... У тебя все получится...»

Эти слова помогают смотреть ваш чудесный сон.

(Пауза 1 минута.)

Теперь вы чувствуете, что настало время возвращаться сюда к нам...

Когда я досчитаю до трех, вы проснетесь и будете бодры и уверенны. Постарайтесь запомнить все, что увидели о самом себе. Раз — два — три.

Теперь возьмите по листу бумаги, ручку и напишите, какими вы будете через пять лет: где будете жить и работать, кто будет рядом, как достигли этого? (10 минут.)

Рефлексия

— Довольны ли вы увиденным образом будущего?

— Что понравилось больше всего?

— Было ли что-то, что не понравилось?

— Что хотели бы изменить в своем образе будущего? Какие шаги для этого нужно предпринять?

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Упражнение «Я расту»

Участники в кругу садятся на корточки, голову сгибают к коленям, обхватывают ее руками. С определенного момента они начинают «расти».

Психолог. Представьте себе, что вы – маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно распрямляясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до десяти. Старайтесь расти под счет: на каждый счет добавляйте следующую стадию вашего роста. Постарайтесь вырасти до счета «восемь», а на счет «девять» и «десять» постарайтесь еще подрасти, мысленно отрывая пятки от пола, чтобы стать еще выше.

После окончания упражнения участники садятся на стул и максимально расслабляются.

Подведение итогов

Ведущий еще раз обобщает теоретический и практический материал, данный по ходу тренинга. Разбирает вместе с участниками группы их впечатления от занятий, отвечает на вопросы, подводит итоги совместной работы.

Можно провести рефлексивную технологию.

Упражнение «Ресторан»

На доске приклеивается картина «Повар» и вопрос «Насытились?» с ответами, выполненными на отдельных карточках:

— Насытились?

— Я съел бы еще этого...

— Больше всего мне понравилось...

— Я почти переварил...

— Этот ресторан...

— Я переел...

— Пожалуйста, добавьте...

Прощание. Упражнение «Свеча».

(См. занятие 3.)

Ирина ВЕЖНОВЕЦ,
педагог-психолог ДУ № 14,
г. Светлогорск,
Республика Беларусь

ЛИТЕРАТУРА

1. Грачева Л.В. Тренинг внутренней свободы. Актуализация творческого потенциала. — СПб.: Речь, 2003.

2. Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям: Практическая психология на каждый день. — М.: Новая школа, 1993.

3. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. — М.: Эксмо, 2004.

4. Прутченков А.С. Тренинг личностного роста. — М.: Новая школа, 1993.

5. Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. — М.: Новая школа, 1993.